Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества

Музыка

Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества
2 Ноября 2020, 12:32
Кризисные явления в обществе несомненно сказываются и на состоянии культуры. Наше общество, в значительной степени лишенное ориентиров, не стремится к развитию, к расширению познания.

Кризисные явления в обществе несомненно сказываются и на состоянии культуры. Наше общество, в значительной степени лишенное ориентиров, не стремится к развитию, к расширению познания. Развитие глубинной, фундаментальной музыки связано с этим напрямую.

Поэтому, хотя в России сложные музыкальные системы развиваются, но развиваются они нередко в замкнутом, полуподпольно-гаражном состоянии и оказываются чаще востребованными на Западе, чем у нас. Массовая публика не готова к их восприятию, а эта подготовка даже в советское время шла, хотя порой и довольно странными путями. Например, в те времена была замечательная передача на радио «В рабочий полдень». Она была предназначена для трудящихся, которые отдыхают во время обеденного перерыва. В это время звучала классическая музыка. Накапливалась обойма хорошо известной классики - слушатели знали некоторые произведения Баха, знали «Лебедя» Сен-Санса. Они не знали, откуда этот «Лебедь» взялся, что это часть большой сюиты «Карнавал животных». Но музыка оставалось в голове, и тяготение к этой музыке тоже оставалось. А сейчас пройдите по улице, спросите у прохожих, как они относятся к Шостаковичу. Они скажут, что это великий композитор. Но на вопрос, слышали ли они его произведения, ответят отрицательно.

Похожая ситуация и с джазом, который в значительной мере определил культуру XX века, сказался не только на массовой культуре, но и повлиял на симфоническую музыку, проник в музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси. И у многих других композиторов так или иначе отголоски джаза находили свое место — скажем, у Родиона Щедрина, у Гии Канчели. Джаз благодаря своей импровизационности сыграл очень важную роль в музыке всего XX века. В становлении рок-музыки тоже — блюз остаётся их общим родственником, да и взаимодействие между ними было очень сильное. Поэтому куда ни ткни, везде найдешь отголоски джаза.   

Считается, что советский джаз возник 1 октября 1922 года. В 30-е годы джаз был самой популярной музыкой в западной части мира, это был преимущественно оркестровый танцевальный джаз. Непосредственно перед Великой Отечественной войной произошло невероятное событие: у нас была, по-моему, первая страна в мире, где возникли государственные джаз-оркестры.

Танцевальная джазовая культура — моментально с началом войны превратилась в песенную, танцевать было неуместно, а песни на фронте и в тылу были необходимы. Многие удивляются этому, но джазовые музыканты принимали очень активное участие в обеспечении культурного фронта во время Великой отечественной войны. Оркестры Александра Цфасмана, Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Дмитрия Покраса, Леонида Утесова, Николая Минха и многие другие выступали в войсках, госпиталях, делали записи, транслировались выступления по радио.

В сегодняшней России джаз присутствует примерно в такой же степени, как и во всем мире. Он может выполнять как функцию легкой музыки, так и вполне филармонической. Есть масса каналов передачи облегченной джазовой информации, например, радио «Джаз», где можно услышать легкие песенные формы, smooth jazz.

Но одновременно джаз стал достаточно сложной музыкой, которая требует определенной подготовки, поэтому из сферы популярной музыки он, в общем, выпал. Это совершенно нормальное явление. Хотя все ветви джаза, которые когда-то существовали, существуют и сейчас. Но просто те направления, в которых он активно развивается в последние десятилетия, не относятся к поп-музыке.

Надо сказать, что в нашей стране в последние пару десятилетий усилилось профессиональное образование джазовых музыкантов. Этим занимается с успехом Российская Академия музыки имени Гнесиных, многие другие учебные заведения. И профессионализм джазовых музыкантов вырос. Но не все так розово и блестяще. Современный джаз состоит в тесных отношениях с академической, "серьезной" музыкой. У нас огромное количество интереснейших композиторов, которые составляют золотой фонд XX века. При этом они неизвестны не только нашей публике — они неизвестны и многим нашим музыкантам. Без этого знания развитие джаза оказывается заторможенным, однобоким. И это большая проблема, которую по-хорошему надо решать на государственном уровне.

Михаил Митропольский — джазовый обозреватель, радио-и телеведущий. Член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA)

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества

<h2> Кризисные явления в обществе несомненно сказываются и на состоянии культуры. Наше общество, в значительной степени лишенное ориентиров, не стремится к развитию, к расширению познания. Развитие глубинной, фундаментальной музыки связано с этим напрямую. </h2> <p> Поэтому, хотя в России сложные музыкальные системы развиваются, но развиваются они нередко в замкнутом, полуподпольно-гаражном состоянии и оказываются чаще востребованными на Западе, чем у нас. Массовая публика не готова к их восприятию, а эта подготовка даже в советское время шла, хотя порой и довольно странными путями. Например, в те времена была замечательная передача на радио «В рабочий полдень». Она была предназначена для трудящихся, которые отдыхают во время обеденного перерыва. В это время звучала классическая музыка. Накапливалась обойма хорошо известной классики - слушатели знали некоторые произведения Баха, знали «Лебедя» Сен-Санса. Они не знали, откуда этот «Лебедь» взялся, что это часть большой сюиты «Карнавал животных». Но музыка оставалось в голове, и тяготение к этой музыке тоже оставалось. А сейчас пройдите по улице, спросите у прохожих, как они относятся к Шостаковичу. Они скажут, что это великий композитор. Но на вопрос, слышали ли они его произведения, ответят отрицательно. </p> <p> </p> <p> Похожая ситуация и с джазом, который в значительной мере определил культуру XX века, сказался не только на массовой культуре, но и повлиял на симфоническую музыку, проник в музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси. И у многих других композиторов так или иначе отголоски джаза находили свое место — скажем, у Родиона Щедрина, у Гии Канчели. Джаз благодаря своей импровизационности сыграл очень важную роль в музыке всего XX века. В становлении рок-музыки тоже — блюз остаётся их общим родственником, да и взаимодействие между ними было очень сильное. Поэтому куда ни ткни, везде найдешь отголоски джаза.    </p> <p> </p> <p> Считается, что советский джаз возник 1 октября 1922 года. В 30-е годы джаз был самой популярной музыкой в западной части мира, это был преимущественно оркестровый танцевальный джаз. Непосредственно перед Великой Отечественной войной произошло невероятное событие: у нас была, по-моему, первая страна в мире, где возникли государственные джаз-оркестры. </p> <p> </p> <p> Танцевальная джазовая культура — моментально с началом войны превратилась в песенную, танцевать было неуместно, а песни на фронте и в тылу были необходимы. Многие удивляются этому, но джазовые музыканты принимали очень активное участие в обеспечении культурного фронта во время Великой отечественной войны. Оркестры Александра Цфасмана, Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Дмитрия Покраса, Леонида Утесова, Николая Минха и многие другие выступали в войсках, госпиталях, делали записи, транслировались выступления по радио. </p> <p> </p> <p> В сегодняшней России джаз присутствует примерно в такой же степени, как и во всем мире. Он может выполнять как функцию легкой музыки, так и вполне филармонической. Есть масса каналов передачи облегченной джазовой информации, например, радио «Джаз», где можно услышать легкие песенные формы, smooth jazz. </p> <p> </p> <p> Но одновременно джаз стал достаточно сложной музыкой, которая требует определенной подготовки, поэтому из сферы популярной музыки он, в общем, выпал. Это совершенно нормальное явление. Хотя все ветви джаза, которые когда-то существовали, существуют и сейчас. Но просто те направления, в которых он активно развивается в последние десятилетия, не относятся к поп-музыке. </p> <p> </p> <p> Надо сказать, что в нашей стране в последние пару десятилетий усилилось профессиональное образование джазовых музыкантов. Этим занимается с успехом Российская Академия музыки имени Гнесиных, многие другие учебные заведения. И профессионализм джазовых музыкантов вырос. Но не все так розово и блестяще. Современный джаз состоит в тесных отношениях с академической, "серьезной" музыкой. У нас огромное количество интереснейших композиторов, которые составляют золотой фонд XX века. При этом они неизвестны не только нашей публике — они неизвестны и многим нашим музыкантам. Без этого знания развитие джаза оказывается заторможенным, однобоким. И это большая проблема, которую по-хорошему надо решать на государственном уровне. </p> <p> </p> <p> <b><i>Михаил Митропольский — джазовый обозреватель, радио-и телеведущий. Член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA)</i></b><i> </i> </p>

Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества

Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества

Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества

Михаил Митропольский: Востребованность той или иной музыки зависит от состояния общества