Это продолжение серии выставок, посвященных русским скульпторам эпохи Серебряного века. Павел Трубецкой, сын русского князя Петра Трубецкого и американской певицы и пианистки Ады Винанс, является одновременно и русским, и итальянским скульптором. Родившись в Италии и начав там свою карьеру, он затем по приглашению директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества переехал в Москву. И именно в России создал серию выдающихся работ в импрессионистской технике, с которых начался «русский триумф» пластического искусства в мире.
Экспозиция представляет 68 скульптуры Трубецкого, выполненные в основном в бронзе, но есть также экспонаты из гипса и даже воска. Из них 44 произведения принадлежат коллекции Давида Михайловича Якобашвили. На открытии выставки меценат пожелал посетителям «увидеть и насладиться красотой и величием» работ Трубецкого.
Павел Трубецкой прославился как автор небольших так называемых portrait-statuette. Выполненные в России, Франции, Италии, Соединенных Штатах, они запечатлели, в том числе, знаменитых людей своего времени. Выставка впервые представляет зрителю портретные скульптуры Бернарда Шоу, Энрико Карузо, Джакомо Пуччини и других. А самая известная работа Трубецкого находится на Знаменской площади в Санкт-Петербурге – это памятник императору Александру III, в облике которого так точно переданы мощь и величие нашей страны.
О роли и значении творчества скульптора «Культуромания» поговорила с заместителем генерального директора Третьяковки по научной работе Татьяной Карповой.
- Татьяна Львовна, о русских скульпторах Серебряного века мы не так часто слышим, но они тоже, как и поэты, оставили заметный след в истории культуры. Какими они были?
- У нас были замечательные скульпторы, которые обладали мировой известностью. Это, конечно, Анна Голубкина, молодая женщина из города Зарайска, которая смогла стать ученицей Огюста Родена. Также мы помним очень известного скульптора Сергея Конёнкова. И скульптора Николая Андреева, автора любимых памятников Москвы и ее визитных карточек - Николаю Гоголю, Александру Островскому.
И была такая удивительная творческая личность – Паоло Трубецкой. Князь Львов, директор Московского училища придумал гениальную идею пригласить преподавателем в России Паоло Трубецкого. Манера исполнения Трубецкого – это то, в чем нуждалась наша скульптура. Он привил нашей скульптуре свободную импрессионистическую лепку, показал, как это может быть. Трубецкой привлекал современников не только своим творчеством, но и личностью. Был большим оригиналом, и все сбегались на него посмотреть, его послушать. Он был примером свободного человека, который не признавал никаких авторитетов. Писателю Льву Толстому, например, спокойно говорил, что не читал ни одного его романа и читать не собирается. При этом сам Лев Толстой обожал с ним общаться. Трубецкой очень любил природу, приручал диких животных. Знаете, его окружал целый зоопарк!
Трубецкой был целым явлением, которое оживило, оздоровило русскую художественную атмосферу.
- Были ли у него свои яркие последователи?
- Не скажу, что у него были такие последователи. Конечно, он повлиял на мелкофигурную русскую пластику. Может, он скорее показал возможность свободного развития вне абсолютных академических правил. Наступало время перемен, и Трубецкой появился в России на гребне этого нового течения.
Причем в мире про Трубецкого знали достаточно мало, но когда он выставился на Всемирной выставке 1900 года в Париже в русском разделе и получил Гран-при, то его обозначили как русского скульптора. Сам Роден начал писать о нем, как о скульпторе из России и о том, каких высот достигла русская скульптура.
Уехав позже работать во Францию, в Италию, Трубецкой не потерял круг московских заказчиков. Он никогда не порывал связей с Россией.
- Выставка представляет очень большое собрание его работ. Многие экспонаты предстанут зрителю впервые.
- Да, здесь можно увидеть эволюцию творчества Трубецкого. От импрессионизма он уходит позже в ар-деко. Он отказывается от активной импрессионистической лепки, его фактура становится более спокойной, сглаженной. Но, как мне кажется, при этом он не теряет своего мастерства. Владение масштабом, пропорциями, силуэтом остается. Возможно, его некоторые американские работы не так блестящи, но и эта часть выставки интересна личностями, которые Трубецкой исполняет в скульптуре.
Мы впервые показываем столь полное собрание Паоло Трубецкого. Эта возможность появилась благодаря коллекции Давида Якобашвили. Мы смогли показать творчество Трубецкого в развитии, включая его поздние работы американского периода. Давид Михайлович покупал эти вещи на самых разных аукционах. И нам было интересно соединить скульптуры его коллекции с экспонатами Третьяковской галереи и Русского музея.
- Наиболее запоминающиеся работы скульптора сделаны именно в московский период?
- Да, расцвет Трубецкого – это, скорее, 1890-годы и начало 1900-х годов.
- Русская скульптура Серебряного века соотносилась с общемировым развитием скульптуры того времени?
- Я думаю, что да, она соответствовала и развивалась в согласии с общими тенденциями того времени. Скульптуры Паоло Трубецкого ценятся, они есть в итальянских собраниях. Его принцип активной импрессионистической лепки можно сопоставить с работами Родена. Конечно, работы Трубецкого, как и Анны Голубкиной, встраивались в направление мировой скульптуры.
- Какая будет следующая выставка Третьяковки, посвященная теме скульпторов начала XX века?
- Как я уже говорила сегодня на открытии, мы очень благодарны Давиду Якобашвили, что он помог нам приобрести работу скульптора Дмитрия Цаплина. И тема Цаплина - наша большая, очень трудоемкая программа. Мы, можно сказать, спасаем сегодня наследие этого скульптора.
Я думаю, это будет открытие имени Цаплина для широкого зрителя. Выставка предполагает экспонаты конца 1910-х годов до 1960-х. Будет много интересных экспонатов. Например, зрители увидят работы, посвященные полетам Юрия Гагарина.
- Время выставки еще не определено?
- Нет, мы еще в процессе. Мы что-то купили, что-то получили в дар. И сейчас готовимся к следующему шагу.
«Культуромания» побеседовала о Павле Трубецком также с Аллой Вершининой, научным сотрудником отдела искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания.
- Если говорить о Трубецком как о явлении, то каким он был?
- Знаете, Трубецкой у нас раньше исследовался довольно мало. Я думаю, говорить о том, что Трубецкой – только импрессионист в скульптуре, не совсем верно. Он постоянно развивался в своем творчестве. В определенный период он использует методологию импрессионизма. Чуть позднее он предвосхищает во многом то, что будет освоено скульптурой ар-деко. Трубецкой – скульптор необычайно многогранный.
- Какими признаками характерна скульптура ар-деко?
- Она структурная, у нее плотная набранная форма, не имеет расплывающихся объемов, а если таковые существуют, то только в деталях. Если воспринимать импрессионизм в скульптуре дословно, как перевод слова «впечатление», то единственным последователем импрессионизма в скульптуре в мире был итальянец Медардо Россо. Безусловно, Трубецкой был с ним знаком, но он осваивал свой творческий путь.
- А каково, на Ваш взгляд, значение Трубецкого в мире скульптуры?
- Его значение в мире вполне определенное, существенное. Его в мире знали лучше, чем какого-либо другого русского скульптора. Он не сравним ни с кем. Трубецкой был великим тружеником, не замыкался никогда на каком-то одном направлении работы, постоянно эволюционировал. Мы должны воскресить в памяти эту фигуру и пересмотреть свой взгляд на личность Трубецкого в целом.
Любовь Мартынова