7 cентября в Хельсинки открывется Helsinki Design Week – международная выставка дизайна, моды и архитектуры. Этот популярный скандинавский фестиваль проводится в финской столице ежегодно и за последние десять лет стал одним из самых ожидаемых культурных событий осени не только в Скандинавии, но и за ее пределами. Так в прошлом году различные мероприятия недели дизайна посетили более 158 тыс. человек, и организаторы надеются, что в этом году число посетителей будет еще больше.
На десять дней финская столица, которая в 2014 году получила статус «Creative City of Design» по версии ЮНЕСКО, превратится в большую выставочную площадку, а центр города заполнится объемными инсталляциями и арт-объектами.
В этом году главной темой фестиваля и самого масштабного в Финляндии конкурса дизайна под названием Design Revisited, стало городское проектирование. Как будут выглядеть города будущего и какие возможности для своих жителей даст новое городское пространство? Десять лучших работ на эту тему будут представлены на выставке Design Revisited в рамках HDW уже завтра.
По словам директора и основателя хельсинкской недели дизайна Кари Коркмана, уникальность Helsinki Design Week – в ee междисциплинарности. Фестиваль в Хельсинки, в отличие от большинства подобных международных мероприятий, не фокусируется на дизайне интерьера, а приглашает к участию и архитекторов, и графических дизайнеров, и модельеров. Именно на стыке нескольких творческих дисциплин, полагает Кари Коркман, и появляются самые нестандартные, интересные и новаторские проекты в области дизайна.
Специально для обмена идеями в рамках HDW организована неформальная конференция PechaKucha Night. Ее концепцию впервые запустило токийское архитектурное бюро Klein Dytham.
Идея этого динамичного и очень популярного мероприятия в том, чтобы за короткое время познакомить специалистов самых разнообразных творческих профессий и открыть им новые возможности для сотрудничества. Каждый спикер должен представить публике 20 слайдов, о каждом из которых он может говорить не более 20 секунд, и поэтому за один вечер можно услышать более десятка самых разных и очень интересных презентаций.
В этом году здесь среди прочих выступит архитектор, специалист по стратегическому дизайну и тьютор образовательной программы московского института «Стрелка» Николай Боядьев.
Современный дизайн играет важную роль в экономике Финляндии. Учитывая большой интерес к Скандинавии и к скандинавскому образу жизни, использовать дизайн как конкурентное преимущество – логичный шаг. «Необычные дизайнерские решения, действительно, дают бизнесу стратегическое преимущество, - сказал «Культуромании» куратор проекта Carbon Sink Design Studio Айно Вепсалайнен. – И многие компании в Финляндии, например, Fiskars, RePack или финский банк «OP», прекрасно чувствуют этот тренд и успешно используют его в своей деятельности. Антропоцентричный дизайн, ориентированный на человека и его комфорт всегда будет пользоваться успехом». С этим согласен и Джеремайя Тесолин, креативный директор популярной финской марки Iittala. «Простые, тщательно продуманные и визуально привлекательные решения – основной принцип финского дизайна и это, с моей точки зрения, главная причина его конкурентоспособности и популярности далеко за пределами Финляндии, - сказал «Культуромании» г-н Тесолин.
И, наконец, говоря о финском дизайне, нельзя забывать о его экологичности. Любые дизайнерские разработки в Финляндии почти всегда подразумевают связь с природой – через использование натуральных материалов, природных мотивов в дизайне или же через экологически чистый способ производства.
Так созданный два года назад проект Carbon Sink Design Studio собрал вместе специалистов лесной промышленности и творческих профессий с целью поиска инновационных решений из области дизайна, которые станут производиться с использованием самых современных и бережных по отношению к природе технологий. Результаты работы студии будут представлены в рамках Helsinki Design Week уже на этой неделе, а финальные итоги проекта подведены в конце 2017 года.
Автор статьи: Елизавета Романова, Хельсинки