Экспорт культуры - это не только "гастроли"

Государство и культура

Экспорт культуры - это не только "гастроли"
14 Июня 2018, 10:55
Чтобы говорить об экспорте культуры, нужна уверенность в безопасности и качестве экспонатов

Идея государственной поддержки "экспорта культуры", предложенная Ольгой Голодец, вызвала широкий резонанс. К каким сферам культуры она применима? Из-за чего в культурном экспорте сложно участвовать российским музеям. Рассказывает эксперт арт-рынка Дмитрий Буткевич.


Заявление об "экспорте культуры" прозвучало в русле общей политики, что "Россия должна быть впереди планеты всей" во всех сферах. Но если взять музейную сферу, реализовать это непросто. На недавней пресс-конференции глава Эрмитажа Пиотровский заявил о том, что он очень боится за наши экспонаты, которые вывозят на выставки за рубеж - ведь их могут не вернуть. И это действительно так! Как сочетать планы по "культурной экспансии" например с тем, что не в каждую страну можно вывезти экспонаты для выставки?

Были неприятные прецеденты. В 2005 году по запросу компании Noga, имевший финансовые претензии к Росии, в Швейцарии была арестована коллекция картин французских художников из Пушкинского музея. Арест сняли после вмешательства правительства Швейцарии, и картины вернулись в Москву. Иски с требованием компенсации за национализированные картины подавал внук Щукина Анри-Марк Делок-Фурко. Дважды европейские суды ему в иске отказывали. В июле 2003 года, когда Пушкинский музей возил выставку, куда входили картины из собрания Щукина, по городам Америки, Делок-Фурко подает иск в суд Лос-Анджелеса. Ничего не вышло - во-первых, национализация не оспаривается, во-вторых, картинам из Пушкинского музея Госдепартамент США гарантировал иммунитет. Впрочем, скандалы в прессе прозвучали громко. Были и другие подобные случаи.

Поэтому теперь на выставки в Европу мы экспонаты вывозим практически всегда под государственной гарантией, это сопряжено с большими сложностями. Иногда, когда таких гарантий государство предоставить не может, выставки отменяются. Полагаю, французы из Лувра в Египет свою египетскую коллекцию тоже не повезут. Потому что, Египет может ее арестовать, скажет, что это наше, было украдено, Наполеоном в 1841 году. Есть такие коллекции, которые постоянно подвергаются нападкам со стороны бывших стран их владельцев. Греция хочет, чтобы ей вернули Парфеноновский портик из Пергамоновского музея в Берлине.... и так далее. То есть, есть масса взаимных претензий, эта система на международном уровне вообще никак не отработана.

Я считаю, что шедевры должны быть экстерриториальны, они не должны подвергаться никаким воздействиям. Где они есть, там они и есть в настоящий момент, тому они и принадлежат. И тогда, естественно, возможен культурный обмен. Но на это никто не пойдет: вдруг потом придут другие правительства, будут оспаривать все это?

Еще один больной вопрос: насколько котируются наши шедевры живописи за рубежом? Никак не котируются! На мой взгляд, единственный реальный критерий популярности и признания — аукционные продажи. Это единственный справедливый критерий. Потому что остальное — любовь народа, признание специалистов, - это все очень  относительно. А вот когда вещи покупают, за них платят реальные деньги, это показатель того, что художник востребован. Русские художники не то что в первую десятку не входят, но  - даже если брать Малевича, самого "дорогого" из них - до 100 миллионов долларов продажа его картин не дотягивает. То есть и он не входи в так называемый "Клуб 100+". Все остальные едва-едва переваливают за 10 миллионов. То есть, наше искусство в 10-15 раз дешевле, чем мировое искусство. А раз оно дешевле, уж простите, оно в 10-15 раз менее востребовано.

Этому много причин. Прежде всего - это национальное искусство, интересное только в России. Шедевры наши — это прежде всего авангард, естественно. Почему авангард не ценен — это немножко другая история, слишком многое уничтожалось. Кроме того, в стране нашей более 90% всех культурных ценностей находится в собственности государства, и лишь 10% выходит на свободный рынок. Масса экспонатов лежит в хранилищах государственных музеев, и никогда не будет показана. При таком положении вещей рынок искусства у нас никогда не будет развит. А как можно пропагандировать русское искусство в мире, если оно не имеет спроса за рубежом?

Искусствовед, куратор, эксперт арт-рынка Дмитрий Буткевич

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Экспорт культуры - это не только "гастроли"

<h2>Идея государственной поддержки "экспорта культуры", предложенная Ольгой Голодец, вызвала широкий резонанс. К каким сферам культуры она применима? Из-за чего в культурном экспорте сложно участвовать российским музеям. Рассказывает эксперт арт-рынка Дмитрий Буткевич.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Заявление об "экспорте культуры" прозвучало в русле общей политики, что "Россия должна быть впереди планеты всей" во всех сферах. Но если взять музейную сферу, реализовать это непросто. На недавней пресс-конференции глава Эрмитажа Пиотровский заявил о том, что он очень боится за наши экспонаты, которые вывозят на выставки за рубеж - ведь их могут не вернуть. И это действительно так! Как сочетать планы по "культурной экспансии" например с тем, что не в каждую страну можно вывезти экспонаты для выставки?</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Были неприятные прецеденты. В 2005 году по запросу компании Noga, имевший финансовые претензии к Росии, в Швейцарии была арестована коллекция картин французских художников из Пушкинского музея. Арест сняли после вмешательства правительства Швейцарии, и картины вернулись в Москву. Иски с требованием компенсации за национализированные картины подавал внук Щукина Анри-Марк Делок-Фурко. Дважды европейские суды ему в иске отказывали. В июле 2003 года, когда Пушкинский музей возил выставку, куда входили картины из собрания Щукина, по городам Америки, Делок-Фурко подает иск в суд Лос-Анджелеса. Ничего не вышло - во-первых, национализация не оспаривается, во-вторых, картинам из Пушкинского музея Госдепартамент США гарантировал иммунитет. Впрочем, скандалы в прессе прозвучали громко. Были и другие подобные случаи.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Поэтому теперь на выставки в Европу мы экспонаты вывозим практически всегда под государственной гарантией, это сопряжено с большими сложностями. Иногда, когда таких гарантий государство предоставить не может, выставки отменяются. Полагаю, французы из Лувра в Египет свою египетскую коллекцию тоже не повезут. Потому что, Египет может ее арестовать, скажет, что это наше, было украдено, Наполеоном в 1841 году. Есть такие коллекции, которые постоянно подвергаются нападкам со стороны бывших стран их владельцев. Греция хочет, чтобы ей вернули Парфеноновский портик из Пергамоновского музея в Берлине.... и так далее. То есть, есть масса взаимных претензий, эта система на международном уровне вообще никак не отработана. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Я считаю, что шедевры должны быть экстерриториальны, они не должны подвергаться никаким воздействиям. Где они есть, там они и есть в настоящий момент, тому они и принадлежат. И тогда, естественно, возможен культурный обмен. Но на это никто не пойдет: вдруг потом придут другие правительства, будут оспаривать все это?</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Еще один больной вопрос: насколько котируются наши шедевры живописи за рубежом? Никак не котируются! На мой взгляд, единственный реальный критерий популярности и признания — аукционные продажи. Это единственный справедливый критерий. Потому что остальное — любовь народа, признание специалистов, - это все очень  относительно. А вот когда вещи покупают, за них платят реальные деньги, это показатель того, что художник востребован. Русские художники не то что в первую десятку не входят, но  - даже если брать Малевича, самого "дорогого" из них - до 100 миллионов долларов продажа его картин не дотягивает. То есть и он не входи в так называемый "Клуб 100+". Все остальные едва-едва переваливают за 10 миллионов. То есть, наше искусство в 10-15 раз дешевле, чем мировое искусство. А раз оно дешевле, уж простите, оно в 10-15 раз менее востребовано. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Этому много причин. Прежде всего - это национальное искусство, интересное только в России. Шедевры наши — это прежде всего авангард, естественно. Почему авангард не ценен — это немножко другая история, слишком многое уничтожалось. Кроме того, в стране нашей более 90% всех культурных ценностей находится в собственности государства, и лишь 10% выходит на свободный рынок. Масса экспонатов лежит в хранилищах государственных музеев, и никогда не будет показана. При таком положении вещей рынок искусства у нас никогда не будет развит. А как можно пропагандировать русское искусство в мире, если оно не имеет спроса за рубежом?</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Искусствовед, куратор, эксперт арт-рынка Дмитрий Буткевич </b></span> <p> </p>

Экспорт культуры - это не только &amp;quot;гастроли&amp;quot;

Экспорт культуры - это не только &amp;quot;гастроли&amp;quot;

Экспорт культуры - это не только &amp;quot;гастроли&amp;quot;

Экспорт культуры - это не только &amp;quot;гастроли&amp;quot;