Российская гостиничная ассоциация давно выступала за введение обязательной классификация на всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, проходит ли у нас Чемпионат мира по футболу или Олимпиада. Законопроект был практически готов уже два года назад, и мы надеялись, что он будет принят гораздо раньше. К сожалению, его обсуждение затянулось - поправки сыпались с разных сторон. Новые редакции заново выставлялись на обсуждение. И только сейчас этот законопроект принят Госдумой в третьем чтении. Надеюсь, что в течение 1-2 недель его подпишут Совет Федерации и Президент.
Обязательная система классификации даст возможность всем средствам размещения туристов работать по единым правилам, что придаст мощный стимул к их развитию. Это подтверждает пример одиннадцати субъектов Российской Федерации, где обязательная классификация уже введена в связи с Чемпионатом мира по футболу. Мы видим, что качество гостиничных услуг там выросло и это только начало. Пока есть недостатки в системе, но она совершенствуется. Пожалуй, главными недостатками на сегодняшний день является необоснованное, а точнее, незаконное присвоение гостиницами себе категорий и недостаточный контроль за деятельностью аккредитованных организаций и присвоение ими категорий по звездам.
В конечном счёте, всё делается ради блага людей, чтобы любой гость, иностранец или россиянин, сразу мог подобрать вариант «под свой кошелек». Если он едет, допустим, в Москву и рассчитывает на трехзвездочную гостиницу, он уже представляет, какого уровня у него будут услуги и каков порядок цен на них. Его ожидания должны оправдаться. Без обязательной классификации об этом не могло быть и речи! Когда люди приезжают в гостиницу, на фасаде которой сверкают четыре звезды, а в реальности качество услуг с трудом дотягивает на три (при добровольной классификации подобные ситуации возникали нередко), это не лучшим образом сказывается на имидже не только отеля, но и государства в целом. Да, многие туристы ориентируются на отзывы, но отзывы бывают и заказными.
Принятый закон — только начало, а будут еще и подзаконные акты. В законе предусмотрены поправки в Кодекс об административных нарушениях, где прописаны штрафы за различные нарушения. Так что, новые нормы действительно будут серьезно регулировать и контролировать гостиничный рынок и качество предоставляемых гостиничных услуг по всей стране. Это хорошо и для потребителей, и для самого бизнеса.
Гостиницы низкого качества, вне зависимости от категории, существуют во всем мире — и в Париже, и в Лондоне. Мы специально проводим бизнес-туры для директоров российских гостиниц, в которых исследуем как позитивный, так и негативный зарубежный опыт. И теперь государство сможет «бить по рукам» тех, кто решит нарушить правила. Ты уже не сможешь сам присвоить своему объекту категорию звездности, а будешь это делать только через экспертов аккредитованных организаций. При этом если аккредитованные организации пойдут на сговор с гостиницами, и те, и другие будут оштрафованы, а организации лишатся аккредитаций. Следить за этим будет государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Как перемены повлияют на цены? Цены, в первую очередь упорядочатся. Если кто-то говорит, что они будут уменьшаться, то нет - надо реалистично смотреть на жизнь. Всем известно, что есть теневой гостиничный рынок в жилых помещениях, который работает «в серую». Его владельцы могут себе позволить платить за коммунальные услуги как за жилье (а это намного меньше, чем платит гостиница) и не платить налоги государству, поэтому и цены у них совершенно другие. Когда их выведут «на чистую воду», они вынуждены будут оплачивать и коммунальные платежи по другим ценам, и налоги, и цены у них увеличатся. Это пойдет на пользу нормальной, честной конкуренции на гостиничном рынке, и потребители, безусловно, тоже выиграют – улучшится и качество гостиничных услуг по стране, и безопасность наших гостей.
Поскольку Российская гостиничная ассоциация — тоже аккредитованная организация и мы непосредственно связаны с классификацией, мы видим, как бизнес в 11 субъектах Российской Федерации относится к новым правилам. Некоторых государство заставляло классифицироваться «из-под палки», кто-то допускал нарушения, но в целом, это привело к улучшению качества предоставляемых услуг. Ведь классификация — не просто договор с аккредитованной организацией, но и оценка по открытым для всех критериям, выдача рекомендаций для исправления нарушений или устранения недочётов. Даются конкретные предписания: произвести такие-то строительные работы, такие-то ремонтные, где-то заменить оборудование, в том числе телевизионные приемники, мебель, сантехнику и другое.
Всё это — деньги. И то, что оплачивается аккредитованной организации за экспертную оценку — малые затраты. А вот устранение нарушений, без которого гостиница не сможет получить заявленную категорию, может вылиться в серьезную сумму. Причем у гостиниц, которые всегда следили за тем, чтобы и персонал был обучен, и оборудование было в отличном состоянии, и сами услуги предлагались на уровне, затраты окажутся небольшими. А вот для того, кто говорил: «Да ладно, и так сойдет, прибыль получаю, и слава Богу», — траты станут очень весомыми.
Может быть, новые правила классификации заставят некоторые гостиницы уйти с рынка. Но туда им и дорога: пусть уходят, если не могут наладить эффективную работу и развивать свой бизнес. Это упорядочит весь рынок.
Геннадий Ламшин - президент, исполнительный директор Российской гостиничной ассоциаци