Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью

Музеи и выставки

Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью
21 Ноября 2019, 12:27

Если спросить, чьи картины ассоциируются с людьми в небе, то вы, скорее всего, ответите -- с Шагалом. На его полотнах летают все: кошки, скрипки, любимые женщины, он сам.

Если спросить, чьи картины ассоциируются с людьми в небе, то вы, скорее всего, ответите - с Шагалом. На его полотнах летают все: кошки, скрипки, любимые женщины, он сам. И этот мечтательный кавардак всегда имеет смысл.

«Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир», -- признавался художник. Следуя за своими чувствами, Шагал создал и свой особый мир, где всё возможно, гармонично и взаимосвязано. Куратор выставки Екатерина Селезнева на открытии сказала, что есть категория посетителей, которых не удивить творчеством Шагала и которые его легко принимают – это дети. Если вы тоже хотите почувствовать легкость полета, то новая выставка как раз для вас.

Посетить ее можно в подмосковной Истре до 8 марта следующего года. Музейный комплекс «Новый Иерусалим» назвал свою новую экспозицию «Шагал: между небом и землей». Этот международный проект собрал более 200 работ автора из частных собраний, а также из французских Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду и Национального музея Марка Шагала в Ницце, из Музея Шагала в белорусском Витебске, из российских ГМИИ им.А.С.Пушкина, Музея истории евреев в России. Представленные работы показывают весь творческий путь художника, особое место отведено эскизам и гравюрам Шагала на библейскую тематику.

Директор Музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова в интервью «Культуромании» рассказала об истории возникновения белорусского музея и неразрывной связи витебских мотивов со всем творчеством художника:

- До этой выставки работы Шагала из белорусского музея уже экспонировались в России?

- Это первый опыт сотрудничества витебского музея с российской стороной. До начала 1990-х годов в Витебске не было работ Шагала. Поэтому нам и нечего было предложить. Мы лишь могли говорить, что Витебск – родина художника. Музей возник на пустом месте. Нам было известно, что сохранился дом, в котором жили Марк Шагал и его родители.

- Откуда же появились работы художника?

- Это были дары. С самого начала создания музея у него появились меценаты. Нам также было важно наладить отношения с наследниками. Три работы подарила дочь Шагала Ида. Также у нас были долгосрочные отношения с немецким городом Нинбург, который помогал в реставрации дома-музея, в приобретении первых работ. Наследники художника впоследствии тоже предоставили нам более 100 работ.

- А меценаты были из России, из Белоруссии?

- Нет, все были из западных стран. Они настоящие энтузиасты. Один из них – немецкий доктор Генрих Мандель. Он уникальная личность для нас. В 1937 году, когда ему было 17 лет, он увидел первый раз работы Марка Шагала на выставке в Мюнхене. Это была так называемая выставка «дегеративного искусства». Фашистами работы Шагала были восприняты как «неправильные», многие картины были сожжены. Генриху Манделю же они так легли на душу, что творчество Шагала стало его хобби на всю жизнь. Он собирал всё, что связано с художником. Приобретал каталоги, журналы, тиражную графику, книги. И когда Мандель узнал, что в Витебске открывается музей Шагала, он решил, что должен сотрудничать с музеем. 17 лет он помогал нам. Благодаря ему у нас появилось много работ Шагала.

- Белорусский период – лейтмотив всей жизни художника?

- Он жил в Витебске до 14 лет. С 1911 по 1914 годы был период учебы в Париже. Потом Шагал вновь возвратился на родину. Витебск он окончательно покинул в 1920 году в возрасте 33 лет.

Шагал всегда ассоциировал себя с Россией. Но маленький Витебск сыграл в его жизни очень большую роль. Он рисовал Витебск всегда. Даже когда на его картине был Париж, это в то же время был и родной Витебск.

- Шагал достаточно спокойно пережил смену власти, но впоследствии всё же уехал из России после революции.

- Вначале он очень хорошо, с энтузиазмом воспринял революцию. Новая власть отменяла черту оседлости, разрешала какие-то сложные еврейские вопросы. Была объявлена свобода творчества, что, конечно, было крайне важно для художника. Политикой Шагал не интересовался совсем. «Мои познания в марксизме не шли дальше того, что Маркс был еврей и носил длинную седую бороду», -- писал он потом в книге «Моя жизнь».

- Не припомню работ Шагала, посвященных революции. Он обошел эту тему совсем?

- Нет, почему же. У него есть полотно, изображающее Ленина, стоящего на голове. Она буквально означает, что Ленин перевернул Россию с ног на голову. Шагал ведь даже был красным комиссаром. Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский в 1918 году назначил его комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Это давало право открывать выставки,  художественные учебные заведения. Два года с наганом и в кожанке он продвигал идеи новой власти. Но потом понял, что из-за этой административной работы не может заниматься творчеством. К тому же, его искусство явно не понимали. Например, работа по украшению Витебска в 1918 году к годовщине революции – там присутствовали мотивы с зелеными коровами, летящими людьми – не была воспринята как революционная. И в 1920 году Шагал покинул Витебск, как оказалось, навсегда.

- Как сейчас идут дела у вашего музея? Наверно, среди посетителей много иностранных туристов?

- Наш музей, думаю, самый главный туристический объект Витебска. Ведь в историю мировой художественной культуры Шагал и Витебск вошли неразрывно. 70% наших посетителей – это зарубежные туристы. Половина из них – это россияне.

В прошлом году в Центре Помпиду была выставка, посвященная творчеству Шагала и Малевича. Поэтому после к нам пошел поток туристов из Франции. Они открыли для себя Витебск, с интересом приходят в музей.

Куратор проекта, заслуженный работник культуры РФ Екатерина Селезнева в разговоре с «Культуроманией» рассказала про философию художника.

- Знакомясь с работами Марка Шагала, невольно задумываешься, что же для него было важнее – жизнь земная или жизнь творческая?

- Всё, что происходило в мире, касалось и его. Вопрос в том, как он это воспринимал. Мы ведь все реагируем на события совершенно по-разному. Безусловно, творчество Шагала ярко выражает его собственный взгляд. Это не точка зрения, продиктованная партией и правительством. Не взгляд какого-либо учителя. Это лишь то, что художник абсолютно искренне пропустил через себя. Мы можем с ним соглашаться или нет, но его голос абсолютно свободен. Человек так построил свою жизнь, что ему незачем было лгать, изворачиваться, писать какие-либо заказные политические картины. Всё, что он делал, делал потому, что не мог не высказаться.

- Приход коммунизма он воспринял положительно. Но после разочаровался, уехал навсегда на Запад.

- Не стоит забывать, что такое была земля витебская, которая переходила от власти к власти. Управлялась то Польшей, то Российской империей. Шагал не понаслышке знал, что такое еврейские погромы, он жил среди этого. И, конечно, он очень глубоко воспринял темы равенства, братства, но он не мог знать, во что это выльется. Когда «плоды революции» стали явно пугающими, он был разочарован и почувствовал себя ненужным. Его мнение не совпадало с официальным. Чем больше на него давила власть, тем больше она вызывала внутреннее сопротивление.

- Шагал прожил очень долгую жизнь. Как вы считаете, художник, так тонко чувствующий действительность, нашел свою внутреннюю гармонию с этим миром, свой идеал существования?

- Знаете, в своей книге он пишет: «В один прекрасный день (а других и не бывает на свете)…». Кажется, что это удивительно парадоксальное утверждение. Ведь он прекрасно понимал, что в этом мире сейчас у кого-то счастье, у кого-то горе. Ну, не бывает для всех для нас всегда прекрасных дней. Но в то же время его высказывание говорит нам, что Шагал воспринимает появление  человека на этот свет как чудо. Мы все осознаем, от скольких случайностей зависит наша жизнь, наше рождение. И именно поэтому у Шагала было твердое убеждение: если оказался в этом мире – живи, сопротивляйся, борись, улучшай, совершенствуй себя, окружающее бытие, люби людей. И, может быть, поэтому его живопись имеет столько приверженцев во всем мире.

Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью

<h2> <b>Если спросить, чьи картины ассоциируются с людьми в небе, то вы, скорее всего, ответите - с Шагалом. На его полотнах летают все: кошки, скрипки, любимые женщины, он сам. И этот мечтательный кавардак всегда имеет смысл.</b></h2> <p> «Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир», -- признавался художник. Следуя за своими чувствами, Шагал создал и свой особый мир, где всё возможно, гармонично и взаимосвязано. Куратор выставки Екатерина Селезнева на открытии сказала, что есть категория посетителей, которых не удивить творчеством Шагала и которые его легко принимают – это дети. Если вы тоже хотите почувствовать легкость полета, то новая выставка как раз для вас. </p> <p> Посетить ее можно в подмосковной Истре до 8 марта следующего года. Музейный комплекс «Новый Иерусалим» назвал свою новую экспозицию «Шагал: между небом и землей». Этот международный проект собрал более 200 работ автора из частных собраний, а также из французских Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду и Национального музея Марка Шагала в Ницце, из Музея Шагала в белорусском Витебске, из российских ГМИИ им.А.С.Пушкина, Музея истории евреев в России. Представленные работы показывают весь творческий путь художника, особое место отведено эскизам и гравюрам Шагала на библейскую тематику. </p> <p> <b>Директор Музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова </b>в интервью «Культуромании» рассказала об истории возникновения белорусского музея и неразрывной связи витебских мотивов со всем творчеством художника: </p> <p> <b>- До этой выставки работы Шагала из белорусского музея уже экспонировались в России? </b> </p> <p> - Это первый опыт сотрудничества витебского музея с российской стороной. До начала 1990-х годов в Витебске не было работ Шагала. Поэтому нам и нечего было предложить. Мы лишь могли говорить, что Витебск – родина художника. Музей возник на пустом месте. Нам было известно, что сохранился дом, в котором жили Марк Шагал и его родители. </p> <p> <b>- Откуда же появились работы художника?</b> </p> <p> - Это были дары. С самого начала создания музея у него появились меценаты. Нам также было важно наладить отношения с наследниками. Три работы подарила дочь Шагала Ида. Также у нас были долгосрочные отношения с немецким городом Нинбург, который помогал в реставрации дома-музея, в приобретении первых работ. Наследники художника впоследствии тоже предоставили нам более 100 работ. </p> <p> <b>- А меценаты были из России, из Белоруссии?</b> </p> <p> - Нет, все были из западных стран. Они настоящие энтузиасты. Один из них – немецкий доктор Генрих Мандель. Он уникальная личность для нас. В 1937 году, когда ему было 17 лет, он увидел первый раз работы Марка Шагала на выставке в Мюнхене. Это была так называемая выставка «дегеративного искусства». Фашистами работы Шагала были восприняты как «неправильные», многие картины были сожжены. Генриху Манделю же они так легли на душу, что творчество Шагала стало его хобби на всю жизнь. Он собирал всё, что связано с художником. Приобретал каталоги, журналы, тиражную графику, книги. И когда Мандель узнал, что в Витебске открывается музей Шагала, он решил, что должен сотрудничать с музеем. 17 лет он помогал нам. Благодаря ему у нас появилось много работ Шагала. </p> <p> <b>- Белорусский период – лейтмотив всей жизни художника?</b> </p> <p> - Он жил в Витебске до 14 лет. С 1911 по 1914 годы был период учебы в Париже. Потом Шагал вновь возвратился на родину. Витебск он окончательно покинул в 1920 году в возрасте 33 лет. </p> <p> Шагал всегда ассоциировал себя с Россией. Но маленький Витебск сыграл в его жизни очень большую роль. Он рисовал Витебск всегда. Даже когда на его картине был Париж, это в то же время был и родной Витебск. </p> <p> <b>- Шагал достаточно спокойно пережил смену власти, но впоследствии всё же уехал из России после революции. </b> </p> <p> - Вначале он очень хорошо, с энтузиазмом воспринял революцию. Новая власть отменяла черту оседлости, разрешала какие-то сложные еврейские вопросы. Была объявлена свобода творчества, что, конечно, было крайне важно для художника. Политикой Шагал не интересовался совсем. «Мои познания в марксизме не шли дальше того, что Маркс был еврей и носил длинную седую бороду», -- писал он потом в книге «Моя жизнь». </p> <p> <b>- Не припомню работ Шагала, посвященных революции. Он обошел эту тему совсем?</b> </p> <p> - Нет, почему же. У него есть полотно, изображающее Ленина, стоящего на голове. Она буквально означает, что Ленин перевернул Россию с ног на голову. Шагал ведь даже был красным комиссаром. Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский в 1918 году назначил его комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Это давало право открывать выставки,  художественные учебные заведения. Два года с наганом и в кожанке он продвигал идеи новой власти. Но потом понял, что из-за этой административной работы не может заниматься творчеством. К тому же, его искусство явно не понимали. Например, работа по украшению Витебска в 1918 году к годовщине революции – там присутствовали мотивы с зелеными коровами, летящими людьми – не была воспринята как революционная. И в 1920 году Шагал покинул Витебск, как оказалось, навсегда. </p> <p> <b>- Как сейчас идут дела у вашего музея? Наверно, среди посетителей много иностранных туристов? </b> </p> <p> - Наш музей, думаю, самый главный туристический объект Витебска. Ведь в историю мировой художественной культуры Шагал и Витебск вошли неразрывно. 70% наших посетителей – это зарубежные туристы. Половина из них – это россияне. </p> <p> В прошлом году в Центре Помпиду была выставка, посвященная творчеству Шагала и Малевича. Поэтому после к нам пошел поток туристов из Франции. Они открыли для себя Витебск, с интересом приходят в музей. </p> <p> <b>Куратор проекта, заслуженный работник культуры РФ Екатерина Селезнева</b> в разговоре с «Культуроманией» рассказала про философию художника. </p> <p> <b>- Знакомясь с работами Марка Шагала, невольно задумываешься, что же для него было важнее – жизнь земная или жизнь творческая?</b> </p> <p> - Всё, что происходило в мире, касалось и его. Вопрос в том, как он это воспринимал. Мы ведь все реагируем на события совершенно по-разному. Безусловно, творчество Шагала ярко выражает его собственный взгляд. Это не точка зрения, продиктованная партией и правительством. Не взгляд какого-либо учителя. Это лишь то, что художник абсолютно искренне пропустил через себя. Мы можем с ним соглашаться или нет, но его голос абсолютно свободен. Человек так построил свою жизнь, что ему незачем было лгать, изворачиваться, писать какие-либо заказные политические картины. Всё, что он делал, делал потому, что не мог не высказаться. </p> <p> <b>- Приход коммунизма он воспринял положительно. Но после разочаровался, уехал навсегда на Запад.</b> </p> <p> - Не стоит забывать, что такое была земля витебская, которая переходила от власти к власти. Управлялась то Польшей, то Российской империей. Шагал не понаслышке знал, что такое еврейские погромы, он жил среди этого. И, конечно, он очень глубоко воспринял темы равенства, братства, но он не мог знать, во что это выльется. Когда «плоды революции» стали явно пугающими, он был разочарован и почувствовал себя ненужным. Его мнение не совпадало с официальным. Чем больше на него давила власть, тем больше она вызывала внутреннее сопротивление. </p> <p> <b>- Шагал прожил очень долгую жизнь. Как вы считаете, художник, так тонко чувствующий действительность, нашел свою внутреннюю гармонию с этим миром, свой идеал существования?</b> </p> <p> - Знаете, в своей книге он пишет: «В один прекрасный день (а других и не бывает на свете)…». Кажется, что это удивительно парадоксальное утверждение. Ведь он прекрасно понимал, что в этом мире сейчас у кого-то счастье, у кого-то горе. Ну, не бывает для всех для нас всегда прекрасных дней. Но в то же время его высказывание говорит нам, что Шагал воспринимает появление  человека на этот свет как чудо. Мы все осознаем, от скольких случайностей зависит наша жизнь, наше рождение. И именно поэтому у Шагала было твердое убеждение: если оказался в этом мире – живи, сопротивляйся, борись, улучшай, совершенствуй себя, окружающее бытие, люби людей. И, может быть, поэтому его живопись имеет столько приверженцев во всем мире. </p> <p> <b>Любовь Мартынова</b> </p>

Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью

Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью

Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью

Выставка Марка Шагала. В вечном полете к счастью

Интересное по теме

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Музеи и выставки

«Профессиональный благотворитель» Алексей Бахрушин и его коллекция
24 октября 2024, 13:17