Этот большой пятиглавый храм с двумя шатровыми приделами, галереей и шатровой колокольней, построенный в традициях Ярославского зодчества XVII века, отличается уникальной фресковой живописью, которая долгие годы не реставрировалась. В частности, знаменитая композиция западной стены ― сцена Страшного суда ― готова просто обрушиться, ее состояние катастрофическое.
После Открытого обращения к советнику президента России Владимиру Толстому и министру культуры Владимиру Мединскому о спасении уникальных фресок XVII века в Ярославле, подписанного двумя десятками видных специалистов, Минкультом было предложено решение, позволяющее ― теоретически ― начать реставрацию фресок Николы Мокрого уже в этом году.
Пользователю памятника (Ярославской епархии) предлагается подать заявку о включении церкви Николы Мокрого в список объектов культурного наследия Русской православной церкви, предлагаемый к финансированию на 2017 год за счет экономии средств федерального бюджета по итогам проведения конкурсных процедур в первом полугодии 2017 года. Мы уже контактировали с епархией по этому вопросу, обсуждаем форму заявки. Но, несмотря на то, что в ситуации с данным храмом наметились положительные сдвиги, системно ничего не изменилось.
К сожалению, в последние годы в ФЦП «Культура России» практически не включается живопись. Я считаю, это трагедия, потому что если, условно говоря, камни мы еще можем сложить и восстановить некоторые утраты, то живопись утрачивается безвозвратно. А, например, Ярославль ― город, который занимал одно из первых мест в Европе по количеству монументальной живописи, здесь есть ряд совершенно уникальных памятников, которые созданы в XVII ― начале XVIII века в традициях Ярославской школы монументальной живописи и имеют высочайшую художественную ценность. Город совсем не случайно называли до революции Русской Флоренцией ― исторический центр Ярославля входит в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому пренебрежительное отношение к настенной живописи просто недопустимо: это приведет к тому, что мировая ценность этого объекта ЮНЕСКО будет из года в год уменьшаться.
Исключение заявок на реставрацию живописи из федеральных программ идет как от недостатка финансирования, так и от некомпетентности. Я считаю, что реставрация ― дело государственное. Невозможно заниматься научной реставрацией, если главный принцип ― сделать как можно дешевле и быстрее. Есть определенные технологические нормативы, нормативы по времени, необходимому для исследований памятников и разработки полноценной научно обоснованной документации. Поэтому при тендерной системе о научной реставрации здесь не может идти речи. Необходимо вспомнить и наработать заново недостающие нормативы по выполнению всех видов реставрационных работ (особенно, по времени исполнения). Установить научно обоснованные реставрационные расценки и работать только по ним, выработать государственную программу восстановления историко-культурного наследия, возродить государственные реставрационные организации и заниматься плановой научной реставрацией или консервацией, если не хватает денег. Частные организации, при этом, тоже могут оставаться.
Чтобы улучшить ситуацию, достаточно сделать мониторинг организаций, которые действительно занимаются реставрацией, и тех, кто является посредниками, чтобы последних отсечь от процесса. Необходимо изменение государственной политики в этом направлении.
Пока ничего такого нет. Более того, введенные требования по строительной экспертизе, требующие привести памятники к современным нормативам, например, противопожарным, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 07.07.2017) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", просто недопустимы на памятниках: эти здания строили в определенное историческое время с его социальными, техническими и эстетическими требованиями, и сейчас невозможно перестроить лестницы, пробить дополнительные выходы в древних стенах и так далее. Эта искусственно созданная коллизия неразрешима, пока Министерство культуры не примет мер к тому, чтобы вернуть все на круги своя и оставить только государственную историко-культурную экспертизу.
Автор статьи: Вячеслав Сафронов