В конце прошлого года Союз театральных деятелей вынес на всеобщее обсуждение проект Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года
Основные положения Концепции комментирует директор театра «Практика» Борис Мездрич.
Абсолютное большинство людей, которые готовили эту концепцию, хорошо ориентируются в реалиях театральной жизни России. При этом авторы документа представляют самые разные театры и организации – и музыкальные театры, и драматические, и региональные, и российскую национальную театральную премию и фестиваль «Золотая Маска», и Союз театральных деятелей. Среди них есть известные педагоги, режиссеры, менеджеры. То есть представлен весь срез театральной жизни, который в данном случае необходим, поскольку документ серьезный, обозначающий все проблемы современного театра.
Многие из них вызваны тем, что театральное дело по-прежнему относится к сфере услуг, и я считаю очень важным, что документ, который мы сейчас обсуждаем, на эту фундаментальную ошибку указывает. В нем четко прописана задача театра, который должен выполнять признанную обществом и государством миссию. Миссию, а не услугу.
У нас же сейчас усилиями Министерства культуры РФ и вслед за ним многих региональных министерств главной целью театра и основой для его оценки становится зарабатывание денег. Я согласен с тем, что критерием оценки деятельности театра является не только качество и количество новых постановок и прокат репертуара. Но не может быть главным достижением театра – зарабатывание денег!
В моем понимании театр – это такая структура, которая не только выпускает спектакли, но и много работает на усиление своего признания, своей репутации, и оценивать его деятельность имеет смысл по разным показателям. В регионах театр не просто выпускает спектакли, он формирует вокруг себя общественную жизнь. Проводит фестивали, выпускает журналы, выходит в эфир и так далее.
Приведу собственный пример. В Ярославле мы делали регулярный журнал «Театральный круг» и радиопередачу «Всегда Ваш, Федор Волков». В Омске мы выпускали журнал «Письма из театра» и ежемесячную телепрограмму «Семнадцатый тост». Название передачи – традиция Омской драмы: на актерских вечеринках семнадцатый тост поднимают за Омский драматический! После каждой такой передачи в театре резко возрастала продажа билетов.
В Сибири приходится думать и о том, как сделать театр доступным в прямом смысле слова. В Омске мы организовали для зрителей бесплатный развоз. К концу спектакля возле театра стояли шесть автобусов и развозили зрителей в разные концы города. Сибирь, мороз, город вытянут вдоль Иртыша на 65 километров – трудно самим добраться до дома. Я и в Новосибирске внедрил этот опыт – возить людей в Академгородок, который находится в 30 километрах от театра. Аудитория Академгородка весьма влиятельна в Новосибирске.
Что мне хотелось бы добавить в проект Концепции? Пункт о возможных вариантах сотрудничества бюджетного театра с частными партнерами. По такой модели работает театр «Практика», и я вижу, что она дает очень интересные результаты. Для этого должно действовать трудовое законодательство, регулирующее работу актеров, режиссеров, художников и других специалистов, не работающих в штате театра.
В Омской драме еще в 1989 году была введена система финансовой поддержки творческих сотрудников, отработавших в театре много лет – пятнадцать и больше. Театр предложил выплачивать им определенную сумму ежемесячно и пожизненно, в том случае если они согласятся выйти за штат. Оформить это оказалось несложно. Достаточно было включить в положение об оплате труда и в соответствующий приказ позицию о том, что директор имеет право из внебюджетных источников выплачивать эту компенсацию. И это очень хорошо было принято. Ведь актеры, прослужившие много лет, не уходят из театра только потому, что на государственную пенсию прожить невозможно. Театр может выплачивать им своего рода корпоративную пенсию. В Новосибирской опере сумма, которая уходила на эти выплаты, составляла несколько сотых процента от внебюджета театра.
Я считаю, что Министерство культуры РФ могло бы рекомендовать эту систему для всех театров. Не говорю, что она должна стать единственной линией, но почему бы не поддержать людей, которые отдали большую часть своей жизни сцене? К сожалению, есть пример, когда новый руководитель театра таким же локальным актом прекращает эти выплаты. Я бы хотел попросить министра культуры РФ Ольгу Борисовну Любимову найти возможность и восстановить данные выплаты в Новосибирском театре оперы и балета.
Хочу напомнить и про 44-ФЗ (Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который распространяется и на театры, и на музеи, поскольку в действующем законодательстве они отнесены к сфере услуг. Обслуживание этого законопроекта приводит к огромным тратам на содержание специалистов, которые занимаются тендерами. – Прим. ред.). Недавно посмотрел репортаж с заседания Правительства РФ, на котором премьер-министр Михаил Владимирович Мишустин предложил внести изменения в этот закон, сохранив за ним антикоррупционность и серьезно добавив качество получаемых по нему товаров и услуг. В приоритете должно быть не самое дешевое, а самое качественное. Это правильная позиция.
Борис Михайлович Мездрич родился в 1948 году в Омске, окончил геолого-геофизический факультет Новосибирского университета по специальности «инженер-геолог-геохимик». Работал заместителем директора Приморского краевого театра драмы имени Горького, директором Новосибирского театра оперы и балета, директором театра имени Федора Волкова в Ярославле. В 2011 году вновь получил назначение на должность директора Новосибирского театра оперы и балета, откуда был уволен в 2015 году в связи с постановкой режиссера Тимофея Кулябина оперы «Тангейзер». С 2018 года – директор театра «Практика».