В начале августа в Москве был презентован сервис Creative Russia Map, который собирает и каталогизирует информацию о творческих организациях и проектах. Инициатива должна помочь креативным предпринимателям в бизнесе, упрочить их региональное сотрудничество.
В нашей стране на творческое предпринимательство приходится около 2,5% ВВП, это по мировым меркам драматично мало: например, в Великобритании данный показатель превышает 10%. При этом темпы роста мировой креативной экономики впечатляют – 12-15% в год. Потому так важно создавать механизмы, которые способны стимулировать развитие российского творческого бизнеса. Для решения этой задачи Федерацией креативных индустрий при поддержке Фонда «Креативные практики» и был разработан сервис Creative Russia Map.
Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов объясняет «Культуромании», что сам рынок может влиять на темпы развития отрасли.
– Мы вместе можем влиять на темпы развития сектора, активно взаимодействуя и обмениваясь успешными практиками. Creative Russia Map – сервис, в основе которого лежит активное участие игроков рынка особенно из регионов, – отмечает Намаконов.
– Новый сервис – это интерактивный каталог основных участников рынка творческих индустрий. Его главными задачами являются: демонстрация возможностей развития креативных проектов, облегчение поиска решений проблем в сфере креативных индустрий, определение ключевых организаций на рынке.
Creative Russia Map дает возможность предпринимателям настроить через гибкие фильтры точный поиск по необходимым параметрам и продумать свой собственный сценарий продвижения бизнеса. Карта работает по принципу Википедии: пользователи могут редактировать данные. Сейчас в сервисе представлено 130 организаций из различных регионов страны.
Управляющий директор в «Креативные практики» и куратор фонда
Calvert 22 Денис Щукин говорит, что игроков на рынке гораздо больше, просто пока до всех «не дошли руки».
– Неучтенных компаний раза в три больше, страна огромная, не до всех успели добраться. Думаю, что по России наберется 300 организаций, работающих в креативной сфере.
Из его опыта работы в творческой сфере, который составляет 8 лет, следует то, что предприниматели находятся в «вакууме». Особенно это касается удаленных регионов страны. Нет источника структурированной информации, из которого можно было бы узнать, как работает налогообложение в этой сфере, какие есть образовательные ресурсы, как подать заявку на грант.
– Общаясь с предпринимателями, мы понимали, что они нуждаются в «одном окне», куда они могли бы обратиться с любым вопросом. Особенно это необходимо в удаленных регионах. Есть организации, которые могут дать какую-то поддержку, но нет одного места, где информация обо всех возможностях была бы структурирована. Эту задачу и решает Creative Russia Map, – поделился Денис Щукин.
Креативному бизнесу непросто, он все еще находится в состоянии становления, а программы развития на региональном уровне да и, пожалуй, на федеральном, пока нет. Индустрии развиваются «всполохами» – где-то выстреливает проект, но в других регионах о нем могут не знать. Да и сами творцы достаточно инертны, не умеют заниматься бизнесом, боятся и, конечно, они не привыкли к помощи. А ее-то не хватает и со стороны государства, и со стороны рынка.
Председатель Комитета по развитию креативных индустрий Торгово-промышленной палаты Ростовской области Оксана Коростиева подтверждает, что предприниматели не знают о мерах помощи и обращаются за ними неохотно, потому что не привыкли получать поддержку.
– Помогла пандемия, многие были вынуждены обратится за поддержкой и к своему удивлению узнали, что она существует. Creative Russia Map нам помог на федеральном уровне, мы не знали многих организаций, а вот в плане межрегиональном сложнее, пока еще не хватает информации. Вообще существует проблема межрегионального взаимодействия, его очень не хватает, и здесь я вижу большие перспективы для карты, – говорит она.
По ее словам, этот сервис будет очень полезен креативным предпринимателям, потому как предоставляет информацию о поддержке в этой сфере. Сама же Ростовская ТПП готова войти в Creative Russia Map, использовать сервис как соцсеть и проектный интегратор.
Конечно, развитие творческой экономики требует времени, как и любой рост живого организма. Кажется, что ничего не происходит, несмотря на появление образовательных проектов, грантовых проектов. Лишь с течением времени начинают появляться видимые результаты. Креативная индустрия в регионе – это собирание пазлов. От того, какие детали в него попадают, зависит общая картина отрасли.
Например, в Якутии удалось собрать уникальные «пазлы». В Республике сейчас три главные креативные сферы – кино ( Республика Саха на третьем месте в России по производству контента после Москвы и Санкт-Петербурга), IT-технологии (создание игр) и ювелирные изделия.
– Основные проблемы, с которыми сталкиваются у нас предприниматели, – нехватка финансирования и недостаток информации. В последнем карта сможет помочь, предоставляя информацию по структуре финансирования проектов на региональном и федеральном уровнях, – отмечает генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Саха» Афанасий Саввин.
По мнению всех участников презентации – а их было достаточно много, они представляли различных креативных предпринимателей из регионов, Creative Russia Map позволит сделать структуру поддержки рынка креативных индустрий более понятной и прозрачной. Упростит креаторам работу, придаст импульс межрегиональному взаимодействию, породит интересные коллаборации.
Елена Сердечнова
Фото: https://map.creative-russia.ru/