Во времена СССР руководство страны это прекрасно понимало и через кино зачастую рисовалась идеализированная советская действительность, с воодушевляющими образами простых советских рабочих, спортсменов, военнослужащих. Лучшие киноленты рассказывали о героической истории страны, устремленной в светлое будущее. Сейчас такой способ моделирования действительности является классическим голливудским стандартом, его весьма успешно применяют на Западе, чтобы через кино активно пропагандировать свои взгляды, идеалы и ценности. Странно только, что в современной России о ценности киноискусства некоторые почему-то иногда забывают, в том числе и в верхних эшелонах власти.
Проблему характеризует недавнее заседание Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, на котором с докладом выступила министр культуры РФ Ольга Любимова. В ходе своего выступления чиновница рассказала о ходе работы ведомства, о состоянии дел в культуре, а также поделилась планами и прогнозами.
После ее выступления последовали вопросы от сенаторов, где удалось отличиться своими познаниями в области развития отечественного кинематографа сенатору Владимиру Бекетову, представляющему Краснодарский край. Сенатор начал с того, что поблагодарил министра за запрет фильма «Марьяна», съемки которого проходили в преддверии Олимпиады на Кубани.
Парламентария не смутило, что речь идет о далеком 2009 годе, когда во главе культурной отрасли стояли совсем другие люди, и что об этой ситуации никто из присутствующих, скорее всего, не был особо осведомлен. Таким образом, эта благодарность выглядела крайне неуместно и нелепо. А все потому, что сенатор не нашел других примеров, чтобы связать действующую политику министерства и регион, который он представляет.
Ведь если мы говорим про Краснодарский край и Министерство культуры России, то вполне уместно поблагодарить за проведение местных музыкальных и кинофестивалей, фестивалей искусств, концертов, детско-юношеских мероприятий. За строительство детских школ искусств. За помощь в развитии музейного дела. За поддержку образовательного центра для одаренной молодежи «Сириус». Упомянуть можно многое, очень многое. Краснодарский край всегда имел огромный культурный потенциал, а его благодатная природа только способствовала культурному ренессансу в этом любимом россиянами регионе. Много ярких инициатив, связанных с развитием культурного потенциала края, было поддержано на федеральном уровне. Но после комментариев сенатора сложилось впечатление, что всего этого господин Бекетов не знает, если он выбрал такую странную и даже сомнительную историю в качестве примера.
Но и это не все. Владимир Бекетов решил обозначить проблемы в нашем кинематографе. В ходе своего выступления он вспомнил, как два года назад принимал участие в Коллегии Торгово-промышленной палаты РФ. Любопытно только, что такого органа у Торгово-промышленной палаты РФ нет и поэтому до конца неясно, на какой коллегии присутствовал все-таки сенатор.
Однако на той же самой коллегии он услышал информацию о том, что при поддержке Министерства культуры в России было снято 176 фильмов и 75% из них «против России». Данные, прямо-таки, скажем, шокирующие, но не понятно, где, кем и когда они были озвучены, и насколько вообще этим данным можно верить.
А верить нельзя хотя бы потому, что цифра в 176 фильмов, похоже, взята с потолка. Этот объем сопоставим с количеством картин, которые были поддержаны государством только за один 2018 год. Если говорить о последнем десятилетии, то речь должна идти о тысячах фильмов, в том числе документальных. И тут еще важно понимать, что процесс создания кинокартин — это не вопрос пары месяцев. От задумки до реализации проходят годы, а иногда и десятилетия. Авторам нужно не просто написать хороший сценарий, провести кастинг, выбрать натуру, отснять материал, смонтировать и озвучить фильм, но и найти необходимые источники финансирования, договориться об условиях проката, решить вопрос с датой выхода на экраны и дистрибуцией, иными словами, решить еще много производственных вопросов.
Например, только завершившаяся в прокате военная кинодрама «Зоя», о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской, замученной фашистами в годы Великой Отечественной войны, была задумана еще пять лет назад. И если мы говорим об эпохе развития отечественной киноиндустрии, которая началась с 2012 года и которую олицетворял министр культуры России Владимир Мединский, то результаты большой работы по поддержке отечественного кинематографа, проводимой Минкультом, стали показательны только в последние годы работы министра на этом посту и будут еще долгое время определяющим вектором развития кинематографа в стране. Поэтому слова сенатора Бекетова вызывают большое сомнение. О каких фильмах идет речь, кем они финансировались, какую мысль хотел донести сенатор, козыряя такими цифрами, из его речи неведомо.
В 90-е и нулевые, действительно, ситуация в российском кинематографе была плачевной. Денег на кино выделялось мало, а те фильмы, которые получали финансирование, хорошим качеством не отличались, не говоря уже о моральной и эстетической ценности такого кинопродукта. Это было время черных дыр для российского кинематографа, и откровенно положа руку на сердце, можно назвать не больше десятка отечественных фильмов, которые были сняты в те годы достойно.
Невидимой руке рынка тогда было не до кино, государственная политика в области кинематографа отсутствовала напрочь. И речь даже не в конкретной личности руководителя, а в том, что ни один из высоких начальников не придавал этому важнейшему доселе из искусств серьезного значения. Первым кто стал системно заниматься поддержкой отечественного кинематографа, был как раз Владимир Мединский, занявший свой пост в 2012 году и на этом посту он проработал дольше всех — целых 8 лет. Мединского прекрасно характеризует тот факт, что при нем Департамент кинематографии был единственным, подчиненным министру напрямую, настолько важным он считал это направление работы вверенного ему ведомства. И кино, наконец, в нашей стране начали снимать. Не просто кино, а качественное и успешное, как в лучшие времена советского кинематографа. Конечно, много оставалось и кинематографического хлама. Критики наверняка приведут целый список лент, которые провалились в прокате и в общем были весьма невысокого уровня.
Впрочем, многие сомнительного качества фильмы, финансировались отнюдь не Минкультом, а специальным Фондом кино, который министерству не подчинялся. Основной задачей Фонда было инвестирование в дорогостоящие, коммерчески выгодные проекты, многие проекты финансировались на возвратной основе, правда, далеко не все окупались. Министерство культуры же действовало не из соображений корыстной выгоды, а помогало реализовать саму идею картины, учитывая авторский взгляд режиссера, оказывало поддержку детскому кино и молодым дебютантам. И даже сам факт того, что про отечественное кино заговорили, зрители стали ходить в кинотеатры именно на российские фильмы, свидетельствует о том, что заработала сама индустрия кино, «важнейшее из искусств» снова обрело свой статус, благодаря проводимой министром политике по поддержке российского кинематографа.
Чуть ли не впервые в отечественном прокате появились фильмы, которые по сборам обошли дорогие голливудские блокбастеры. Многократно увеличились сборы, посещаемость, количество, а главное, качество создаваемого кино. С 2011 года рост количества зрителей российского кино увеличился на 76%, сборы выросли в 2,5 раза, доля российских фильмов на афишах кинотеатров почти достигла трети, хотя совсем недавно только одна из 10 картин в прокате была произведена в России.
Новый импульс развитию кинематографа дал и 2016 год, ставший в России «Годом российского кино». Параллельно с этим шла активная реставрация и строительство новых кинозалов в малых городах и селах, появились многофункциональные культурные центры, кинотеатры под открытым небом и множество других площадок. Государство четко и внятно заявило о поддержке отечественной киноиндустрии. Теперь кинотеатры уже не могли предлагать зрителям одно только западное кино, голливудские боевики и среднего качества европейские ленты, купленные, как говорится, в нагрузку, появилось квотирование, стали регулироваться релизы и даты проката того или иного значимого фильма. С подачи министерства осуществлялась поддержка наиболее важных и перспективных картин, а параллельно шла и активная работа по модернизации ведущих киностудий страны. Началось возрождение мультипликации, появились успешные мультсериалы, анимационные фильмы, российские картины снова стали получать призы престижных кинофестивалей. Но, пожалуй, главное, заключается в том, что государственная политика в области кинематографа стала важной составляющей всей культурной политики. Кинематограф стал объектом внимания и покровительства со стороны главы государства и председателя правительства.
Во многих странах кинопроизводство — это на 100% частный сектор. Его регулирует только законодательство. Хотя, тем не менее, отдельные страны умело используют возможности кинематографа в собственных интересах. В нашей стране, благодаря грамотной госполитике, появились картины, которые стали объединять людей, говорить о нравственных ценностях, таких как любовь к Родине, уважение к памяти и прошлому своей страны, ее истории, культуре, спортивным успехам, научным открытиям и технологическим прорывам. Именно благодаря таким фильмам мы имеем шанс вырастить нравственно здоровых, активных и полноценно развитых граждан, которые будет двигать страну вперед.
Разумеется, не всем этот вектор развития кинематографа понравился. Многие «художники» потеряли доступ к государственным ресурсам, которые уже привыкли считать чуть ли не своими карманными средствами. Начались обвинения в цензуре, невозможности свободного творчества, вкусовщине. Режиссеры и продюсеры, которые считали себя настолько талантливыми, что требовали неукоснительного финансирования своих проектов государством, самостоятельно не смогли привлечь инвесторов, так как в реальности их творчество не представляло особой ценности. Но это лишь пол беды. Стоило Мединскому сдать министерский портфель, как все, что было с таким трудом в последние годы создано, оказалось на грани уничтожения. Сенатор профильного комитета высшего законодательного органа страны в своем выступлении банально не нашел, за что ему похвалить министерство. Точнее он даже не знал о том, что происходит в стране в этой области. Порадоваться можно только тому, что собравшиеся на том заседании, судя по видеотрансляции, поняли, что озвученные Бекетовым цифры иначе как пустословием не назовешь. Поэтому, председатель комитета Лилия Гумерова на требование Бекетова разобраться с таким положением дел, предложила ему самому представить точные данные в Министерство культуры РФ, закрыв тем самым это неуместное обсуждение.
Но проблема все-таки осталась. 8 лет последовательной государственной политики, направленной на развитие отечественного киноискусства, уже принесло и будет приносить свои плоды. Однако, любое дерево быстро засыхает, если его перестать поливать. Кино должно в нашей стране оставаться важнейшим из искусств, для этого новому руководству Министерства культуры нужно не останавливаться на достигнутом и продолжать начатую Владимиром Мединским политику, а законодательной власти поддерживать отечественное кинопроизводство и внимательно следить за уровнем высокого представительства в своих рядах. Мы можем и должны гордиться своим кинематографом, достойно нести звание мировой кинодержавы.
Алексей Соколов -- политолог