Оскорбляет спектакль — встань и уйди

Государство и культура

Оскорбляет спектакль — встань и уйди
24 Ноября 2017, 16:52

Дискуссия о том, как должны строиться отношения театров и государства в последние дни обострилась в связи с критикой, высказанной Константином Райкиным в адрес Минкульта из-за проведения проверок в театре «Сатирикон».

Дискуссия о том, как должны строиться отношения театров и государства в последние дни обострилась в связи с критикой, высказанной Константином Райкиным в адрес Минкульта из-за проведения проверок в театре «Сатирикон».

Должно ли государство влиять на идейное, нравственное, художественное содержание постановок в государственных театрах? У меня нет сомнения в том, что это влияние уже существует, причем, на самых различных уровнях. Конечно же, не непосредственно — в виде злобного дяди-цензора, который приходит на генеральные репетиции и грозит пальчиком режиссеру. Но влияние оказывается через все наше общественное устройство, через то, что транслируется по телевизору, что происходит в нашей обыденной жизни…

Что касается ситуации вокруг Райкина, то я сильно сомневаюсь, что прокурорские проверки в принципе можно приравнять к проявлениям цензуры.

Но для того, чтобы говорить  о них более конкретно, нужно, как минимум, ознакомиться с документами: теми, которые послужили основаниями для проверок (письма, заявления, кем и когда они подписаны), а также с заключениями, полученными по результатам этих прокурорских проверок. Все остальное – демагогия и наши домыслы.
Наивно предполагать, что можно всерьез изобрести некий реально действующий и действенный механизм «влияния» государства на содержание театральных постановок. Все это демагогия и подмена необходимости принципиального решения иных, более локальных, но и более конкретных задач. И одна из центральных — выработка критериев и механизмов понимания того, с чем мы имеем дело. Что перед нами: «продукт» сферы услуг или произведение искусства? Если мы сможем ответить на данный вопрос, мы сможем понять, какую применять систему оценки. Где смотреть на коммерческую эффективность продукта, а где — на художественную ценность (или бесценность). Размытость и принципиальная «запутанность» в этом вопросе как раз и порождает растерянность перед современным предложением в культурном поле. Люди элементарно не ориентируются, что есть что, и от этого постоянно нервничают, «оскорбляются», требуют навести порядок. Отсюда — странное и отчасти забавное (хотя вполне понятное) стремление к тому, чтобы современное культурное предложение было для рядового потребителя минимально дискомфортным и максимально удобно-практичным.

Иногда говорят о том, влиять на театральное сообщество должны граждане — ведь это их деньги (налоги) государство выделяет театрам.  На мой взгляд, очень смешная и нелепая постановка вопроса. Что конкретно хотят контролировать люди за свои налоги? Предлагаю простую арифметику: берем МРОТ по России в сумме 7  800 рублей, вычитаем из него налоги, и из суммы налогов берем 0,6% — это именно та цифра, которую в 2016 году государство потратило на культуру. Получается примерно 8 рублей в месяц и плюс-минус 100 рублей в год с человека. Это пара-тройка пуговиц на театральных костюмах, не больше. О каком контроле может всерьез идти речь?

Мне кажется, проблема кроется в иной плоскости. Живя в обществе потребления, мы постоянно играем в некий «учет и контроль» на глобальном уровне, но перестаем нести личную ответственность за то, что потребляем.

Что может быть проще: не нравится передача — переключи на другой канал или выключи телевизор вообще. «Оскорбляет» спектакль — встань и уйди из зрительного зала… Но нет, мы не хотим сделать над собой усилие, просто подняться из кресла и выйти. Мы хотим, чтобы нам каждый раз «по щучьему велению, по моему хотению» меняли одно на другое, а сами бы мы к этому не прикладывали никаких усилий, только «посылали во Вселенную» запросы и пожелания. На мой взгляд это глупая и бесперспективная установка. Пока каждый из нас, попадая на «некомфортный» для себя спектакль, не будет принимать сам самостоятельного решения о том, как к нему относиться, стоит ли смотреть, и если да, то зачем, ситуация в принципе не изменится. Наивно стремится к тому, что государство, общество, искусствоведы, эксперты или какие-то условные группы активистов будут принимать за нас решения относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо!

Татьяна Комонова — театральный критик, член Экспертной комиссии Общественного совета Минкультуры по вопросам театра.

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Оскорбляет спектакль — встань и уйди

<h2> Дискуссия о том, как должны строиться отношения театров и государства в последние дни обострилась в связи с критикой, высказанной Константином Райкиным в адрес Минкульта из-за проведения проверок в театре «Сатирикон». </h2> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Должно ли государство влиять на идейное, нравственное, художественное содержание постановок в государственных театрах? У меня нет сомнения в том, что это влияние уже существует, причем, на самых различных уровнях. Конечно же, не непосредственно — в виде злобного дяди-цензора, который приходит на генеральные репетиции и грозит пальчиком режиссеру. Но влияние оказывается через все наше общественное устройство, через то, что транслируется по телевизору, что происходит в нашей обыденной жизни… <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Что касается ситуации вокруг Райкина, то я сильно сомневаюсь, что прокурорские проверки в принципе можно приравнять к проявлениям цензуры. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Но для того, чтобы говорить  о них более конкретно, нужно, как минимум, ознакомиться с документами: теми, которые послужили основаниями для проверок (письма, заявления, кем и когда они подписаны), а также с заключениями, полученными по результатам этих прокурорских проверок. Все остальное – демагогия и наши домыслы. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Наивно предполагать, что можно всерьез изобрести некий реально действующий и действенный механизм «влияния» государства на содержание театральных постановок. Все это демагогия и подмена необходимости принципиального решения иных, более локальных, но и более конкретных задач. И одна из центральных — выработка критериев и механизмов понимания того, с чем мы имеем дело. Что перед нами: «продукт» сферы услуг или произведение искусства? Если мы сможем ответить на данный вопрос, мы сможем понять, какую применять систему оценки. Где смотреть на коммерческую эффективность продукта, а где — на художественную ценность (или бесценность). Размытость и принципиальная «запутанность» в этом вопросе как раз и порождает растерянность перед современным предложением в культурном поле. Люди элементарно не ориентируются, что есть что, и от этого постоянно нервничают, «оскорбляются», требуют навести порядок. Отсюда — странное и отчасти забавное (хотя вполне понятное) стремление к тому, чтобы современное культурное предложение было для рядового потребителя минимально дискомфортным и максимально удобно-практичным. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Иногда говорят о том, влиять на театральное сообщество должны граждане — ведь это их деньги (налоги) государство выделяет театрам.  На мой взгляд, очень смешная и нелепая постановка вопроса. Что конкретно хотят контролировать люди за свои налоги? Предлагаю простую арифметику: берем МРОТ по России в сумме 7  800 рублей, вычитаем из него налоги, и из суммы налогов берем 0,6% — это именно та цифра, которую в 2016 году государство потратило на культуру. Получается примерно 8 рублей в месяц и плюс-минус 100 рублей в год с человека. Это пара-тройка пуговиц на театральных костюмах, не больше. О каком контроле может всерьез идти речь? <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Мне кажется, проблема кроется в иной плоскости. Живя в обществе потребления, мы постоянно играем в некий «учет и контроль» на глобальном уровне, но перестаем нести личную ответственность за то, что потребляем. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Что может быть проще: не нравится передача — переключи на другой канал или выключи телевизор вообще. «Оскорбляет» спектакль — встань и уйди из зрительного зала… Но нет, мы не хотим сделать над собой усилие, просто подняться из кресла и выйти. Мы хотим, чтобы нам каждый раз «по щучьему велению, по моему хотению» меняли одно на другое, а сами бы мы к этому не прикладывали никаких усилий, только «посылали во Вселенную» запросы и пожелания. На мой взгляд это глупая и бесперспективная установка. Пока каждый из нас, попадая на «некомфортный» для себя спектакль, не будет принимать сам самостоятельного решения о том, как к нему относиться, стоит ли смотреть, и если да, то зачем, ситуация в принципе не изменится. Наивно стремится к тому, что государство, общество, искусствоведы, эксперты или какие-то условные группы активистов будут принимать за нас решения относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо! </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Татьяна Комонова — театральный критик, член Экспертной комиссии Общественного совета Минкультуры по вопросам театра.</b> </span> </p> <p> </p>

Оскорбляет спектакль — встань и уйди

Оскорбляет спектакль — встань и уйди

Оскорбляет спектакль — встань и уйди

Оскорбляет спектакль — встань и уйди