Кризис в книгоиздательской отрасли уже развернулся. В апреле-мае мы не ожидаем доходов от оффлайн-каналов, а для большинства издателей это существенно больше половины выручки. Падение рынка оказалось очень резким, быстрым и неожиданным: в течение нескольких дней все книготорговые сети и отдельные магазины сообщили, что ничего не заплатят издательству.
Сейчас отрасль находится в шоковой ситуации, и самое болезненное, что выручка резко упала, а обязательств никто не отменял. В любом случае нужно оплачивать бумагу, платить типографиям, авторам, штатным и внештатным сотрудникам, не говоря уже об аренде помещений. Поэтому сейчас издатели в экстренном режиме ищут варианты, чтобы договориться со всеми и свести концы с концами.
При этом продажи в интернет-каналах выросли процентов на 20, но поскольку доля онлайна у нас примерно 40% (кстати, относительно других издателей это довольно много), рост, конечно, не компенсирует падение оффлайна.
На поддержку государства я особо не надеюсь, но, конечно, оно могло бы внести вклад и в значительной степени спасти отрасль. На мой взгляд, было бы достаточно двух мер: первая – это налоговые каникулы до конца календарного года и вторая – государственные гарантии по кредитам для компаний отрасли (например, в пределах размера налога на прибыль за 2019 год). Это помогло бы перезапустить отрасль, потому что сейчас у неё состояние предкоматозное. Остальные меры поддержки чреваты коррупционными схемами и тем, что кому-то помогут, а кому-то нет.
Пока что государство говорит об ущербе для малого и среднего бизнеса, но надо понимать, что книготорговые сети — это никоим образом не малый и не средний бизнес. Например, «Читай-город» - 650 магазинов, огромное количество людей, очень большой оборот, системообразующая компания для отрасли. Если с ней что-то случится, это будет огромный, непоправимый удар! Если бы для таких компаний появилась возможность получить кредит под государственные гарантии, это дало бы шанс отрасли относительно быстро восстановиться.
Несмотря на всё это, наша работа продолжается. Например, мы запустили прямые эфиры с авторами: этим поддерживаем контакт с читателями, стараемся как-то их развлечь на карантине, чтобы они с максимальной пользой проводили время. И одновременно это поддержка авторов и их книг, потому что, по сути, издательство – продюсерская компания. Конечно, такие акции влияют на онлайн-продажи, которые сейчас наша главная опора.
На фоне кризиса «выстрелили» несколько наших книг. Сейчас главный бестселлер на рынке литературы нон-фикшн – «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона: это современный стоицизм, очень востребованный и актуальный. Другая книга, которая стала пользоваться большим спросом, — философский роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Оказалось востребованным и практическое руководство для редакторов - «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Как ни странно, пользуются спросом и книги по финансам, потому что кризис — всегда возможность для инвестиций. Книга «Пандемия. Всемирная история смертельных вирусов» Сони Шах пользуется большим спросом, чем обычно, но её продажи – это примерно 15% от «Тонкого искусства пофигизма».
Если говорить о прогнозах, многое, конечно, будет зависеть от того, сколько продлится карантин. Если он закончится в мае, это один расклад, если продлится дольше, рынок будет меняться все больше и больше. Сейчас книготорговые сети не платят издателям за книги, которые давно проданы, и тем самым покрывают расходы за простой, но потом эта подушка рассосется. Возможно, возникнет ситуация, что даже после завершения карантина существенная часть оффлайн-ритейла просто не сможет запуститься.
К сожалению, эпидемии не проходят за один день: страх людей ходить в магазины просто так не исчезнет, спрос тоже быстро не восстановится. Тем более, пострадал практически весь российский бизнес: массовые сокращения людей, неоплачиваемые отпуска, снижение зарплат. А книги — не товар первой необходимости. И поэтому есть риск, что после завершения карантина многие магазины откроются, но не смогут окупить расходы и будут вынуждены уйти с рынка. В ближайшей перспективе мы ожидаем существенный рост доли онлайн-продаж и увеличение уровня монополизации книжной торговли. Ожидаем также ухода до 80% продаж книг в онлайн, и естественно, интернет-игроки будут навязывать свои условия поставщикам.
Некоторые авторы прогнозируют резкий рост доли электронных книг, но не думаю, что он произойдет быстро. Доля электронных книг будет расти, но это процесс растянутый во времени. Сегодня этот сегмент составляет меньше 10% рынка, и если «накроется» торговля бумажными книгами, то и рынок электронных книг тоже будет под ударом. Большая часть себестоимости книги – авторское вознаграждение и подготовка текста, и поэтому продажа электронных версий просто не окупит затраты издателей.