Может закрыться до 30% частных музеев

Музеи и выставки

Может закрыться до 30% частных музеев
16 Ноября 2020, 11:58

В России более 1000 частных музеев, коллекции многих из них уникальны и привлекают множество посетителей. Но есть и проблемы, в частности – неопределенный правовой статус, отсутствие поддержки со стороны государства, а теперь еще и пандемия. О том, какие шаги нужно предпринять для развития этого сегмента культурной жизни страны рассказывает директор Ассоциации частных музеев России, директор Музея мировой каллиграфии Алексей Шабуров.

В России более 1000 частных музеев, коллекции многих из них уникальны и привлекают множество посетителей. Но есть и проблемы, в частности – неопределенный правовой статус, отсутствие поддержки со стороны государства, а теперь еще и пандемия. О том, какие шаги нужно предпринять для развития этого сегмента культурной жизни страны рассказывает директор Ассоциации частных музеев России, директор Музея мировой каллиграфии Алексей Шабуров.

Сейчас Министерство культуры, Союз музеев и Ассоциация частных музеев готовят программу развития частных музеев России. Итогом должен стать некий документ, подписание которого запланировано на конец ноября — начало декабря. Это была инициатива государства в ответ на запрос о поддержке частных музеев. Первое, чего мы ждем от государства — информационной поддержки. Например, создания фильмов о частных музеях и специализированного информационного портала.

Второе — это интеграция частных музеев в общее музейное пространство. Хотелось бы, чтобы частные музеи как можно шире представили на международном фестивале «Интермузей». Если будут выделены достаточные площади, можно выставить многие коллекции — например, из Музея пишущих машинок или Музея электромузыкального социализма (МЭМС) Александра Лебедева. В стране множество эксклюзивных музеев, которые могут быть представлены отдельными стендами.

Не менее важно, чтобы специалисты Министерства культуры объяснили сотрудникам частных музеев, зачем нужен Реестр частных музеев при Минкульте, почему важно соответствовать Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» N 54-ФЗ. Нужна открытая дискуссия.

Третье — участие частных музеев в государственных федеральных программах, которые проводит Министерство культуры. Например, «Дорогами музеев». А это подразумевает и туристические потоки, и информационную поддержку, и включение во всевозможные каталоги и информационные базы Ростуризма и Минкульта.

Четвертое — возможность владельцев, хранителей, специалистов частных музеев участвовать в государственных программах по повышению квалификации, которые проводит Министерство культуры. В итоге частные музеи должны войти в правовое музейное поле.

Я знаю много примеров успешного сотрудничества частных музеев с государственными. И мы сейчас делаем раздел на сайте Ассоциации, где будет список государственных музеев, которые ведут лояльную политику по отношению к частным коллекциям и частным музеям. При этом мы обязательно должны иметь правовую защиту при передаче коллекции: нужны подписанные акты, протокол, специалист по культурным ценностям должен сделать оценку, в договоре должны быть обозначены компенсации в случае утери ценностей. Все это — достаточно кропотливое дело, которым государство умеет заниматься, и если частные музеи будут включены в государственную программу развития, рассчитанную на 2021-2023 годы, то коллеги смогут повышать свою профессиональную квалификацию.

Уже сейчас из-за пандемии многим частным музеям нужна государственная помощь. Самый острый вопрос — бремя арендной платы. Если музей арендует помещение у государственной либо у муниципальной структуры, естественно государству пойти навстречу. Если же арендодатель — коммерческая структура, то все сложнее. Если не оказать помощь, многие музеи могут закрыться, а их уникальные экспонаты осядут в частных коллекциях или уйдут с аукциона, и публика их больше не увидит. Мы сейчас ездим по всей стране и фотографируем коллекции некоторых музеев, которые уже находятся на грани исчезновения, чтобы хотя бы зафиксировать культурные ценности, которые у них находятся.

По нашим прогнозам, может закрыться до 30% частных музеев, а 10% уже съехали с насиженных мест. И это, поверьте, музеи, чьи коллекции представляют реальную ценность. Конечно, если их руководители увидят, что государство заинтересовано, что местным органам самоуправления дан сигнал поддержать частный музей, предоставить помещение на льготных условиях, эти музеи в будущем смогут снова открыться.

Поэтому должен быть четкий посыл государства к государственным музеям о том, что частные музеи — это наши меньшие братья, нужно начинать сотрудничать, нужно предоставлять площади на безвозмездной основе или на каких-то понятных условиях. Реальная ситуация: коллекция хорошая, а музей аренду не тянет. Почему бы, например, краеведческому музею не взять под опеку такой частный музей, чтобы помочь пережить тяжелые времена и сохранить коллекцию?

А есть музеи, которые держатся на харизме их создателей. Часто это глубоко пожилые люди, одинокие. Пусть их коллекции не столь выдающиеся, но с точки зрения развития познавательного интереса их трудно переоценить! Если коллекция не подходит государственному музею, то школьные музеи уж точно могли бы такую коллекцию взять под свое крыло.

Автор -- директор Ассоциации частных музеев России, директор Музея мировой каллиграфии

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Может закрыться до 30% частных музеев

<h2> В России более 1000 частных музеев, коллекции многих из них уникальны и привлекают множество посетителей. Но есть и проблемы, в частности – неопределенный правовой статус, отсутствие поддержки со стороны государства, а теперь еще и пандемия. О том, какие шаги нужно предпринять для развития этого сегмента культурной жизни страны рассказывает директор Ассоциации частных музеев России, директор Музея мировой каллиграфии Алексей Шабуров. </h2> <p> Сейчас Министерство культуры, Союз музеев и Ассоциация частных музеев готовят программу развития частных музеев России. Итогом должен стать некий документ, подписание которого запланировано на конец ноября — начало декабря. Это была инициатива государства в ответ на запрос о поддержке частных музеев. Первое, чего мы ждем от государства — информационной поддержки. Например, создания фильмов о частных музеях и специализированного информационного портала. </p> <p> Второе — это интеграция частных музеев в общее музейное пространство. Хотелось бы, чтобы частные музеи как можно шире представили на международном фестивале «Интермузей». Если будут выделены достаточные площади, можно выставить многие коллекции — например, из Музея пишущих машинок или Музея электромузыкального социализма (МЭМС) Александра Лебедева. В стране множество эксклюзивных музеев, которые могут быть представлены отдельными стендами. </p> <p> Не менее важно, чтобы специалисты Министерства культуры объяснили сотрудникам частных музеев, зачем нужен Реестр частных музеев при Минкульте, почему важно соответствовать Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» N 54-ФЗ. Нужна открытая дискуссия. </p> <p> Третье — участие частных музеев в государственных федеральных программах, которые проводит Министерство культуры. Например, «Дорогами музеев». А это подразумевает и туристические потоки, и информационную поддержку, и включение во всевозможные каталоги и информационные базы Ростуризма и Минкульта. </p> <p> Четвертое — возможность владельцев, хранителей, специалистов частных музеев участвовать в государственных программах по повышению квалификации, которые проводит Министерство культуры. В итоге частные музеи должны войти в правовое музейное поле. </p> <p> Я знаю много примеров успешного сотрудничества частных музеев с государственными. И мы сейчас делаем раздел на сайте Ассоциации, где будет список государственных музеев, которые ведут лояльную политику по отношению к частным коллекциям и частным музеям. При этом мы обязательно должны иметь правовую защиту при передаче коллекции: нужны подписанные акты, протокол, специалист по культурным ценностям должен сделать оценку, в договоре должны быть обозначены компенсации в случае утери ценностей. Все это — достаточно кропотливое дело, которым государство умеет заниматься, и если частные музеи будут включены в государственную программу развития, рассчитанную на 2021-2023 годы, то коллеги смогут повышать свою профессиональную квалификацию. </p> <p> Уже сейчас из-за пандемии многим частным музеям нужна государственная помощь. Самый острый вопрос — бремя арендной платы. Если музей арендует помещение у государственной либо у муниципальной структуры, естественно государству пойти навстречу. Если же арендодатель — коммерческая структура, то все сложнее. Если не оказать помощь, многие музеи могут закрыться, а их уникальные экспонаты осядут в частных коллекциях или уйдут с аукциона, и публика их больше не увидит. Мы сейчас ездим по всей стране и фотографируем коллекции некоторых музеев, которые уже находятся на грани исчезновения, чтобы хотя бы зафиксировать культурные ценности, которые у них находятся. </p> <p> По нашим прогнозам, может закрыться до 30% частных музеев, а 10% уже съехали с насиженных мест. И это, поверьте, музеи, чьи коллекции представляют реальную ценность. Конечно, если их руководители увидят, что государство заинтересовано, что местным органам самоуправления дан сигнал поддержать частный музей, предоставить помещение на льготных условиях, эти музеи в будущем смогут снова открыться. </p> <p> Поэтому должен быть четкий посыл государства к государственным музеям о том, что частные музеи — это наши меньшие братья, нужно начинать сотрудничать, нужно предоставлять площади на безвозмездной основе или на каких-то понятных условиях. Реальная ситуация: коллекция хорошая, а музей аренду не тянет. Почему бы, например, краеведческому музею не взять под опеку такой частный музей, чтобы помочь пережить тяжелые времена и сохранить коллекцию? </p> <p> А есть музеи, которые держатся на харизме их создателей. Часто это глубоко пожилые люди, одинокие. Пусть их коллекции не столь выдающиеся, но с точки зрения развития познавательного интереса их трудно переоценить! Если коллекция не подходит государственному музею, то школьные музеи уж точно могли бы такую коллекцию взять под свое крыло. </p> <p> <b><i>Автор -- директор Ассоциации частных музеев России, директор Музея мировой каллиграфии </i></b> </p>

Может закрыться до 30% частных музеев

Может закрыться до 30% частных музеев

Может закрыться до 30% частных музеев

Может закрыться до 30% частных музеев