Каждый из трех художников, работы которых можно увидеть на выставке, прожил длинную, сложную и плодотворную творческую жизнь, тесно переплетенную с историей нашей страны. Репрессии, Отечественная война, послевоенное восстановление, хрущевская и брежневская эпохи - все это нашло отражение в искусстве Жилинского, Обросова и Рабина, которые не только стали важными фигурами в искусстве второй половины XX и начала XXI века, но и оказали сильное влияние на современных художников.
Все трое – яркие представители своего направления, работавшие в одно время, хорошо знавшие друг друга. Это три взгляда на одну эпоху, три авторских миросозерцания, каждое из которых имеет последователей. По мнению кураторов выставки, объединение трех художников дает более объемное видение историко-культурного периода, в который они жили и творили.
Каждый из троих по-своему отразил специфику своего времени. Жилинский и Обросов не только состоялись в творческом плане, но и достигли заслуженного успеха в системе официального советского искусства, их картины при жизни вошли в экспозиции главных музеев СССР. Оба неоднократно становились лауреатами госпремий, вовремя получили почетные звания, а в зрелом возрасте занимали руководящие посты в академии художеств. Жилинский входит в число главных фигур соцреализма - его философско-романтического крыла, он работал в традициях искусства эпохи Возрождения. Обросов был ярким представителем советского “сурового стиля”. Рабину же, наоборот, было суждено стать лидером художественного сопротивления, нонконформистом, одной из главных фигур неофициального искусства, центральной фигурой “лианозовской группы” и организатором “Бульдозерной выставки”.
Что же объединяет этих трех мастеров? Вероятно то, что каждый из них донес свое видение своего времени.
Рабин создал яркий образ подлинной повседневной жизни советских людей. Одним из показательных примеров такого подхода стал его “Натюрморт с рыбой и газетой “Правда”. Его мир - это полуразвалившиеся бараки, вроде того, в котором он с женой и двумя детьми жил на окраине Москвы в Лианозове, “трупы” кукол на грязном снегу, груды мусора на помойке, столбы серого дыма, а на первом плане весьма часто - огромная бутылка водки. Сами сюжеты его картин, не говоря о живописной манере, уже бросали вызов советской живописи, и не могло быть речи о том, чтобы эти полотна где-то выставить.
Действительность Жилинского - утонченные интеллектуалы с одухотворенными, задумчивыми лицами, написанные в манере и итальянского Возрождения. Образ интеллигента, погруженного в себя и равнодушного ко всему лишнему. И время безмятежности, успокоенного бытия, однообразия, уверенности в завтрашнем дне. Возможность пребывать в задумчивости, грезить, но вместе с тем, ощущать, что завтра будет всё то же, что и сейчас. Советская власть казалась героям его картин незыблемой как сама жизнь.
Мир Обросова - суровый и аскетичный. Колорит с преобладанием “землистых” тонов, впоследствии сведенный к практически монохромной контрастной черно-белой гамме, нарочитая плоскостность и силуэтность изображений, напоминающая плакатную графику, лица персонажей, похожие на трагические маски.
При всей несхожести этих осколков действительности - все вместе они соединяются воедино и образуют правду о жизни в Советском Союзе.
Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927-2015 гг) - живописец, график и педагог. Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, затем в Суриковском институте. Долгие годы преподавал в Суриковском и Полиграфическом институтах, в его мастерской учились многие знаменитые художники. В своих картинах, часто написанных темперой по левкасу, он переосмыслял традиции древнерусской иконописи и Ренессанса. Среди наиболее значительных его работ — “У моря. Семья” (1964, Государственная Третьяковская галерея), “Гимнасты СССР” (1964–1965), демонстрировавшиеся в 1966 году в павильоне СССР на 33-й Венецианской биеннале, “Под старой яблоней” (1969, обе — Государственный Русский музей), триптих “1937 год”, посвященный аресту отца художника (1987, Государственная Третьяковская галерея), многочисленные портреты. В последние годы жизни Жилинский работал над циклом картин на библейские сюжеты. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат государственных премий РСФСР и РФ.
Игорь Павлович Обросов (1930 — 2010 гг) — живописец, график и педагог. В 1954 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Один из основателей особенного направления в современном искусстве, получившее название “суровый стиль”. На протяжении всей жизни работал над большими тематическими циклами, посвященными русской деревне (графическая серия “Деревня, в которой я живу”, 1974, живописный цикл “Прощание с деревней”, 1990-е), трагедии Великой Отечественной войны (“Встречая и провожая эшелоны”, 1980, Государственная Третьяковская галерея), сталинским репрессиям (триптих “Посвящение отцу”, 1986–1988. Отец художника, врач-хирург, директор Института им. Н.В. Склифосовского, был репрессирован и расстрелян в 1938 году). Создал серию портретов современников — деятелей искусства (портрет Василия Шукшина, 1983, портрет Беллы Ахмадулиной, 1982–1987, оба — Государственная Третьяковская галерея). Народный художник РСФСР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации.
Оскар Яковлевич Рабин (р. 1928) художник, график, один из ярких деятелей советского неофициального искусства. В 1946–1948 году учился в Рижской академии художеств, откуда перевелся в Суриковский институт (исключен в 1949 году за “формализм”). С 1958 года в своем бараке в Лианозово устраивает воскресные показы работ и поэтические чтения, что позже даст повод называть Рабина главой “Лианозовской школы”, в которую вошли художники Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий, поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов. Осенью 1974 года стал одним из организаторов знаменитого и разгонного властями “первого осеннего просмотра картин на открытом воздухе” на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, который вошел в историю российского современного искусства под названием “Бульдозерной выставки”. В 1977 году под давлением властей покинул СССР. С 1978 года художник, которого в том же году лишили советского гражданства (возвращено в 1990 году), стал жить во Франции.
Среди наиболее значительных его работ — “Паспорт” (1964, частное собрание) и “Натюрморт с рыбой и газетой "Правда" (1968, Музей искусств Джейн Вурхис Зиммерли Университета Ратгерс, Нью-Джерси). Лауреат Государственной премии в области современного искусства “Инновация-2005” за творческий вклад в развитие современного искусства. Кавалер ордена Российской академии художеств “За служение искусству”. Произведения Оскара Рабина входят в многочисленные частные и музейные коллекции, в том числе в собрание Центра Помпиду и Музея Майоля в Париже. Также художник входит в десятку самых дорогих ныне живущих российских художников.