Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом

Государство и культура

Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом
6 Февраля 2018, 12:47
30 января кандидат в президенты России Владимир Путин встретился с доверенными лицами. О предложениях и пожеланиях, прозвучавших на встрече, рассказывает её участница, пианистка Екатерина Мечетина

30 января кандидат в президенты России Владимир Путин встретился с доверенными лицами. О предложениях и пожеланиях, прозвучавших на встрече, рассказывает её участница, пианистка Екатерина Мечетина.


Накануне встречи с доверенными лицами заседало восемь рабочих групп. Группа «Культура и искусство», куда вхожу я, была самой многочисленной ― около ста человек. Мы собрались во ВГИКе, и в режиме свободного общения любой желающий выходил к микрофону и высказывался о наболевшем.

То, что в результате было доверено озвучить нам с Владимиром Машковым ― это «концентрат» из наиболее часто звучавших предложений.

Владимир поднял важнейший вопрос. Расскажу предысторию: когда организовали Фонд кино, у него было принципиальное отличие от предшествующих структур ― фонд не возглавляет один человек, он управляется экспертным советом. Эта система отлично себя зарекомендовала, за последний год наше кино рвануло вверх. Поэтому по аналогии было предложено создать Фонд культурного развития регионов: идеи поступали бы непосредственно с мест, затем выносились бы на экспертный совет, и Фонд отбирал бы наиболее достойные. Это была идея номер один, ее поддержали все члены рабочей группы.

Дальше было то, о чём доверили сказать мне. Я привела такой пример: однажды я видела трёхмерную карту плотности населения в России. Поскольку в Москве и Подмосковье живут больше двадцати миллионов человек, регион выглядел как Пик Коммунизма ― гигантский небоскрёб на фоне остальной страны. Рядом ― Петербург с агломерацией чуть поменьше и ещё около десяти городов-миллионников. Всё остальное с учётом нашей гигантской территории было практически плоским.

Поэтому было такое предложение: не нужно концентрировать население только в Москве, это даже стратегически неверно. Регионы требуют развития: люди продолжат «утекать» в столицу и там оставаться. На примере студентов это хорошо видно: талантливые молодые люди из разных городов поступают в лучшие московские вузы и потом никогда не возвращаются.

В советские времена была система распределения, которую мы сейчас по многим причинам не можем воспроизвести, но можем стимулировать возврат в регионы другими способами. Скажем, существует система целевого приёма ― возможно, стоит её развивать. У абитуриентов, которые поступают по целевому приему, есть льготы ― именно для того, чтобы они потом вернулись туда, откуда приехали. Такие ребята есть даже в консерватории. Кстати, целевой прием был в последние годы для крымчан, чтобы их интегрировать.

Другой вариант ― создавать привлекательные, интересные творческие задачи. Здесь мы переходим к еще одной теме, которая тоже была озвучена ― создание многофункциональных культурных центров в регионах.

Это тема не новая, она звучала на заседании Президентского совете по культуре уже года две-три назад, но до сих пор не нашла реализации. Хотя однажды нечто подобное было осуществлено Московской филармонией: в Олимпийской деревне был театр Назарова, который, видимо, с точки зрения Министерства культуры не очень эффективно функционировал. Его было решено передать Московской филармонии. В очень короткие сроки филармония на базе устаревшего советского ДК сделала современные залы с хорошей акустикой: большой зал примерно на 1000 мест, зал для детских представлений, виртуальный зал, где можно смотреть фильмы… Этот проект признали очень успешным: за сравнительно небольшие средства (все-таки это реконструкция, а не строительство с нуля) в очень короткие сроки был сделан прекрасный зал, который все артисты очень полюбили, да и зрители ездят туда охотно, несмотря на то, что это очень далеко от центра. Парадоксально, но сейчас даже в крупных городах, таких как Нижний Новгород или Екатеринбург, нет современных концертных залов ― эту проблему нужно решать. Поразительно, что президент не только уже в курсе этой ситуации, но и сразу озвучил примерную стоимость строительства такого центра.

Если в регионах начнут строиться современные многофункциональные оснащенные центры, люди будут туда ходить (тем более что сейчас сформирована очень мощная гастрольная программа), и молодым людям будет интересно там работать. Они не будут с тоской смотреть на перспективу возвращения на свою «малую родину», так как их там ждет интересный творческий проект, который, быть может, они сами инициируют.

Эта идея впервые была озвучена Марией Ревякиной, и ее поддержали, так как о регионах беспокоятся все. Я москвичка, но много езжу по стране, в том числе по малым городам, и я вижу, как люди там ждут культурных событий. Проблему могло бы отчасти решить телевидение, но оно, за исключением канала «Культура», нас не балует. Когда Даниил Трифонов стал обладателем премии «Грэмми», я задала риторический вопрос: покажут ли его концерт по федеральному каналу ― «Первому каналу», «России»? Скорее всего, нет, а очень жаль.

Кроме этого, на заседании рабочей группы звучали самые разные предложения вплоть до ротации на радио, которая очень волнует артистов эстрады. Эдуард Бояков предложил идею культурных кластеров ― профессиональных сообществ, сконцентрированных в одном месте, как, например, на Винзаводе. Там представители современного искусства могли бы вместе сосуществовать и заниматься со-творчеством.

На встрече с Владимиром Владимировичем Путиным говорили и о федеральной программе «Культура ― детям». Я считаю, что это очень важно: необходима не только поддержка суперталантливых ребят из глубинки, но и развитие современной детской литературы, фильмов, песен, потому что лучшее из того, что сейчас поют дети ― это еще советское наследие.

Если говорить о культуре и искусстве в целом и анализировать завершающийся президентский срок, то культура из «сферы услуг» в общественном сознании постепенно переходит в ранг важнейшего стратегического ресурса для развития страны. Нам, деятелям искусства, отрадно это видеть.

Екатерина Мечетина ― пианистка, солистка Московской филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом

<h2>30 января кандидат в президенты России Владимир Путин встретился с доверенными лицами. О предложениях и пожеланиях, прозвучавших на встрече, рассказывает её участница, пианистка Екатерина Мечетина.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Накануне встречи с доверенными лицами заседало восемь рабочих групп. Группа «Культура и искусство», куда вхожу я, была самой многочисленной ― около ста человек. Мы собрались во ВГИКе, и в режиме свободного общения любой желающий выходил к микрофону и высказывался о наболевшем.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> То, что в результате было доверено озвучить нам с Владимиром Машковым ― это «концентрат» из наиболее часто звучавших предложений.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Владимир поднял важнейший вопрос. Расскажу предысторию: когда организовали Фонд кино, у него было принципиальное отличие от предшествующих структур ― фонд не возглавляет один человек, он управляется экспертным советом. Эта система отлично себя зарекомендовала, за последний год наше кино рвануло вверх. Поэтому по аналогии было предложено создать Фонд культурного развития регионов: идеи поступали бы непосредственно с мест, затем выносились бы на экспертный совет, и Фонд отбирал бы наиболее достойные. Это была идея номер один, ее поддержали все члены рабочей группы.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Дальше было то, о чём доверили сказать мне. Я привела такой пример: однажды я видела трёхмерную карту плотности населения в России. Поскольку в Москве и Подмосковье живут больше двадцати миллионов человек, регион выглядел как Пик Коммунизма ― гигантский небоскрёб на фоне остальной страны. Рядом ― Петербург с агломерацией чуть поменьше и ещё около десяти городов-миллионников. Всё остальное с учётом нашей гигантской территории было практически плоским.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Поэтому было такое предложение: не нужно концентрировать население только в Москве, это даже стратегически неверно. Регионы требуют развития: люди продолжат «утекать» в столицу и там оставаться. На примере студентов это хорошо видно: талантливые молодые люди из разных городов поступают в лучшие московские вузы и потом никогда не возвращаются.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В советские времена была система распределения, которую мы сейчас по многим причинам не можем воспроизвести, но можем стимулировать возврат в регионы другими способами. Скажем, существует система целевого приёма ― возможно, стоит её развивать. У абитуриентов, которые поступают по целевому приему, есть льготы ― именно для того, чтобы они потом вернулись туда, откуда приехали. Такие ребята есть даже в консерватории. Кстати, целевой прием был в последние годы для крымчан, чтобы их интегрировать.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Другой вариант ― создавать привлекательные, интересные творческие задачи. Здесь мы переходим к еще одной теме, которая тоже была озвучена ― создание многофункциональных культурных центров в регионах.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Это тема не новая, она звучала на заседании Президентского совете по культуре уже года две-три назад, но до сих пор не нашла реализации. Хотя однажды нечто подобное было осуществлено Московской филармонией: в Олимпийской деревне был театр Назарова, который, видимо, с точки зрения Министерства культуры не очень эффективно функционировал. Его было решено передать Московской филармонии. В очень короткие сроки филармония на базе устаревшего советского ДК сделала современные залы с хорошей акустикой: большой зал примерно на 1000 мест, зал для детских представлений, виртуальный зал, где можно смотреть фильмы… Этот проект признали очень успешным: за сравнительно небольшие средства (все-таки это реконструкция, а не строительство с нуля) в очень короткие сроки был сделан прекрасный зал, который все артисты очень полюбили, да и зрители ездят туда охотно, несмотря на то, что это очень далеко от центра. Парадоксально, но сейчас даже в крупных городах, таких как Нижний Новгород или Екатеринбург, нет современных концертных залов ― эту проблему нужно решать. Поразительно, что президент не только уже в курсе этой ситуации, но и сразу озвучил примерную стоимость строительства такого центра.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Если в регионах начнут строиться современные многофункциональные оснащенные центры, люди будут туда ходить (тем более что сейчас сформирована очень мощная гастрольная программа), и молодым людям будет интересно там работать. Они не будут с тоской смотреть на перспективу возвращения на свою «малую родину», так как их там ждет интересный творческий проект, который, быть может, они сами инициируют.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Эта идея впервые была озвучена Марией Ревякиной, и ее поддержали, так как о регионах беспокоятся все. Я москвичка, но много езжу по стране, в том числе по малым городам, и я вижу, как люди там ждут культурных событий. Проблему могло бы отчасти решить телевидение, но оно, за исключением канала «Культура», нас не балует. Когда Даниил Трифонов стал обладателем премии «Грэмми», я задала риторический вопрос: покажут ли его концерт по федеральному каналу ― «Первому каналу», «России»? Скорее всего, нет, а очень жаль.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Кроме этого, на заседании рабочей группы звучали самые разные предложения вплоть до ротации на радио, которая очень волнует артистов эстрады. Эдуард Бояков предложил идею культурных кластеров ― профессиональных сообществ, сконцентрированных в одном месте, как, например, на Винзаводе. Там представители современного искусства могли бы вместе сосуществовать и заниматься со-творчеством.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На встрече с Владимиром Владимировичем Путиным говорили и о федеральной программе «Культура ― детям». Я считаю, что это очень важно: необходима не только поддержка суперталантливых ребят из глубинки, но и развитие современной детской литературы, фильмов, песен, потому что лучшее из того, что сейчас поют дети ― это еще советское наследие.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Если говорить о культуре и искусстве в целом и анализировать завершающийся президентский срок, то культура из «сферы услуг» в общественном сознании постепенно переходит в ранг важнейшего стратегического ресурса для развития страны. Нам, деятелям искусства, отрадно это видеть.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Екатерина Мечетина ― пианистка, солистка Московской филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству </b></span> <p> </p>

Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом

Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом

Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом

Культура становится не сферой услуг, а стратегическим ресурсом