Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока

Музеи и выставки

Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока
16 Августа 2018, 10:24
Проект «Лето Японии в Музее Востока» завершился фотовыставкой «Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики». Знаменитый фотохудожник более сорока лет занимался изучением истории и традиций гейш

Проект «Лето Японии в Музее Востока» завершился фотовыставкой «Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики». Знаменитый фотохудожник более сорока лет занимался изучением истории и традиций гейш.

С начала 70-х годов Мидзобути был допущен в этот закрытый мир и получил редкую возможность запечатлеть яркие моменты жизни японских гейш - уходящей натуры японской традиционной культуры. Девушки всегда были проводниками традиционной японской культуры. Их учили музыке, танцам, ритуалам, манерам, литературе. У Мидзобути они в непривычном амплуа - беззаботные, веселые, вечно куда-то спешащие. Сейчас гейш в Японии практически не осталось, с ними уходит и традиция.

Выставка не случайно названа “Японская литература глазами японских фотографов”. Помимо фотографий гейш, которым посвящен один из трех залов, Мидзобути взялся за более сложную задачу - в фотографических образах отразить памятник японской культуры - "Повесть о Гэндзи" - первого романа в истории. Музею Востока выставку предоставил петербургский Пушкинский дом ИРЛИ РАН. Хироси Мидзобути привез ее туда в прошлом году и оставил собрание снимков в дар Институту русской литературы. Кураторы Музея Востока дополнили художественное вдохновение японских фотографов экспонатами из своих фондов, добавив работам Мидзобути новых смыслов.

“Если говорить именно о литературе, то выставка преследует двоякую цель - с одной стороны, если вы уже знакомы с японской литературой, то вчитываясь в подписи к этим фотографиям, вы сможете уловить что-то новое в уже знакомых произведениях. А если вы ее совсем не знаете, то прочитав какие-то цитаты из знаменитых поэтических антологий, например “Сто стихотворений ста поэтов”, вы сможете, увидеть как, например, стихотворение, известное в Японии с 13 века, интерпретировал современный японский фотограф. И здесь таких примеров очень много. Фотографии в первом зале - это аллюзии к “Повести о Гэндзи” - самому первому роману в мире, авторство которого приписывают даме при императорском дворе конца первого тысячелетия. Основу повести составляют любовные похождения принца Гэндзи — побочного сына императора. Каждая фотография снабжена подробной этикеткой с описанием как самого сюжета повести, так и конкретной главы. Конечно, все это пересказать невозможно - в русском переводе роман составляет более тысячи страниц. Но сама квинтэссенция этого произведения представлена в подписях к фотографиям. В этом же зале представлен живописный альбом неизвестного японского художника двухсотлетней давности с иллюстрациями нескольких сцен “Повести о Гэндзи”. Можно сравнить традиционное понимание и современное - они перекликаются и обогащают нас”, - рассказала “Культуромании” куратор выставки Анна Пушакова.

Тосио Ямамото - министр, заведующий информационным отделом Посольства Японии в России отметил, что 2018 год - перекрестный год Японии и России, проводится нашими странами впервые и очень важен. “Лозунг этого года: “Есть Япония, которую вы не знаете и есть Россия, которую мы не знаем”. И я думаю, что это относится и к сегодняшней выставки - каждый посетитель сможет открыть для себя неизвестную ему Японию, поскольку работы господина Мидзобути посвящены таинственным мирам японской жизни. Гейши появились в Японии где-то с 17 века, но надо сказать, что эта традиция сохранилась и дошла практически в неизменном виде до сегодняшнего дня. Поэтому многое из того, что вы видите в искусстве и в образе жизни Японии, что состовляет основу ее традиционной культуры - японский танец, песня, игра на традиционных музыкальных инструментах, чайная церемония, экибана, правила общаться с гостями - хранителями всего этого являются гейши. Я уверен, что приобщение к искусству поможет глубже понять японскую духовность - то, чем дорожат японцы”, - считает г-н Ямамото.

Хироси Мидзобути родился в префектуре Кагава в 1949 году. В 1971 году он окончил Технологический институт Тиба. Однако его будущую профессию определила любовь к фотографии. В 1980 году Мидзобути основал фото-офис «Photohouse Buchi», а в 1982 году стал членом Ассоциации японских фотографов (Japan Photographers Association (JPS). Кроме того, художник преподает фотографию в культурном центре NHK государственного телевидения. Как учитель он воспитал целую плеяду талантливых молодых фотографов, совместно с которыми часто устраивает выставки в Киото.

Выставка «Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики» проходит в Государственном музее Востока с 10 - по 22 августа.

Ольга Степанова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока

<h2>Проект «Лето Японии в Музее Востока» завершился фотовыставкой «Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики». Знаменитый фотохудожник более сорока лет занимался изучением истории и традиций гейш. <br> </h2> <p> <span style="font-size: 14pt;">С начала 70-х годов Мидзобути был допущен в этот закрытый мир и получил редкую возможность запечатлеть яркие моменты жизни японских гейш - уходящей натуры японской традиционной культуры. Девушки всегда были проводниками традиционной японской культуры. Их учили музыке, танцам, ритуалам, манерам, литературе. У Мидзобути они в непривычном амплуа - беззаботные, веселые, вечно куда-то спешащие. Сейчас гейш в Японии практически не осталось, с ними уходит и традиция.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;">Выставка не случайно названа “Японская литература глазами японских фотографов”. Помимо фотографий гейш, которым посвящен один из трех залов, Мидзобути взялся за более сложную задачу - </span><span style="font-size: 14pt;">в фотографических образах отразить памятник японской культуры - "Повесть о Гэндзи" - первого романа в истории. Музею Востока выставку предоставил петербургский Пушкинский дом ИРЛИ РАН. Хироси Мидзобути привез ее туда в прошлом году и оставил собрание снимков в дар Институту русской литературы. Кураторы Музея Востока дополнили художественное вдохновение японских фотографов экспонатами из своих фондов, добавив работам Мидзобути новых смыслов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> “Если говорить именно о литературе, то выставка преследует двоякую цель - с одной стороны, если вы уже знакомы с японской литературой, то вчитываясь в подписи к этим фотографиям, вы сможете уловить что-то новое в уже знакомых произведениях. А если вы ее совсем не знаете, то прочитав какие-то цитаты из знаменитых поэтических антологий, например “Сто стихотворений ста поэтов”, вы сможете, увидеть как, например, стихотворение, известное в Японии с 13 века, интерпретировал современный японский фотограф. И здесь таких примеров очень много. Фотографии в первом зале - это аллюзии к “Повести о Гэндзи” - самому первому роману в мире, авторство которого приписывают даме при императорском дворе конца первого тысячелетия. Основу повести составляют любовные похождения принца Гэндзи — побочного сына императора. Каждая фотография снабжена подробной этикеткой с описанием как самого сюжета повести, так и конкретной главы. Конечно, все это пересказать невозможно - в русском переводе роман составляет более тысячи страниц. Но сама квинтэссенция этого произведения представлена в подписях к фотографиям. В этом же зале представлен живописный альбом неизвестного японского художника двухсотлетней давности с иллюстрациями нескольких сцен “Повести о Гэндзи”. Можно сравнить традиционное понимание и современное - они перекликаются и обогащают нас”, - рассказала “Культуромании” <b>куратор выставки Анна Пушакова.</b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Тосио Ямамото - министр, заведующий информационным отделом Посольства Японии в России </b>отметил, что 2018 год - перекрестный год Японии и России, проводится нашими странами впервые и очень важен. “Лозунг этого года: “Есть Япония, которую вы не знаете и есть Россия, которую мы не знаем”. И я думаю, что это относится и к сегодняшней выставки - каждый посетитель сможет открыть для себя неизвестную ему Японию, поскольку работы господина Мидзобути посвящены таинственным мирам японской жизни. Гейши появились в Японии где-то с 17 века, но надо сказать, что эта традиция сохранилась и дошла практически в неизменном виде до сегодняшнего дня. Поэтому многое из того, что вы видите в искусстве и в образе жизни Японии, что состовляет основу ее традиционной культуры - японский танец, песня, игра на традиционных музыкальных инструментах, чайная церемония, экибана, правила общаться с гостями - хранителями всего этого являются гейши. Я уверен, что приобщение к искусству поможет глубже понять японскую духовность - то, чем дорожат японцы”, - считает г-н Ямамото.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <i> </i><span style="font-size: 14pt;"><i> Хироси Мидзобути родился в префектуре Кагава в 1949 году. В 1971 году он окончил Технологический институт Тиба. Однако его будущую профессию определила любовь к фотографии. В 1980 году Мидзобути основал фото-офис «Photohouse Buchi», а в 1982 году стал членом Ассоциации японских фотографов (Japan Photographers Association (JPS). Кроме того, художник преподает фотографию в культурном центре NHK государственного телевидения. Как учитель он воспитал целую плеяду талантливых молодых фотографов, совместно с которыми часто устраивает выставки в Киото.</i></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Выставка «Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики» проходит в Государственном музее Востока с 10 - по 22 августа.</b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Ольга Степанова</b></span> </p> <p> </p>

Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока

Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока

Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока

Уходящая Япония в объективе Хироси Мидзобути. Выставка в Музее Востока

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: «Искусство может быть хорошей инвестицией в эмоцию»
18 октября 2024, 14:27

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04