Некоторые считают, что людей специально раздражают разными инфоповодами, чтобы они отвлекались от чего-то главного. Эта точка зрения возникла не на пустом месте. Кроме того, в России сосуществуют многие субкультуры, и православная субкультура — одна из них. К ней принадлежит очень много людей, которых нельзя назвать воцерковленными (они позиционируют себя как православных, но не исповедуются, не причащаются, не читают Евангелие и пока не понимают, что, перешагнув порог православной субкультуры, нужно войти в Церковь как Тело Христово). Эти люди хотят как-то себя выразить, заявить о себе и своем мировоззрении миру. К сожалению, на такой почве довольно часто происходят истории вроде кампании против «Матильды»: фильм воспринимается как попытка осквернить святыню. В результате возникают ответные реакции — помимо разума, практически инстинктивно. Все это печально.
Православные христиане, организовывавшие различные стояния и призывавшие изничтожить фильм и режиссера, создали картине шикарный пиар.
Когда фильм выйдет на экраны, его пойдут смотреть даже те, кто изначально не собирался. С другой стороны, я всё-таки надеюсь, что мы научимся доверять людям, их способности самим разобраться, что к чему. Помню, несколько лет назад похожая дискуссия шла о фильме «Последнее искушение Христа». Тогда тоже говорили: это богохульство, смотреть нельзя! А я начал, пятнадцать минут посмотрел, и мне стало скучно: критики христианства уже две тысячи лет назад про все это говорили, озвучивали гностические домыслы о жизни Христа… «Обычные» канонические Евангелия гораздо интереснее, увлекательнее, зажигательнее! Я просто не стал досматривать. И знаю многих верующих, имевших такой же опыт.
Я думаю, что каждый способен составить о «Матильде» свое мнение. Я лично этот фильм смотреть не планирую, ведь я уже видел замечательных русских актеров в роли Николая II: Анатолия Ромашина в фильме «Агония», Юрия Соломина в «И аз воздам», Олега Янковского в «Цареубийце». Фильм, в котором роль царя играет чуть ли не порноактер, смотреть уже не хочется.
В любом случае (может быть, это моя точка зрения как человека постаревшего), мне кажется, значимость «Матильды» преувеличена. Сегодня выход нового фильма, диска, альбома, концерта, которые можно было бы назвать событием в мире именно культуры, а не сопряженной с ней идеологии, уже не является событием, переворачивающим умы поколения. Мир изменился, стал дробным. Вспоминаю строки из стихотворения Йейтса: «Вещи износились по краям — центр не держит».
На мой взгляд, сейчас очень нужны фильмы и о святых, и о святости. Например, на Западе снимают фильмы про падре Пио, святого Франциска, Терезу из Лизье, которые интересны людям разных возрастов и поколений, есть российский фильм «Орда», там показан святитель Алексий Московский. Выходят и многочасовые документальные фильмы, например, «Великое безмолвие» — фильм о жизни монастыря в Альпах… Снять можно всё. Другое дело — что хочет показать режиссёр, выводя в фильме святого. Он хочет показать, что всеми почитаемый святой — тоже человек, или что этот простой, грешный человек тоже может стать святым? Вот над этим вопросом стоит задуматься тем, кто говорит «за» или «против» выхода фильма.
В связи с «Матильдой» многих волнуют и финансы: на фильм, как не раз подчеркнуто, потрачены деньги из государственного бюджета — насколько рационально их израсходовали? И что именно хотело видеть государство (попросту говоря, в данном случае – заказчик) в этом фильме?
Должна ли здесь быть отражена какая-то "государственная нравственность" (только надо понимать, что нравственное в понимании государства - то, что способствует его процветанию, к христианству это не имеет отношения). Есть ли внятная позиция представителей государства, которые бы сказали: «Мы дали деньги — мы хотели бы видеть в фильме то, то и то»? Я мог что-то пропустить, но не встречал внятного публичного диалога на эту тему между "заказчиком" и исполнителем — есть только шум в Интернете.
Сергей Геннадьевич Круглов — священник Русской Православной Церкви, поэт, лауреат поэтической премии Андрея Белого 2008 года, публицист. Служит в Спасском соборе г. Минусинска Красноярского края.
Фото: Анна Гальперина