Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство

Коллекционирование/Арт-рынок

Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство
Сегодня, 13:59

Стратегия современных фондов, инвестирующих в арт-рынок

Портал Artnet публикует статью, рассказывающую об инвестфондах, работающих на арт-рынке. Как оказывается, эти финансовые институции, впервые появившиеся в начале столетия, в основном руководствуются индивидуальной стратегией — в отличие от чисто финансовых рынков, где действуют главным образом общие тренды. 

Вот, к примеру, фонд Arte Collectum, расположенный в Стокгольме. В центре его стратегии — «мегатренд ревизионизма», действующий, как считают в фонде, как в отношении музейного сообщества, так и рынка в целом. Фонд инвестирует в работы женщин-художниц и других, как там это называют, «географически или исторически маргинализированных художников». Другими словами, институция внимательно следит за так называемой «политповесткой». В 2022 году фонд собрал со своих вкладчиков 20 млн евро, на которые было приобретено 46 соответствующих работ (к примеру, работы колумбийской абстракционистки Ольги де Амараль). Сейчас Arte Collectum собирает новый денежный пул — среди «целей» числятся картины, сделанные представителями коренных народностей в различных частях света. 

По словам главы фонда Ларса Ниттве, работы, в которые институция вкладывает в последние годы деньги инвесторов, были традиционно оценены примерно в 20 раз дешевле, нежели «работы белых мужчин». За последние десятилетия эта разница сократилась в 4 раза, в основном по той причине, что музеи тоже обязали вписываться в «политкорректную повестку» — однако, здесь все еще есть пространство для того, чтобы заработать. 

Модель бизнеса Arte Collectum построена на шестилетнем цикле с опцией удлинения его на два года. Фонд получает 20 процентов дохода, обещая при этом инвесторам 12 процентов годовых — огромная маржа для западного рынка. В управлении институции — опытные арт-дилеры, музейщики, бывшие управляющие известных частных коллекций. Помимо прибыли, получаемой за счет роста стоимости произведений, фонд зарабатывает на том, что сдает их в «аренду» музеям по всему миру. На данный момент, в планах 8 выставок в Европе и США, а с 2022 года работы фонда выставлялись уже в 12 музеях. 

В качестве примера своей прозорливости, представители фонда приводят пример с картиной американо-кубинской художницей Кармен Эрреры «Пятница» (1978 г.), приобретенной в самом начале первого «цикла» в 2022 году. По оценке Sotheby’s, ее стоимость всего за один год выросла на 40% и составляет сейчас почти 2,8 млн евро. Другая работа малоизвестной американской художницы, приобретенная на региональном аукционе в США, была перепродана спустя 18 месяцев с прибылью 157 процентов. В фонде утверждают, что, несмотря на спад рынка в последние два года, работы представителей слабого пола и «цветных» художников опустились в цене не так, как «традиционные» произведения. 

Artnet отмечает, что, согласно исследованию компании Deloitte, в 2023 году 90 процентов управляющих традиционными инвестфондами позитивно оценивали перспективу того, что часть их инвестпортфелей будут составлять предметы арт-рынка. При этом в 2013 году эта доля составляла всего лишь 53%. Более того, более 60% фондов уже включили искусство в качестве инвестиции в свои предложения. 

Татьяна Филатова

Фото: Редакция

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство

<p> Портал Artnet публикует статью, рассказывающую об инвестфондах, работающих на арт-рынке. Как оказывается, эти финансовые институции, впервые появившиеся в начале столетия, в основном руководствуются индивидуальной стратегией — в отличие от чисто финансовых рынков, где действуют главным образом общие тренды.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Вот, к примеру, фонд Arte Collectum, расположенный в Стокгольме. В центре его стратегии — «мегатренд ревизионизма», действующий, как считают в фонде, как в отношении музейного сообщества, так и рынка в целом. Фонд инвестирует в работы женщин-художниц и других, как там это называют, «географически или исторически маргинализированных художников». Другими словами, институция внимательно следит за так называемой «политповесткой». В 2022 году фонд собрал со своих вкладчиков 20 млн евро, на которые было приобретено 46 соответствующих работ (к примеру, работы колумбийской абстракционистки Ольги де Амараль). Сейчас Arte Collectum собирает новый денежный пул — среди «целей» числятся картины, сделанные представителями коренных народностей в различных частях света.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> По словам главы фонда Ларса Ниттве, работы, в которые институция вкладывает в последние годы деньги инвесторов, были традиционно оценены примерно в 20 раз дешевле, нежели «работы белых мужчин». За последние десятилетия эта разница сократилась в 4 раза, в основном по той причине, что музеи тоже обязали вписываться в «политкорректную повестку» — однако, здесь все еще есть пространство для того, чтобы заработать.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Модель бизнеса Arte Collectum построена на шестилетнем цикле с опцией удлинения его на два года. Фонд получает 20 процентов дохода, обещая при этом инвесторам 12 процентов годовых — огромная маржа для западного рынка. В управлении институции — опытные арт-дилеры, музейщики, бывшие управляющие известных частных коллекций. Помимо прибыли, получаемой за счет роста стоимости произведений, фонд зарабатывает на том, что сдает их в «аренду» музеям по всему миру. На данный момент, в планах 8 выставок в Европе и США, а с 2022 года работы фонда выставлялись уже в 12 музеях.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> В качестве примера своей прозорливости, представители фонда приводят пример с картиной американо-кубинской художницей Кармен Эрреры «Пятница» (1978 г.), приобретенной в самом начале первого «цикла» в 2022 году. По оценке Sotheby’s, ее стоимость всего за один год выросла на 40% и составляет сейчас почти 2,8 млн евро. Другая работа малоизвестной американской художницы, приобретенная на региональном аукционе в США, была перепродана спустя 18 месяцев с прибылью 157 процентов. В фонде утверждают, что, несмотря на спад рынка в последние два года, работы представителей слабого пола и «цветных» художников опустились в цене не так, как «традиционные» произведения.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Artnet отмечает, что, согласно исследованию компании Deloitte, в 2023 году 90 процентов управляющих традиционными инвестфондами позитивно оценивали перспективу того, что часть их инвестпортфелей будут составлять предметы арт-рынка. При этом в 2013 году эта доля составляла всего лишь 53%. Более того, более 60% фондов уже включили искусство в качестве инвестиции в свои предложения.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Татьяна Филатова</b> </p> <p> <b>Фото: Редакция</b> </p>

Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство

Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство

Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство

Женщины-художницы и другое «маргинализированное» искусство

Интересное по теме

Музеи и выставки

Окно в прошлое — или будущее
4 марта 2025, 06:59

Коллекционирование/Арт-рынок

Картина Рафаэля «ушла» за 3 млн
17 февраля 2025, 15:00

Коллекционирование/Арт-рынок

Реституция не работает
12 марта 2025, 10:43