Куратор выставок Кирилл Светляков считает, что наступает новая культурная эпоха, когда общение становится опосредованным. Поразительным образом это приведет к тому, что вместо вещей будут доминировать люди.
Есть мнение, что в недалеком будущем обычная коммуникация станет роскошью, по сути человечество разделится на офлайновых и онлайновых представителей. Какая-то часть людей сможет посещать ограниченно музеи или лекции вживую, а какая-то — потреблять онлайн, в записях. Вот нашу выставку «Ненавсегда» в Третьяковке посетило в записи больше человек, чем вживую. Видимо очень многие продукты перейдут в онлайн. При этом надо понимать, что культура реализуется через живое общение, где очень важен контакт людей друг с другом.
Но, возможно, мы переходим на какую-то новую культурную стадию, когда общение становится опосредованным. Эта опосредованность — результат постиндустриальной культуры. Ведь многие процессы на производстве — опосредованные, автоматизированные. Конвейер в сфере культуры тоже появился уже давно. И эта сфера — выставочная деятельность, производство искусства — индустриализована очень сильно. Поэтому я думаю, что “отчуждение” у Карла Маркса — это вероятно и есть вот эта степень опосредования, которая сейчас появилась вынужденно, а потом может стать привычной (по Марксу отчуждение – процесс социализации, в результате которого человек начинает воспринимать плоды собственной деятельности как чуждые ему – Ред.).
С другой стороны, коммуникация через интернет — это тоже коммуникация. И если раньше посетитель выставки не видел куратора, не видел художника, а видел лишь результат творчества, то сейчас все-таки акцент сместится в сторону живого человека. Человека, которого можно увидеть и услышать в интернете. В этой ситуации может поменяться вообще система приоритетов.
Вместо вещей будут доминировать люди, и важно будет — кто говорит, что говорит, а уж потом демонстрируется сам художественный продукт. Тем более, что он сейчас рождается и строится в системе коммуникаций. Это уже не предмет, как правило. И сейчас часто уже доминируют события. Например, сама по себе выставка очень часто доминирует над тем, что будет показано.
Голос объясняющего человека становится еще важнее, потому что все переходит в онлайн. Поэтому я считаю, что дематериализация усилится. Но рано или поздно люди соскучатся по обычным контактам. Чем меньше материального, тем больше материального будет востребовано. И люди будут это больше ценить. Будут понимать, что визит в музей — это исключительный случай. Поэтому посетители будут внимательнее смотреть на предметы экспозиции. А не так вот: прогулялся, зашел и вышел.
Происходящие изменения достаточно масштабны, а если их описывать в терминах философии, можно сказать, что метамодернизм сменил постмодернизм.
Для меня это новая фаза постмодерна, такой поворот к серьезности. И если постмодерн был связан с эстетикой товарного производства, сейчас о товарном производстве уже никто не вспоминает. Все говорят о биотехнологиях, биополитике, а уж когда пришел этот вирус, вообще стало очевидным, что это XXI век — век биологии. Поэтому сейчас художники склонны работать с органикой, интересуются экологией, климатом, естественными науками, в отличие от XX века, когда в основном их интересовала техника, машина. И надо сказать, что некоторые выставки уже напоминают кунсткамеры, а произведения выглядят как продукт из нее.
Возможно, что появится новый жанр фильмов-выставок, которые будут существовать в интернет-пространстве. Даже сейчас экспозиция, которая существует в реальности, очень часто является своего рода болванкой, вокруг которой наматываются сетевые события. И выставка существует в двух измерениях — реальности и виртуальности. Иногда ее виртуальный образ гораздо лучше, чем оригинал. Художник будет ориентирован уже не на какие-то публичные площадки, а на трансляцию из собственного пространства.
Скорее всего, изменится экономика, ведь люди, которые что-то делают в сети, иногда гораздо больше зарабатывают, чем те, кто что-то делают в реале. Так что я думаю, мы можем проснуться в новом мире, пандемия лишь ускорила этот переход.
Кирилл Светляков – куратор выставок