Главная проблема для проекта «Культура» – регионы

Государство и культура

Главная проблема для проекта «Культура» – регионы
28 Февраля 2019, 12:45
Начало года ознаменовалось масштабным решением правительства в сфере культуры. На одноимённый национальный проект выделено до 2024 года более 100 млрд рублей. Что нужно сделать, чтобы выделенные деньги дали реальный результат? Размышляет актёр и режиссёр, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Денис Кирис.

Начало года ознаменовалось масштабным решением правительства в сфере культуры. На одноимённый национальный проект выделено до 2024 года более 100 млрд рублей. Что нужно сделать, чтобы выделенные деньги дали реальный результат? Размышляет актёр и режиссёр, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Денис Кирис.

То, что культура выделена в отдельный национальный проект, который разделен на три федеральных проекта — «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура», означает, что на нее обратили серьезное внимание, и это очень радует. Но возникает вопрос — насколько этот национальный проект будет эффективен и достаточно ли 113,5 млрд рублей на его реализацию?

В экспертном совете нацпроекта мы планируем вести мониторинг его реализации, плюс у Общественной палаты будет функция общественного контроля. Потому что есть много нюансов. Вот, например, проект предусматривает региональное софинансирование, которого зачастую просто нет. Да и вообще, первичен вопрос эффективности расходования средств в регионах. Мы живем на территории, которая занимает первое место в мире по числу внутригосударственных границ: у нас 85 субъектов федерации и в каждом своя ситуация. Я летаю по всей России, от Калининграда до Камчатки, и вижу, что если в регионе грамотный министр культуры, который радеет за свое дело, то ситуация более-менее благополучная: объекты культуры на контроле, поддерживаются в нужном состоянии. А в других регионах, которых, увы, тоже много, культурной сфере внимания не уделяют, библиотеки закрываются, клубы рушатся и так далее. В этом большая сложность при реализации национальных проектов. Чтобы получить результат, граждане должны на местах активно участвовать в контроле за проектами, иначе чиновники будут решать по-своему, то есть известно как. Мы бы хотели работать в тесном взаимодействии с Общественными палатами регионов. Не мешать им, но мониторить ситуацию, смотреть, как все воплощается в жизнь, как на самом деле используются деньги.

Для такой огромной страны, как Россия, 113,5 миллиардов — не та сумма, которая может полноценно решить все насущные вопросы, провести серьёзную реконструкцию с ремонтами и переоборудованием. Наверное, нужно более детально прорабатывать нормативно-правовую базу в регионах, чтобы привлечь инвесторов там, где выделенной государством суммы мало, а региональных денег не хватает. Надо как-то заинтересовать: инвестор просто так не придет что-то вкладывать, особенно в культуру. Но главное, опять же, как потратят?

Как вы понимаете, у нас чиновники часто рапортуют: здесь все хорошо, там все отлично, цифры просто замечательные. А когда приезжаешь на место, получается совсем другая картинка. Например, построили огромный культурный центр, только людям, чтобы туда приехать, нужно преодолеть 50 км через тайгу. Зачем?

При реализации проектов надо, в первую очередь, исходить из того, чтобы всё было доступно, чтобы каждый мог получить «доступ к культуре». С развитием Интернета это гораздо проще: россияне на Дальнем Востоке или в Западной Сибири садятся к монитору и допустим, на сайте Культура.рф смотрят кино, спектакль, могут скачать книжку. С другой стороны, «живую» культуру сложно заменить. Когда местные жители знают, что, например, на Камчатку приезжает кукольный театр, то садятся в вертолет и летят на спектакль.

У нас очень большая территория, и потому огромную роль играет человеческий фактор. Мы приезжаем из Москвы, уезжаем — и всё, а там своя жизнь. Достучаться до неё из столицы — зачастую целая проблема.

Денис Кирис — заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия, глава правления Межрегионального независимого профсоюза актеров театра и кино

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Главная проблема для проекта «Культура» – регионы

<h2> Начало года ознаменовалось масштабным решением правительства в сфере культуры. На одноимённый национальный проект выделено до 2024 года более 100 млрд рублей. Что нужно сделать, чтобы выделенные деньги дали реальный результат? Размышляет актёр и режиссёр, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Денис Кирис. </h2> <p> То, что культура выделена в отдельный национальный проект, который разделен на три федеральных проекта — «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура», означает, что на нее обратили серьезное внимание, и это очень радует. Но возникает вопрос — насколько этот национальный проект будет эффективен и достаточно ли 113,5 млрд рублей на его реализацию? </p> <p> В экспертном совете нацпроекта мы планируем вести мониторинг его реализации, плюс у Общественной палаты будет функция общественного контроля. Потому что есть много нюансов. Вот, например, проект предусматривает региональное софинансирование, которого зачастую просто нет. Да и вообще, первичен вопрос эффективности расходования средств в регионах. Мы живем на территории, которая занимает первое место в мире по числу внутригосударственных границ: у нас 85 субъектов федерации и в каждом своя ситуация. Я летаю по всей России, от Калининграда до Камчатки, и вижу, что если в регионе грамотный министр культуры, который радеет за свое дело, то ситуация более-менее благополучная: объекты культуры на контроле, поддерживаются в нужном состоянии. А в других регионах, которых, увы, тоже много, культурной сфере внимания не уделяют, библиотеки закрываются, клубы рушатся и так далее. В этом большая сложность при реализации национальных проектов. Чтобы получить результат, граждане должны на местах активно участвовать в контроле за проектами, иначе чиновники будут решать по-своему, то есть известно как. Мы бы хотели работать в тесном взаимодействии с Общественными палатами регионов. Не мешать им, но мониторить ситуацию, смотреть, как все воплощается в жизнь, как на самом деле используются деньги. </p> <p> Для такой огромной страны, как Россия, 113,5 миллиардов — не та сумма, которая может полноценно решить все насущные вопросы, провести серьёзную реконструкцию с ремонтами и переоборудованием. Наверное, нужно более детально прорабатывать нормативно-правовую базу в регионах, чтобы привлечь инвесторов там, где выделенной государством суммы мало, а региональных денег не хватает. Надо как-то заинтересовать: инвестор просто так не придет что-то вкладывать, особенно в культуру. Но главное, опять же, как потратят? </p> <p> Как вы понимаете, у нас чиновники часто рапортуют: здесь все хорошо, там все отлично, цифры просто замечательные. А когда приезжаешь на место, получается совсем другая картинка. Например, построили огромный культурный центр, только людям, чтобы туда приехать, нужно преодолеть 50 км через тайгу. Зачем? </p> <p> При реализации проектов надо, в первую очередь, исходить из того, чтобы всё было доступно, чтобы каждый мог получить «доступ к культуре». С развитием Интернета это гораздо проще: россияне на Дальнем Востоке или в Западной Сибири садятся к монитору и допустим, на сайте Культура.рф смотрят кино, спектакль, могут скачать книжку. С другой стороны, «живую» культуру сложно заменить. Когда местные жители знают, что, например, на Камчатку приезжает кукольный театр, то садятся в вертолет и летят на спектакль. </p> <p> У нас очень большая территория, и потому огромную роль играет человеческий фактор. Мы приезжаем из Москвы, уезжаем — и всё, а там своя жизнь. Достучаться до неё из столицы — зачастую целая проблема. </p> <p> <b><i>Денис Кирис </i></b><b><i>— заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия, глава правления Межрегионального независимого профсоюза актеров театра и кино</i></b> </p>

Главная проблема для проекта «Культура» – регионы

Главная проблема для проекта «Культура» – регионы

Главная проблема для проекта «Культура» – регионы

Главная проблема для проекта «Культура» – регионы