- Нужны ли протекционистские меры отечественному кино?
- Я не знаю, кто мог бы ответить, что протекционистские меры не нужны. Но подход, чтобы просто дать больше денег, как кто-то предлагает, проблему не решит. Это никогда не срабатывает. Все должно быть обоснованно, и государство в любой развитой стране должно поддерживать и поддерживает культуру всегда. Культуре чисто в рыночных отношениях без поддержки государства выжить невозможно.
- От круглого стола осталось странное ощущение. Ситуация вырисовывается какая-то безнадежная. По факту 86 из 100 кресел в кинотеатрах пустуют. Может, России действительно, бросить это кино и заняться стрим-телевидением, как Netflix?
- Да нет. Надо же учитывать все моменты развития кинематографа. Был еще в советское время такой разговор, что вот телевидение теперь набирает обороты, кинематограф будет не нужен. Пережили, кинематограф нужен, телевидение существует. Теперь есть интернет, но все равно будет и большой экран. Потому что поход в кинотеатр дает возможность не только информативно посмотреть какой-то фильм, приобщиться к какому-то кинособытию, но это просто еще и досуг, культурное времяпрепровождение. Все это будет. Но для того, чтобы поддерживать кино, нужна для начала глубокая аналитика происходящего. И обязательно надо посмотреть вперед - что будет с кинематографом, с интернетом, с телевидением через 3,5,10 лет.
- А что будет?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, у нас существуют определенные государственные структуры, которые вырабатывают так называемую культурную политику. И вот как раз это их прерогатива - жить не только сегодняшним днем, а понимать, как пойдет развитие дальше. И какие меры поддержки, в каком секторе стоит принимать - то ли это кинопрокат, то ли кинопроизводство, то ли законотворчество. Можно не давать денег, но создать такие законы, при которых частному бизнесу будет просто выгодно вкладываться в тот же кинематограф.
- Вы имеете в виду закон о меценатстве?
- Ну, я не могу сказать однозначно. Я считаю, это должна быть система мер в законодательстве.
- Как вы думаете, нужно вкладываться в кинопрокат или в кинопроизводство?
- Это две половинки одного и того же. Не будет кинопроизводства - никакого проката не будет. Будет одно кинопроизводство - будет дисбаланс. А он сейчас, на мой взгляд, есть. На круглом столе высказывалось мнение, что у нас кинотеатров много. Немного кинотеатров! И фильмов немного. Упоминали Францию, страну с населением 60 млн, и она производит 300 фильмов в год, что уж говорить про Голливуд, Индию и Китай. Как ни странно, все-таки, количество рождает и качество. Практика показывает, что в среднем выстреливает один фильм из десяти.
- Есть ли кадровый голод в индустрии кино?
- Да нет никакого кадрового голода. Потому что кадровый голод существует лишь по отдельным специальностям. Причем чаще всего это специальности среднего звена. Сейчас очень нужны специалисты по цифровым технологиям, по монтажу и так далее. 120 профессий новых - большинство из них рабочих - теперь появились в кинематографе. Вот на эти профессии людей ищут. А на режиссеров, операторов нет никакого кадрового голода.
- А на сценаристов?
- Я считаю, их переизбыток. В одной Москве больше 30 частных только школ, которые обещают просто за год или два воспитать шикарных режиссеров, сценаристов и так далее. Ну, вы сами-то посчитайте. Если в год выходит не больше ста фильмов, ну, и еще телевидение сериалы выпускает. Значит, вам нужно в год примерно 100 режиссеров. За один год один только ВГИК выпускает около 30. А еще есть другие вузы. Речь не о кадровом голоде, скорее нет таких очень ярких, одаренных, таких прямо готовых специалистов.
- А как вы оцениваете частные кинематографические школы?
- Школы не заменяют фундаментальные академические институты. Они только могут дополнить. Но никак не составить конкуренцию академическому институту. Вот 100 лет ВГИКу в этом году. В институте десятилетиями опробированные программы, и десятилетиями ВГИК выпускает хорошо образованных профессионалов - гуманитарно образованных, не только творчески. Это большое важное дело.
- И все равно, на круглом столе много говорили о проблемах в кинообразовании...
- У нас опытные мастера во ВГИКе. Беда в другом: молодые специалисты после вуза не могут найти работу. Продюсер не хочет заниматься, растить эти кадры. Вот он бы пришел, как мы предлагаем, сказал: “мне надо двух сценаристов, я готов целевым порядком их направить к вам, заплатить за них и участвовать на каждом этапе их обучения. Именно так, как мне нужно. Чтобы я к выпуску получил готового сценариста, режиссера и так далее”. Но они же хотят получить готовое. Хотя когда мы приглашаем на госэкзамены, на защиты дипломов ведущих продюсеров, не буду называть фамилии - сидит ведущий продюсер один на госэкзаменах, пять фамилий записал сразу и говорит: “возьму их к себе на работу”. У вузов сегодня разорвана связь с производством фильмов. А у продюсеров немножко паразитический такой подход. Легче всего сказать: ”а, плохо учат”. Я на круглом столе еще раз сказал: приходите, ребята, давайте работать вместе.
Елена Сердечнова