Есть такое понятие — «необоснованная жестокость». Оно прописано в условиях выдачи прокатного удостоверения, и это одна из причин, по которому удостоверение может быть не выдано. Вот в этом фильме вместе с якобы, «юмором» огромное количество необоснованной жестокости. Зачем смаковать сцену, когда Берия маленькую девочку 7-8 лет готовит к насилию? Это что за юмор?
На фоне пыток, на фоне людей со страшными, истерзанными лицами, в крови, вдруг возникает образный ряд наших маршалов Великой Победы во главе с Жуковым, которые изображены просто пьяными придурками! При этом они в форме, с орденами — там и звезда Героя, и орден Победы, и орден Славы. То есть в этот жуткий контекст вписаны награды, которые символизируют для нас победу в Великой Отечественной, где погибло 26 миллионов наших близких. И я, как человек, который со всей семьей каждый год ходит в Бессмертном полку, скажу: Бессмертный полк проклянет тех, кто разрешит показ этого фильма.
Говорят: «Ну что уж, нельзя стебаться?» Можно. Но тогда без крови, пыток, без орденов, без медалей. Как ни критикуй «Левиафан», его все-таки снял талантливый, ответственный режиссер, который не переходит за грань. Фильм «Нелюбовь», может быть, мне не нравится, но он талантливо сделан. А «Смерть Сталина» — это просто китч, в котором используются символы, дорогие огромному количеству людей, не только коммунистам. И когда мне говорят: «А вы что, Сталина поддерживаете?» — ерничать не надо. Причем здесь Сталин? Я поддерживаю правительство Советского Союза и маршалов в том, что они сохранили нашу страну. Если вы хотите снять фильм про Сталина, снимите «Архипелаг ГУЛаг» или «Жизнь и судьбу» — там тоже об этом, но сделано талантливо: и сердце болит, и мысли появляются в голове.
И еще: почему такой фильм выходит в 75-летие Сталинградской битвы, в период президентских выборов? Для чего это? Чтобы все ветераны прокляли того, кто его поставил на экран? Я вас уверяю, что Коммунистическая партия в полном составе и ее сторонники (это 16-17 % жителей страны) во главе с Зюгановым уж точно пройдет с красными флагами протестовать против выхода «Смерти Сталина» на экран.
Министр культуры Владимир Мединский предлагал прокатчикам: давайте мы отложим премьеру до 18 марта (а лучше после 9 мая даже, на мой взгляд), — но они не согласились. Поэтому я считаю, что, отменив премьеру, министр сделал смелый и уместный шаг. Может быть, потом прокатное удостоверение снова выдадут — речь не идет о том, что этот фильм вообще не пойдет в прокат. Просто он не пойдет в ближайшее время, и мне кажется, это правильно.
На имидж отечественного кинопроката этот эпизод вообще не повлияет. Влияет успех фильма «Движение вверх», «Легенды № 17», «Нелюбви»... Наш кинематограф растет, хорошие фильмы появляются. Рейтинги растут, наше кино вытесняет американское потихонечку.
Отзыв прокатного удостоверения у фильма «Смерть Сталина» цензурой считать нельзя. В правилах выдачи прокатного удостоверения написано, что оно не выдается фильмам, где есть необоснованная жестокость, где есть сцены, которые оскорбляют чувства людей по социальным, национальным, религиозным признакам, сцены насилия. Вот по этим формальным признакам и отозвали прокатное удостоверение. Какая цензура? Закон такой есть!
Нас так напугали этой цензурой, что мы уже готовы страну продать, только чтобы цензуры не было. А ведь во времена цензуры вышло все наше золотое кино, которое до сих пор показывают. Зато во времена свободы — по пальцам пересчитать. Вопрос: почему?
Как только стало возможно «снимать трусы», уходить в обнаженку, в расчлененку, в жестокость, уровень искусства упал, а не поднялся. Когда в «Мастере и Маргарите» Юрия Любимова Вениамин Смехов играл Воланда, а Нина Шацкая — Маргариту, там не было никакой похабщины, а очередь стояла два километра! Или Тарковский. Я вот недавно «Сталкера» пересматривал, не отрывая глаз. А это ведь было время засилья цензуры.
В Америке, например, вы ни один фильм не увидите, где афроамериканец будет плохим героем, а белый — хорошим. У них полицейские везде «работают в паре» — черный и белый, даже с некоторым перекосом в сторону черного. Это что, рынок? Нет, это четкая позиция, что фильмы, где черный все время плохой, а белый — хороший, недопустимы. Если на экране все время будет появляться убитый чернокожим Патрик Суэйзи, как в фильме «Привидение», то, конечно, будет напряженность на межнациональной основе. Вот американцы и договорились: не снимать.
Если мы не хотим развалить страну, то у нас должны быть некие ограничения.
Павел Анатольевич Пожигайло – государственный деятель, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, член партии «Единая Россия». В 2003-2006 годах — депутат Госдумы. В 2006-2008 годах — заместитель министра культуры Российской Федерации. В 2012-2014 годах —председатель Комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия. В 2016-2017 годах был председателем Общественного совета при Министерстве культуры.