Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы

История

Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы
7 Декабря 2017, 15:06

В центре Москвы появилось новое культурное пространство. Бывшая мастерская прославленного скульптора Веры Мухиной превратилась в иконотеку и образовательную площадку Реставрационного центра имени И. Э. Грабаря

В центре Москвы появилось новое культурное пространство. Бывшая мастерская прославленного скульптора Веры Мухиной превратилась в иконотеку и образовательную площадку Реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. В постоянной экспозиции иконотеки - воспроизведенные фрески VIII-XV веков работы исследователя и реставратора Адольфа Овчинникова.


Впервые мастерская открыла свои двери для посетителей. В торжественном открытии экспозиции, которое прошло 6 декабря, принял участие министр культуры РФ Владимир Мединский. Новая площадка дает возможность познакомиться с сохраненным наследием наших иконописцев, сказал министр. «Благодаря тому, что мастерская располагается в самом центре Москвы, родилась, на мой взгляд, замечательная идея сделать здесь живое пространство, называемое иконотекой Адольфа Николаевича Овчинникова, одного из ведущих мировых специалистов по иконописи», - отметил он.

Удивительная творческая атмосфера мастерской, ее наполненность светом и воздухом как нельзя лучше подходят для экспозиции копий монументальной живописи, которые выполнил Овчинников. С 1960 по 1990-е годы, работая в экспедициях, он изучал и воспроизводил фрески восьми храмов. В частности, реставратор сделал копии с фресок церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, которую в 1378 году расписывал сам Феофан Грек, с Георгиевского храма в Старой Ладоге, с грузинского монастырского комплекса пещерных храмов в Саберееби.

В экспозиции представлены как полноразмерные копии-реконструкции фресок, так и прориси фресок на кальке. Как говорят специалисты Центра Грабаря, новое пространство можно сравнить с музеем фрески - оно дает возможность изучить исторические монументальные росписи в самом центре Москвы при прекрасном естественном освещении. 

В дальнейшем планируется развивать мастерскую Мухиной как общественное образовательное пространство. Здесь будут проходить лекции и научные конференции, мастер-классы по реставрации и копированию древнерусской живописи, а также специальные занятия для специалистов-иконописцев по методике Овчинникова.

Генеральный директор Центра Грабаря Дмитрий Сергеев рассказал «Культуромании» о значении иконотеки и о том, какую политику ведет Центр в отношении общественного развития.

- Дмитрий Леонидович, почему выбрана именно такая тема нового филиала Центра – иконотека в мастерской Веры Мухиной?

- Несколько лет назад министр культуры РФ Владимир Мединский проявил интерес к творчеству, деятельности и наследию Адольфа Николаевича Овчинникова как одного из выдающихся представителей советской реставрационной школы. И для того, чтобы наилучшим образом продемонстрировать его работу, вернуть ее в общественно-культурный оборот, министром было принято решение собрать труды реставратора в одном помещении. Чтобы наследие Овчинникова могло автономно существовать в новом пространстве, и на его базе могла строиться популяризаторская, научная деятельность.

Владимир Ростиславович дал поручение о передаче этого здания Центру Грабаря и проведению здесь всех необходимых работ. Работы были начаты в 2016 году и закончены осенью этого года.

- Предполагается, что в новом помещении будут проходить и публичные лекции, и мастер-классы по реставрации. Почему Центр все больше развивает формат взаимодействия с обществом? Ведь обычно реставрационные мастерские достаточно закрыты от посторонних глаз.

- Мы несем ответственность не только за сохранение культурного наследия, тех принципов научной реставрации, которые были утверждены Игорем Эммануиловичем Грабарем в 1918 году. Мы также чувствуем свою ответственность перед обществом в том, чтобы информировать людей об этой очень важной составляющей сохранения культурного наследия - реставрации.

Наша популяризаторская деятельность не является основной или обязательной, но мы полагаем, что мы должны сделать так, чтобы не только специалисты, но и представители различных слоев общества – школьники, студенты, обычные граждане - получили бы возможность узнать о реставрации и таким образом поучаствовать в процессе культурного образования, понять, что такое работа реставратора, насколько она сложна, важна, из чего она состоит. Мы также считаем, что среди той молодежи, которая будет ходить на наши выставки как сюда, так и в наше основное здание на улице Радио, возможно, найдутся те, кто изберет реставрацию делом своей жизни.

- Есть ли еще у Вашего Центра подобные проекты, направленные на развитие интереса к сохранению наших культурных ценностей?

- Смысл нашей деятельности заключается в том, чтобы использовать все возможности для популяризации темы сохранения культурного наследия. Мы хотим показать, чем занимаются сегодня научные, музейные организации, находящиеся в ведении Министерства культуры.

Наш центр располагает тремя филиалами: в Архангельске, Вологде и Костроме. И каждый из этих филиалов проводит работу не только по реставрации предметов, но также осуществляет проекты по популяризации своей деятельности. Кроме того, у нас есть несколько социальных проектов. Например, мы разрабатываем специальные программы посещения нашего Центра для различных социальных групп - для школьников, учащихся средних и высших учебных заведений. Кроме того, в Костроме мы взяли шефство над детским домом. Мы приглашаем детей посмотреть на работу реставраторов, сами реставраторы выезжают в детский дом с рассказами, лекциями. Таким образом мы не только помогаем воспитателям, но даем возможность детям немного расширить границы познания мира.

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы

<h2>В центре Москвы появилось новое культурное пространство. Бывшая мастерская прославленного скульптора Веры Мухиной превратилась в иконотеку и образовательную площадку Реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. В постоянной экспозиции иконотеки - воспроизведенные фрески VIII-XV веков работы исследователя и реставратора Адольфа Овчинникова. </h2> <br> <p> <span style="font-size: 14pt;">Впервые мастерская открыла свои двери для посетителей. В торжественном открытии экспозиции, которое прошло 6 декабря, принял участие министр культуры РФ Владимир Мединский. Новая площадка дает возможность познакомиться с сохраненным наследием наших иконописцев, сказал министр. «Благодаря тому, что мастерская располагается в самом центре Москвы, родилась, на мой взгляд, замечательная идея сделать здесь живое пространство, называемое иконотекой Адольфа Николаевича Овчинникова, одного из ведущих мировых специалистов по иконописи», - отметил он.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Удивительная творческая атмосфера мастерской, ее наполненность светом и воздухом как нельзя лучше подходят для экспозиции копий монументальной живописи, которые выполнил Овчинников. С 1960 по 1990-е годы, работая в экспедициях, он изучал и воспроизводил фрески восьми храмов. В частности, реставратор сделал копии с фресок церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, которую в 1378 году расписывал сам Феофан Грек, с Георгиевского храма в Старой Ладоге, с грузинского монастырского комплекса пещерных храмов в Саберееби. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">В экспозиции представлены как полноразмерные копии-реконструкции фресок, так и прориси фресок на кальке. Как говорят специалисты Центра Грабаря, новое пространство можно сравнить с музеем фрески - оно дает возможность изучить исторические монументальные росписи в самом центре Москвы при прекрасном естественном освещении. </span><br> </p> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> В дальнейшем планируется развивать мастерскую Мухиной как общественное образовательное пространство. Здесь будут проходить лекции и научные конференции, мастер-классы по реставрации и копированию древнерусской живописи, а также специальные занятия для специалистов-иконописцев по методике Овчинникова.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Генеральный директор Центра Грабаря <b>Дмитрий Сергеев</b> рассказал «Культуромании» о значении иконотеки и о том, какую политику ведет Центр в отношении общественного развития.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Дмитрий Леонидович, почему выбрана именно такая тема нового филиала Центра – иконотека в мастерской Веры Мухиной?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Несколько лет назад министр культуры РФ Владимир Мединский проявил интерес к творчеству, деятельности и наследию Адольфа Николаевича Овчинникова как одного из выдающихся представителей советской реставрационной школы. И для того, чтобы наилучшим образом продемонстрировать его работу, вернуть ее в общественно-культурный оборот, министром было принято решение собрать труды реставратора в одном помещении. Чтобы наследие Овчинникова могло автономно существовать в новом пространстве, и на его базе могла строиться популяризаторская, научная деятельность.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Владимир Ростиславович дал поручение о передаче этого здания Центру Грабаря и проведению здесь всех необходимых работ. Работы были начаты в 2016 году и закончены осенью этого года.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - Предполагается, что в новом помещении будут проходить и публичные лекции, и мастер-классы по реставрации. Почему Центр все больше развивает формат взаимодействия с обществом? Ведь обычно реставрационные мастерские достаточно закрыты от посторонних глаз.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Мы несем ответственность не только за сохранение культурного наследия, тех принципов научной реставрации, которые были утверждены Игорем Эммануиловичем Грабарем в 1918 году. Мы также чувствуем свою ответственность перед обществом в том, чтобы информировать людей об этой очень важной составляющей сохранения культурного наследия - реставрации. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Наша популяризаторская деятельность не является основной или обязательной, но мы полагаем, что мы должны сделать так, чтобы не только специалисты, но и представители различных слоев общества – школьники, студенты, обычные граждане - получили бы возможность узнать о реставрации и таким образом поучаствовать в процессе культурного образования, понять, что такое работа реставратора, насколько она сложна, важна, из чего она состоит. Мы также считаем, что среди той молодежи, которая будет ходить на наши выставки как сюда, так и в наше основное здание на улице Радио, возможно, найдутся те, кто изберет реставрацию делом своей жизни.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Есть ли еще у Вашего Центра подобные проекты, направленные на развитие интереса к сохранению наших культурных ценностей?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Смысл нашей деятельности заключается в том, чтобы использовать все возможности для популяризации темы сохранения культурного наследия. Мы хотим показать, чем занимаются сегодня научные, музейные организации, находящиеся в ведении Министерства культуры.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Наш центр располагает тремя филиалами: в Архангельске, Вологде и Костроме. И каждый из этих филиалов проводит работу не только по реставрации предметов, но также осуществляет проекты по популяризации своей деятельности. Кроме того, у нас есть несколько социальных проектов. Например, мы разрабатываем специальные программы посещения нашего Центра для различных социальных групп - для школьников, учащихся средних и высших учебных заведений. Кроме того, в Костроме мы взяли шефство над детским домом. Мы приглашаем детей посмотреть на работу реставраторов, сами реставраторы выезжают в детский дом с рассказами, лекциями. Таким образом мы не только помогаем воспитателям, но даем возможность детям немного расширить границы познания мира. </span> </p>

Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы

Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы

Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы

Центр Грабаря открыл иконотеку в центре Москвы