Отдел старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина - один из самых важных экспозиционных и реставрационных мест в России. Ежегодно через него проходят сотни образцов живописи, архитектуры, швейного дела и других видов искусства из самых разных эпох и точек земного шара. Одно из последних достижений отдела - выставка картин Якоба Йорданса, собранная из различных музеев России. О том, как работает отдел, корреспонденту "Культуроманиии" рассказал его заведующий Вадим Садков.
- С чем связан запуск выставки именно Якоба Йорданса?
- Наша цель - показать историю русского коллекционирования. В том числе - художественное наследие тех мастеров, которые представлены не только в Эрмитаже и в нашем музее, но и в русской провинции. В то же время далеко не все художники представлены в регионах. Например, мне очень хотелось бы сделать выставку Пуссена, но он есть только в Эрмитаже и в Пушкинском музее. И так можно говорить об очень многих живописцах: Веронезе, Рембрандте, Тициане и других.
Следующей у нас будет выставка Джордано, потом египетских древностей. Потому что они тоже есть и в провинциях. Мумии, например, есть в Воронеже и в целом ряде университетских центров. То же самое и с Лукой Джордано, чьи работы представлены во многих провинциальных музеях. И так, поставив в основу картины Москвы и Санкт-Петербурга, мы в едином контексте показываем коллекции всей России.
- Какие из картин Йорданса прибыли на выставку из областных музеев?
- Большинство картин и рисунков у нас из Эрмитажа. Сюда не попал только "Бобовый король", потому что эту работу никогда не вывозят из Санкт-Петербурга, она слишком хрупкая. Но у нас представлено пять картин из трёх музеев. Они прибыли из Нижнего Новгорода, из Александро-Невской лавры и две из Перми. Ещё есть одна работа из Екатеринбурга.
- Остались ли ещё картины этого мастера в частных коллекциях?
- В частных собраниях есть одна копия картины художника, его автопортрета. Но всё остальное коллекционеры продали Эрмитажу и Пушкинскому музею.
- Пушкинский музей меняется на глазах. В каком направлении развивается отдел старых мастеров?
- Мы активно развиваемся с точки зрения углубления. Ведь то, что видят посетители, можно сравнить с видимой частью айсберга. Вдали от их взгляда мы изучаем коллекции, публикуем научные работы. Сейчас мы работаем со сферой декоративно-прикладного искусства, в частности, показываем наши результаты на выставке Дмитрия Ивановича Щукина. Изучение его коллекции, особенно провенанс (истории происхождения вещей), заставило приложить немало усилий. Особенно это касалось старых картин. В отличие от его брата Сергея, страсть которого к импрессионистам известна, так же как и понятна история картин. А тут нужно было выяснить, как эти произведения приобретались. Коллекция Дмитрия Ивановича в разных книгах кочует из одного направления в другое, и даже сейчас на разных интернет-порталах о ней пишут по-разному. Там очень много неточностей и принципиально неверных суждений. Считалось, что Дмитрий Иванович приобретал работы в Германии, Австрии, Испании. Но большую часть он всё-таки купил у нас в России. И вот это пример того, чем наш отдел занимается сейчас.
- Часто ли приходится реставрировать экспонаты?
- Конечно. Сейчас у нас на реставрацию стоит целая очередь картин - и старых, и новых. Но эта очередь иногда нарушается по причине того, что с какой-то картиной происходит что-то неприятное и её нужно срочно реставрировать. Когда мы готовим выставки, то тоже приходится сдвигать "очередников". И вот, например, работа Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина" лет семь назад отреставрирована. А другая находится прямо в процессе реставрации, мы не успели её доделать. После окончания выставки продолжим этот процесс.
- А как обстоят дела с оцифровкой работ отдела старых мастеров, переноса их на электронные носители информации?
- У нас есть музейная система, для неё мы проводим съёмку всех экспонатов. Но для полноценной оцифровки всего мы ограничены авторскими правами, это очень непростой процесс. Поэтому делаем, но пока просто помещаем в общую систему музейного учёта, которая называется "Камис".
А в контексте реальных выставок, мы, конечно же, делаем и "дополнительную реальность" и электронные гиды. У каждой картины вы можете увидеть довольно длинные этикетки. А вот у рисунков -- маленькие, только имя автора и название самой работы. Но к таким этикеткам можно поднести устройство для считывания QR-кода и получить развернутую информацию. Ещё можно ознакомиться с подробным каталогом, который содержит массу интересной информации.
Анна Маганет-Юрова