В ГМИИ им. А. C. Пушкина открылась выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Представленные 135 экспонатов составляют гордость японской культуры и чрезвычайно редко покидают пределы Страны восходящего солнца
В ГМИИ им. А. C. Пушкина открылась выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Представленные 135 экспонатов составляют гордость японской культуры и чрезвычайно редко покидают пределы Страны восходящего солнца. Хрупкость работ позволяет экспонировать их только четыре недели, поэтому первая часть выставки работает до 30 сентября, а вторая часть пройдет с 3 по 28 октября.
Значимость выставки и такой малый срок ее работы должны способствовать большому наплыву посетителей - в Пушкинском ожидаются привычные очереди. Директор музея Марина Лошак в день открытия сказала журналистам: «Нам хотелось бы, чтобы эта выставка отражала особый уровень отношений России и Японии. Мы говорим об общегуманистических ценностях, о нашей ментальности, о том, из чего мы состоим, как мы устроены». В России всегда ждут серьезных культурных мероприятий, связанных с Японией. Потому что японское искусство позволяет сохранить в человеке «целостность и уникальную среду, благодаря которой мы и можем существовать в жизни», отметила Марина Лошак.
Собрать такую коллекцию японских культурных ценностей высочайшего уровня в одном месте – большой комплимент России. Так, два произведения – двустворчатая ширма кисти Кусуми Морикагэ «В часы прохлады» и вертикальный свиток Ватанабэ Кадзан «Портрет Такаси Сэнсэки» - имеют ранг национального сокровища Японии. Девять экспонатов выставки носят гордое название «особо ценных объектов культуры». Тончайшая прорисовка образов, необычные сюжетные сцены, традиционные изображения птиц и растений, гармония и наполненность смыслом каждого произведения – отличительные черты японской живописи и гравюры.
«Это самая масштабная выставка японской живописи в истории России. Представленные экспонаты являются лучшими образцами живописи эпохи Эдо, которые вы встретите в любом учебнике по истории искусства Японии. Они являются ценнейшими сокровищами, которые почти никогда не бывают за пределами Японии», - сказал Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки. И Пушкинский музей – это самое идеальное место для такой выставки в Москве, отметил он.
Событие проходит в рамках перекрестного года России и Японии. Экспонаты предоставлены Токийским национальным музеем, Музеем изобразительных искусств города Тиба, Художественным музеем Итабаси (Токио) и частными коллекционерами. В экспозицию также включены работы из Пушкинского музея и Государственного музея Востока.
Чем характерна эпоха Эдо, включающая временной период с 1603 по 1868 годы? Настало спокойное время правления сёгуната Токугава - время самоизоляции от всего внешнего мира после окончания длительного периода междуусобных войн. Экономическая ситуация была благополучной, что способствовало расцвету творчества, а уровень образования был одним из самых высоких в мире. Как следствие, и поэзия, и живопись, и ремесла бурно развивались, а технологии книгопечатания и гравюр сделали произведения искусства доступными даже для простых горожан.
Художественные школы работали в самых разных традиционных жанрах, а также вводили новые жанры в угоду меняющейся жизни и подстраиваясь под потребности обычных горожан. Так стали популярными изображения актеров театра Кабуки и изображения японских куртизанок. Самые влиятельные художественные школы имели, конечно, свой круг почитателей. «Если школа Кано работала в основном по заказу самураев, то школа Тоса в основном работала для императорского круга и аристократических семей», - объяснила на ознакомительной экскурсии один из кураторов выставки,сотрудник ГМИИ Айнура Юсупова.
Конечно, экспозиция включает большое количество традиционной пейзажной живописи, написанной кистью на шелке или бумаге водорастворимыми красками. Такие работы чаще всего исполнялись на свитках и ширмах. В экспозиции особенно выделяются две любимые японцами темы – «цветы и птицы» и «вода и горы». Они полны символизма и связаны с вечными ценностями жизни.
Отдельный раздел посвящен живописи укиё-э, изображающей жизнь обычных горожан. Знаменитый японский писатель XVII века Асаи Рёи о сути укиё-э писал: «Жить лишь дарованным тебе мгновеньем, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишни, осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, безумно отдаваться потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё…»
К выставке предусмотрена обширная образовательная программа. Пройдет цикл лекции, которые будут читать, в частности, куратор выставки и глава отдела научных исследований Токийского музея Хироёси Тадзава, замдиректора Художественного музея Тиба Танабэ Масако, куратор и ведущий сотрудник отдела графики ГМИИ Айнура Юсупова и другие. Запланирована инклюзивная программа с серией авторских мастер-классов для детей и с видео-миниатюрами. На жестовом языке профессиональные актеры прочтут японскую поэзию – танка и хокку – таких известных авторов эпохи Эдо, как Мацуо Басё, Ли Бо, Мурасаки Сикибу и других.
“Выставка только началась, а уже хочется следующих японских выставок, потому что они дают Москве совершенно другие энергии, а для нашего города это очень важно”, - заключила Марина Лошак. Любовь Мартынова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Японская роскошь эпохи Эдо в Пушкинском музее
<h2>В ГМИИ им. А. C. Пушкина открылась выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Представленные 135 экспонатов составляют гордость японской культуры и чрезвычайно редко покидают пределы Страны восходящего солнца. Хрупкость работ позволяет экспонировать их только четыре недели, поэтому первая часть выставки работает до 30 сентября, а вторая часть пройдет с 3 по 28 октября.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Значимость выставки и такой малый срок ее работы должны способствовать большому наплыву посетителей - в Пушкинском ожидаются привычные очереди. <b>Директор музея Марина Лошак </b>в день открытия сказала журналистам: «Нам хотелось бы, чтобы эта выставка отражала особый уровень отношений России и Японии. Мы говорим об общегуманистических ценностях, о нашей ментальности, о том, из чего мы состоим, как мы устроены». В России всегда ждут серьезных культурных мероприятий, связанных с Японией. Потому что японское искусство позволяет сохранить в человеке «целостность и уникальную среду, благодаря которой мы и можем существовать в жизни», отметила Марина Лошак. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Собрать такую коллекцию японских культурных ценностей высочайшего уровня в одном месте – большой комплимент России. Так, два произведения – двустворчатая ширма кисти Кусуми Морикагэ «В часы прохлады» и вертикальный свиток Ватанабэ Кадзан «Портрет Такаси Сэнсэки» - имеют ранг национального сокровища Японии. Девять экспонатов выставки носят гордое название «особо ценных объектов культуры». Тончайшая прорисовка образов, необычные сюжетные сцены, традиционные изображения птиц и растений, гармония и наполненность смыслом каждого произведения – отличительные черты японской живописи и гравюры. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
«Это самая масштабная выставка японской живописи в истории России. Представленные экспонаты являются лучшими образцами живописи эпохи Эдо, которые вы встретите в любом учебнике по истории искусства Японии. Они являются ценнейшими сокровищами, которые почти никогда не бывают за пределами Японии», - <b>сказал Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки.</b> И Пушкинский музей – это самое идеальное место для такой выставки в Москве, отметил он.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Событие проходит в рамках перекрестного года России и Японии. Экспонаты предоставлены Токийским национальным музеем, Музеем изобразительных искусств города Тиба, Художественным музеем Итабаси (Токио) и частными коллекционерами. В экспозицию также включены работы из Пушкинского музея и Государственного музея Востока. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Чем характерна эпоха Эдо, включающая временной период с 1603 по 1868 годы? Настало спокойное время правления сёгуната Токугава - время самоизоляции от всего внешнего мира после окончания длительного периода междуусобных войн. Экономическая ситуация была благополучной, что способствовало расцвету творчества, а уровень образования был одним из самых высоких в мире. Как следствие, и поэзия, и живопись, и ремесла бурно развивались, а технологии книгопечатания и гравюр сделали произведения искусства доступными даже для простых горожан. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Художественные школы работали в самых разных традиционных жанрах, а также вводили новые жанры в угоду меняющейся жизни и подстраиваясь под потребности обычных горожан. Так стали популярными изображения актеров театра Кабуки и изображения японских куртизанок. Самые влиятельные художественные школы имели, конечно, свой круг почитателей. «Если школа Кано работала в основном по заказу самураев, то школа Тоса в основном работала для императорского круга и аристократических семей», - объяснила на ознакомительной экскурсии <b>один из кураторов выставки,</b> <b>сотрудник ГМИИ Айнура Юсупова.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Конечно, экспозиция включает большое количество традиционной пейзажной живописи, написанной кистью на шелке или бумаге водорастворимыми красками. Такие работы чаще всего исполнялись на свитках и ширмах. В экспозиции особенно выделяются две любимые японцами темы – «цветы и птицы» и «вода и горы». Они полны символизма и связаны с вечными ценностями жизни.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Отдельный раздел посвящен живописи укиё-э, изображающей жизнь обычных горожан. Знаменитый японский писатель XVII века Асаи Рёи о сути укиё-э писал: «Жить лишь дарованным тебе мгновеньем, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишни, осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, безумно отдаваться потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё…»</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
К выставке предусмотрена обширная образовательная программа. Пройдет цикл лекции, которые будут читать, в частности, куратор выставки и глава отдела научных исследований Токийского музея Хироёси Тадзава, замдиректора Художественного музея Тиба Танабэ Масако, куратор и ведущий сотрудник отдела графики ГМИИ Айнура Юсупова и другие. Запланирована инклюзивная программа с серией авторских мастер-классов для детей и с видео-миниатюрами. На жестовом языке профессиональные актеры прочтут японскую поэзию – танка и хокку – таких известных авторов эпохи Эдо, как Мацуо Басё, Ли Бо, Мурасаки Сикибу и других. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Выставка только началась, а уже хочется следующих японских выставок, потому что они дают Москве совершенно другие энергии, а для нашего города это очень важно”, - заключила Марина Лошак.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Любовь Мартынова</b></span>
<p>
</p>