Чтобы постоянно увеличивать данный показатель используются различные способы административно-законодательного воздействия на рынок, включая протекционистские меры. Например, чтобы российский фильм собрал как можно больше денег, для него «расчищают» неделю от крупных иностранных релизов, которые могут переманить зрителя. Это мы видели на примере фильма «Время первых» и ранее «Притяжения» Бондарчука (соответственно, от них пострадали «Форсаж-8» и «Великая стена»).
Однако от такой кинополитики сильно страдают кинотеатры, которые находятся в частных руках. Вообще отрасль сейчас, в кризис, становится рискованной для вложений. Когда различными методами обеспечивается наибольший процент сборов для российских фильмов, понижаются общие доходы отрасли. А это очень принципиально для владельцев киносетей и особенно мелких кинотеатров, многие из которых перебиваются от релиза к релизу.
Мера, которую сейчас обсуждают ― введение пятимиллионной стоимости прокатного входа ― может нанести серьезный удар по кинопрокату: многие прокатчики меньше зарабатывают на картине, чем стоит разрешение.
Действительно, проблема с «второразрядными» картинами существует. Есть иностранные фильмы, скажем так, категории «B» и «С», которые, даже будучи невысокого уровня качеством, побивают российские релизы. На мой взгляд, задача Минкульта ― сделать нерентабельным появление таких иностранных фильмов у нас в прокате.
Соответственно, у российских картин в этом поле не будет конкуренции, наших будет больше, и увеличатся сборы от российских картин. Но делать шаги здесь надо продуманно, так как мера эта приведет к серьезным рискам для прокатчиков авторского кино. Кто может поручиться заранее, пройдет ли комиссию экспертов, освобождающую от выплат, какая-то западная лента, которая не ставит своей задачей следовать российским духовным скрепам? К тому же, 5 миллионов нужно выложить заранее. В таких условиях рынок авторского кино вымрет и перейдет в пиратский сектор.
Сейчас мы пытаемся идти по «силовому» пути, предполагающему жесткий контроль. Так делают в КНР, но разница в том, что китайский кинорынок растет как на дрожжах ― от 30% до 50% каждый год, и каждый день открывается более 25 кинотеатров. А у нас же наступило пресыщение: в крупных городах, Москве и в Санкт-Петербурге, кинотеатров на душу населения уже больше, чем должно быть. Если не учитывать коммерческую составляющую, протекционистские меры могут неоднозначно повлиять на дальнейшее развитие отрасли.
Автор статьи: Алексей Юсев - кинокритик