Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная

Литература

Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная
24 Июля 2017, 13:12
В середине июня премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Роспечати и Минфину к 1 сентября подготовить предложения по учреждению национальной литературной премии для детских писателей.

В середине июня премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Роспечати и Минфину к 1 сентября подготовить предложения по учреждению национальной литературной премии для детских писателей.

Государственная премия для детских писателей ― хорошая и своевременная инициатива. Но для того, чтобы новая премия не стала локальным междусобойчиком и не просто закрыла формальное пустое место (у всех есть национальные детские литературные премии, а у нас нет ― пусть тоже будет), прежде всего, нужно, чтобы были приняты четкие критерии качества произведений, подающихся на соискание премии. И особую роль здесь должно сыграть беспристрастное и компетентное жюри, по-настоящему заинтересованное в популяризации современной качественной детской и юношеской литературы.

Но одного этого мало: учреждая премию, необходимо думать и о помощи в издании книги, а не только о денежном вознаграждении для авторов. Это необходимо для того, чтобы издатели были заинтересованы в работе над популяризацией авторов-лауреатов премии. Писатель, какую бы награду он не получил, сам продвигать свое произведение не может и не должен. Нормально, что писатели расходуют эти деньги зачастую просто на то, чтобы жить какое-то время, не ходя на службу, потому что сегодня существовать на гонорары от продаж небольших тиражей (3-5 тыс. экз.) крайне сложно. Такая ситуация наблюдается не только в России ― везде гонорары авторов обусловлены состоянием и активностью книжного рынка.


В такой огромной стране, как Россия, с огромным населением, у авторов не может быть американских гонораров. Гонорары возможны только при больших тиражах, а специфика российского рынка такова, что огромная часть нашего населения ― регионы ― в книжном рынке практически не участвует. Сегодня на регионы приходится меньше 15 процентов реализации книг малых и средних издательств, которые как раз чаще всего публикуют и продвигают новых авторов. И было бы прекрасно, чтобы национальная детская премия подразумевала какую-то форму помощи для распространения книги в регионах: за счет этих продаж можно было бы обеспечить авторам совершенно другие гонорары, сделав их действительно популярными по всей стране.

Например, это могут быть специальные выплаты издателям на поездки автора по стране ― сегодня не все издатели имеют возможность возить своих авторов. В частности это могут быть бонусные программы с авиакомпаниями и РЖД, а не просто деньги, ― так будет проще отследить их целевое использование. Не говоря уже о том, что это было бы отличным пиаром для отечественного транспорта.

Если бы часть премии поступала издателям на целевое использование при печати (например, можно привязать премию к грантам Агентства по печати на производство), книги-лауреаты можно было бы сделать более доступными для читателей.

И конечно, эта премия должна продвигаться за рубежом, в том числе за счет издательств книг-лауреатов. Все издательства, которые работают в области продажи прав, будут упоминать премию в своих каталогах и новостных рассылках, и таким образом участвовать в ее популяризации. Я считаю нормальным и крайне желательным, чтобы это проходило при поддержке государства.

Еще один важный момент: чтобы новая русская литература для детей действительно развивалась и проникала «в массы», ее нужно встраивать в систему школьного образования. На примере Европы и Америки доказано, что эта схема работает: книжке год, а она уже в программе и автор о ней рассказывает в школах, дети ее читают, знают автора и ждут его новинок. Это очень стройная и простая система, но она требует бюджета и подготовки кадров: школьные учителя должны знать много о детской современной литературе, российской и переводной, понимать, что их задача ― знать издательства, следить за премиями, за новинками авторов.

Сегодня нам есть на что ориентироваться в плане качества книг для детей и юношества. На русском языке выходят книги настоящих современных «звезд» детской и юношеской литературы последних 20 лет: Ульфа Старка, Марии Парр, Гюса Кейера, Петера ван Гестела, Анники Тор, Мари-Од Мюрай, Даниэля Пеннака и других. Например, «Самокат» совершенно осознанно отбирает действительно лучших авторов современности для публикаций ― тех, кто транслирует по-настоящему гуманный и мудрый подход к воспитанию личности и отношению между поколениями.

Эти писатели умеют в своих книгах объединить потребность ребенка в признании, в любви, в саморазвитии, одновременно показывая, что взрослые ― это не маги и не маглы, а просто люди, которые тоже нуждаются в понимании и принятии. Сегодня дети не только в Европе, но и в России растут все в более тесной связи с родителями, и отчасти благодаря хорошим книгам, дающим такой пример, с пониманием того, что родителей тоже надо понимать, любить, а порой и защищать. Этот мотив отчетливо звучит в европейской литературе последних двадцати лет, которую я считаю по-настоящему хорошей, а в нашей литературе потихоньку намечается. Но мы тоже придем к таким книгам, потому что конфликт поколений снижается ― это один из важных трендов нашей жизни и литературы.

На сегодняшний день наша детская и юношеская литература, которая очень активно развивается ― что не может не радовать! ― но объективно она остается хуже более качественной европейской и американской литературы. Об этом можно долго спорить, но она практически (за редким исключением) неконкурентоспособна на мировом рынке. Вероятно, просто в силу того, что мы в целом сильно опаздываем за мировыми смыслами. Все-таки мы 70 лет жили в закрытом государстве, а последние 30 лет живем в эпоху сильных перемен, да еще без какой-либо устраивающей общество понятной и приемлемой для всех слоев населения идеологии. Хорошая европейская литература создана уже в очень стабильном и очень человекоориентированном обществе. У нас его пока нет, а чтобы что-то транслировать детям, нужно это видеть хотя бы приблизительно.

Автор статьи: Ирина Балахонова - директор и главный редактор издательского дома «Самокат».

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная

<h2> В середине июня премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Роспечати и Минфину к 1 сентября подготовить предложения по учреждению национальной литературной премии для детских писателей. </h2> <p> <span style="font-size: 14pt;">Государственная премия для детских писателей ― хорошая и своевременная инициатива. Но для того, чтобы новая премия не стала локальным междусобойчиком и не просто закрыла формальное пустое место (у всех есть национальные детские литературные премии, а у нас нет ― пусть тоже будет), прежде всего, нужно, чтобы были приняты четкие критерии качества произведений, подающихся на соискание премии. И особую роль здесь должно сыграть беспристрастное и компетентное жюри, по-настоящему заинтересованное в популяризации современной качественной детской и юношеской литературы.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Но одного этого мало: учреждая премию, необходимо думать и о помощи в издании книги, а не только о денежном вознаграждении для авторов. Это необходимо для того, чтобы издатели были заинтересованы в работе над популяризацией авторов-лауреатов премии. Писатель, какую бы награду он не получил, сам продвигать свое произведение не может и не должен. Нормально, что писатели расходуют эти деньги зачастую просто на то, чтобы жить какое-то время, не ходя на службу, потому что сегодня существовать на гонорары от продаж небольших тиражей (3-5 тыс. экз.) крайне сложно. Такая ситуация наблюдается не только в России ― везде гонорары авторов обусловлены состоянием и активностью книжного рынка.</span> </p> <br> <blockquote> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;"> В такой огромной стране, как Россия, с огромным населением, у авторов не может быть американских гонораров. Гонорары возможны только при больших тиражах, а специфика российского рынка такова, что огромная часть нашего населения ― регионы ― в книжном рынке практически не участвует. Сегодня на регионы приходится меньше 15 процентов реализации книг малых и средних издательств, которые как раз чаще всего публикуют и продвигают новых авторов. И было бы прекрасно, чтобы национальная детская премия подразумевала какую-то форму помощи для распространения книги в регионах: за счет этих продаж можно было бы обеспечить авторам совершенно другие гонорары, сделав их действительно популярными по всей стране. </span> </blockquote> </blockquote> <br> <p> <span style="font-size: 14pt;">Например, это могут быть специальные выплаты издателям на поездки автора по стране ― сегодня не все издатели имеют возможность возить своих авторов. В частности это могут быть бонусные программы с авиакомпаниями и РЖД, а не просто деньги, ― так будет проще отследить их целевое использование. Не говоря уже о том, что это было бы отличным пиаром для отечественного транспорта.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Если бы часть премии поступала издателям на целевое использование при печати (например, можно привязать премию к грантам Агентства по печати на производство), книги-лауреаты можно было бы сделать более доступными для читателей.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> И конечно, эта премия должна продвигаться за рубежом, в том числе за счет издательств книг-лауреатов. Все издательства, которые работают в области продажи прав, будут упоминать премию в своих каталогах и новостных рассылках, и таким образом участвовать в ее популяризации. Я считаю нормальным и крайне желательным, чтобы это проходило при поддержке государства.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Еще один важный момент: чтобы новая русская литература для детей действительно развивалась и проникала «в массы», ее нужно встраивать в систему школьного образования. На примере Европы и Америки доказано, что эта схема работает: книжке год, а она уже в программе и автор о ней рассказывает в школах, дети ее читают, знают автора и ждут его новинок. Это очень стройная и простая система, но она требует бюджета и подготовки кадров: школьные учителя должны знать много о детской современной литературе, российской и переводной, понимать, что их задача ― знать издательства, следить за премиями, за новинками авторов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сегодня нам есть на что ориентироваться в плане качества книг для детей и юношества. На русском языке выходят книги настоящих современных «звезд» детской и юношеской литературы последних 20 лет: Ульфа Старка, Марии Парр, Гюса Кейера, Петера ван Гестела, Анники Тор, Мари-Од Мюрай, Даниэля Пеннака и других. Например, «Самокат» совершенно осознанно отбирает действительно лучших авторов современности для публикаций ― тех, кто транслирует по-настоящему гуманный и мудрый подход к воспитанию личности и отношению между поколениями. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Эти писатели умеют в своих книгах объединить потребность ребенка в признании, в любви, в саморазвитии, одновременно показывая, что взрослые ― это не маги и не маглы, а просто люди, которые тоже нуждаются в понимании и принятии. Сегодня дети не только в Европе, но и в России растут все в более тесной связи с родителями, и отчасти благодаря хорошим книгам, дающим такой пример, с пониманием того, что родителей тоже надо понимать, любить, а порой и защищать. Этот мотив отчетливо звучит в европейской литературе последних двадцати лет, которую я считаю по-настоящему хорошей, а в нашей литературе потихоньку намечается. Но мы тоже придем к таким книгам, потому что конфликт поколений снижается ― это один из важных трендов нашей жизни и литературы.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На сегодняшний день наша детская и юношеская литература, которая очень активно развивается ― что не может не радовать! ― но объективно она остается хуже более качественной европейской и американской литературы. Об этом можно долго спорить, но она практически (за редким исключением) неконкурентоспособна на мировом рынке. Вероятно, просто в силу того, что мы в целом сильно опаздываем за мировыми смыслами. Все-таки мы 70 лет жили в закрытом государстве, а последние 30 лет живем в эпоху сильных перемен, да еще без какой-либо устраивающей общество понятной и приемлемой для всех слоев населения идеологии. Хорошая европейская литература создана уже в очень стабильном и очень человекоориентированном обществе. У нас его пока нет, а чтобы что-то транслировать детям, нужно это видеть хотя бы приблизительно.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Автор статьи: Ирина Балахонова - директор и главный редактор издательского дома «Самокат».</span> </p> <p> </p>

Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная

Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная

Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная

Госпремия для детских писателей – инициатива своевременная