«Культуромания» побывала на конференции «Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий»
Институт Наследия им. Д.С. Лихачева и Российская ассоциация криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна провели научную конференцию «Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий». «Культуромания» побывала на этом мероприятии и узнала о том, что организациям в России не хватает IT-директоров, а ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) собирается принять рекомендации по цифровой этике и, возможно, ввести принципиально новое понятие — цифровой общественный продукт.
Начать, пожалуй, стоит с основы, а вернее — с Основ государственной культурной политики, утвержденных президентом в конце 2014 года. В этом документе впервые уделяется внимание использованию цифровых технологий в сфере культуры и более того — оно вносится в список приоритетных задач государственной культурной политики.
В 2017 году правительством была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее целью было создание IT-экосистемы, которая бы позволила перевести данные в цифровую форму, а затем использовать их во всех сферах социально-экономической деятельности.
Директор департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Вадим Ваньков рассказал «Культуромании», что в определенной степени катализатором дальнейшей цифровизации стал нацпроект «Культура», который заработал 1 января 2019 года.
— В этот нацпроект входят три федеральных проекта, один их которых так и называется — «Цифровая культура». С точки зрения нашего ведомства цифровизация — это госуслуги, управление на основе данных и популяризация культурного наследия. Первые две составляющих — внутренняя кухня, а вот то, что касается всех — как раз популяризация культуры, — говорит он. — Сейчас Министерство культуры начинает масштабный долгосрочный проект по цифровой трансформации отрасли культуры.
Чтобы сделать культурное наследие доступным, в рамках нацпроекта планируется построить виртуальные залы в 500 городах 73 регионов. Это будут настоящие концертные площадки с прекрасным звуком и экраном с высоким разрешением, куда можно будет прийти и послушать онлайн-трансляцию или запись выступления известного музыканта или коллектива. Борясь за цифру, ведомство собирается оцифровать не менее 48 тыс. книжных памятников, создавать мультимедиа-гиды, проводить онлайн-трансляции.
Г-н Ваньков уверяет, что общий уровень цифровой зрелости в области культуры достаточно высок.
— Можно вспомнить ситуацию с самоизоляцией весной. Многим отраслям далеко до таких результатов, какие продемонстрировала отрасль культуры. Мы перевели деятельность множества учреждений в онлайн. Это позволило пережить непростой период. Но, конечно, мы ощутили необходимость повышения цифровых навыков сотрудников. В современной ситуации они должны быть готовы ответить на вызовы, которые приносит эпидемиологическая ситуация, перейти в любой момент на дистанционную работу и уметь создавать качественный контент, — делится глава департамента.
По его словам, особое внимание Минкульт собирается уделить общим инфраструктурным вопросам, поскольку не все учреждения культуры имеют доступ в интернет.
— Только порядка 80% библиотек подключено к интернету. Мы сейчас активно решаем этот вопрос. Еще одна животрепещущая проблема — кадры. Например, даже в федеральных учреждениях не хватает IT-директоров, которые бы отвечали за цифровую трансформацию. Эти люди должны следить за цифровыми трендами и рассматривать возможность изменения бизнес-процессов, подходов, например, в учреждениях культуры по отношению к цифровой среде, — рассказывает г-н Ваньков.
Чиновник говорит, что сейчас в каждом министерстве идет защита ведомственной программы цифровой трансформации, которая должна учитывать отраслевую специфику.
— Затем она согласовывается с Минкомсвязи, следующий этап — согласование с курирующим вице-премьером — зампредседателя правительства Дмитрием Чернышенко. И только потом программа начинает реализовываться, — объясняет он. — Сейчас мы создаем при Минкульте Совет по цифровому развитию. В него войдут представители и федеральных учреждений культуры, и бизнеса, и региональные министры.
Задач и планов у министерства много, а вот какие планы в отношении цифровизации есть у международных организаций, например, ЮНЕСКО?
Цифровизация в культурной стратегии ЮНЕСКО
ЮНЕСКО оперативно реагирует на вызовы времени, поэтому тема цифровизации занимает важное место в ее деятельности. По словам главного научного сотрудника -- руководителя центра фундаментальных исследований в сфере культуры Института Наследия, Дмитрия Спивака, Россия принимает большое участие в работе этой организации, в том числе и в цифровой области.
— Еще в 1997 году в Москве появился институт ЮНЕСКО по информационным технологиям и образованию. Существует и документ под названием «Московская декларация о сохранении электронной информации», принятый в 2011 году, — рассказывает г-н Спивак.
Он отмечает, что ЮНЕСКО изначально восприняло цифровые технологии как инструмент. Но сейчас в рамках экспертного сообщества крепнет убеждение в том, что новые технологии принципиально меняют ход развития мирового культурного процесса и пришла пора переходить к цивилизационному пониманию цифровизации.
Большое внимание ЮНЕСКО уделяет цифровому наследию. С точки зрения организации, должна существовать национальная политика сохранения наследия, основанная на национальном понимании ценностей. Задача государства — организовать учреждения памяти, которые будут этим заниматься.
Основная тенденция в сфере наследия состоит в расширении охраняемой базы. Раньше это были тексты, базы данных, изображения и т.д. Сейчас добавились динамические данные о сложных системах, мультимедийный и мобильный контент. Основная дискуссия на экспертных совещаниях идет о том, следует ли включать в объект охраны наследия метаданные и программное обеспечение. Так вот, метаданные приняты как объект охраны, программное обеспечение — нет.
Г-н Спивак говорит, что важное значение для ЮНЕСКО имеют морально-этические стандарты и нормы.
— Это классическая тема культуры — нормы и правила. ЮНЕСКО сейчас готовит рекомендации по цифровой этике, которые должны быть приняты в ноябре 2021 года, — говорит эксперт. — Они будут затрагивать четыре основные темы. Первая связана с понятием цифрового общественного продукта -- режим копирайта и права собственности вступают с ним в противоречие. По всей видимости, этот режим и право собственности должны быть сняты с общественного продукта. В то же время должны защищаться права на конфиденциальность.
Вторая тема — доступ к цифровым продуктам. ЮНЕСКО настаивает на том, что он должен быть свободным, в том числе и финансово незатратным.
Третье — контроль наблюдения за человеком с помощью цифровых технологий. Ни в рамках ЮНЕСКО, ни в рамках ООН не существует регулирования наблюдения за отдельным человеком и за массами людей. Это большое упущение. По всей видимости, рекомендации по цифровой этике будут включать и этот вопрос.
Четвертое — экологическая этика. Для ЮНЕСКО «зеленые» ценности имеют очень большое значение. По оценке организации, более 20% мирового потребления электроэнергии приходится на информационные и коммуникационные технологии. Такое положение неприемлемо. Поэтому организация готовит декларацию по экономическим аспектам цифрового развития.
Как видим, лозунг последнего десятилетия может звучать, как цифровизация всего и вся. Но этот процесс несет не только плюсы для современного человека, он усложняет и меняет его картину мира. Поэтому так важны и новые цифровые скрижали, которые готовит ЮНЕСКО, и адекватный подход к новым технологиям, который сформулировал Вадим Ваньков из Минкультуры: «Основная наша задача — не заменить реальное виртуальным. Цифра — это лишь инструмент, с помощью которого можно увеличить доступность культуры».
Елена Сердечнова