Под занавес 2017-го в прокат выходит «Легенда о Коловрате» – один из самых масштабных отечественных блокбастеров уходящего года
Есть проекты, которые с самого начала обречены на то, чтобы вокруг них затевались драки и ломались копья – фильм Джаника Файзиева как раз из таких. Не успел первый трейлер «Легенды о Коловрате» засветиться в сети, как поднялась волна «народного гнева»: даже не самые продвинутые зрители разглядели в двухминутном ролике визуальное сходство с картиной Зака Снайдера «Триста спартанцев». А подобные «случайные совпадения», подозрительно смахивающие на попытки авторов сделать кальку с мирового хита, у нас не любят.
К тому же, самые въедливые киноманы заметили и еще кое-что. Так, мелочи, ерунду. «Ерунда» касалась жанрового определения. Фильм был презентован как «фэнтези», пусть и с пометкой «фэнтези историческое». Таким образом, нас сразу предупредили, что с реальной историей у фильма отношения сложные. То есть, с одной стороны, и событие имело место быть, и персонажи известны даже школяру-двоечнику, а с другой, перед нами лишь вольная фантазия без каких-либо отсылок к историческим реалиям.
Как бы то ни было, жанровое «предупреждение» дошло не до всех. Я лично знаю много людей, которые собираются смотреть «Легенду о Коловрате» только лишь потому, что «это наша история, Коловрат реально существовал» и т.д. Примут ли они фильм, когда поймут, что вместо исторической драмы попали на подростковый комикс? – большой вопрос. Впрочем, единства нет даже среди фанатов жанра: ведь все понимают, что одно дело снимать фэнтези о межгалактических похождениях Бабы-Яги, а совсем другое – включить ту же Бабу-Ягу в состав дружины Юрия Долгорукова.
Бабы-Яги, правда, в фильме нет. Как нет и ее сородичей (авторам не хватило смелости пойти по заявленной жанровой тропинке так далеко). Зато и исторического в «Коловрате» тоже не очень много.
Реальный Евпатий Коловрат, оставшийся в народной памяти как национальный герой, был, судя по всему, очень опытным и очень уважаемым воеводой. В противном случае, он бы не сумел собрать «малую дружину» (численностью 1700 человек), уничтожившую арьергард монголо-татарских войск. Летописец в «Повести о разорении Рязани Батыем» описывает его настоящим богатырем, который врагов «до седла разрубал». Да, возможно, это и преувеличение, однако про хлипкого Иванушку-дурачка ничего подобного бы не сказали. Кстати, было Евпатию 38 лет.
Евпатию Коловрату из фильма всего 26. Он служит десятником у рязанского князя Юрия и страдает серьезной формой….амнезии. (Да-да, не сочтите за спойлер.) Каждое утро его жена Настя вынуждена рассказывать Коловрату, что он женат, что у него двое детей, что в детстве его ранили кочевники и т.д. А без чужих подсказок он и сына княжеского узнать не может. Правда, ближе к вечеру память восстанавливается, но, проспав два-три часа, Евпатий опять ничего не помнит. Поэтому и ночевать вне дома наш десятник не может (а иначе кто его утром в чувство приводить будет?! – жены-то нет). Что же касается его дружины… Она оказалась несколько меньшей, чем та, о которой говорил летописец: под «стяги» «киношного» Евпатия собралось от силы человек 13-15. И все они, конечно, погибли, героически защищая в лесу безымянную ледяную горку. Нет-нет, я не ерничаю, просто масштаб немного не тот. Что обидно.
Впрочем, сценаристы и сами почувствовали нелепость ситуации, поэтому формально герои на горке просто тянут время, чтобы невесть откуда взявшиеся в лесу сани с детишками максимально мимимишного возраста успели добраться до реки, однако такая «привязка за уши» не очень-то убеждает: игра в сценарные поддавки очевидна. Впрочем, такая «игра» здесь на каждом шагу.
Дело в том, что «Легенда о Коловрате» не дружит не только с историей, но и с логикой. Как мог «невыездной» десятник служить у князя? (Дружина же не сидела вечно за городское стеной: походы, сборы, дани, визиты к соседям, например…) И разве древнерусские города строились в чистом поле? Они были окружены деревнями (здесь их почему-то не видно), и в случае набегов деревенские бежали прятаться в город, а не наоборот. И как Рязань (пусть и деревянная) умудрилась сгореть всего за пару часов? Да сгореть так, что и уголька дымящего не осталось?! Ведь по сюжету, Батый опережает дружину Коловрата всего на ночь: то есть за это время его Орда должна была доскакать до города, взять его штурмом, всех перебить, дома спалить, добычу забрать, пленных угнать – и дать деру… Какой шустрый Батый однако, ага…
«Лажает» фильм и на уровне бытовых мелочей. Вот почему, скажите, лед на замерзшей веревке можно растопить детским дыханием, а сбить богатырской ручищей нельзя? И зачем надо было отпускать лошадь «во чисто поле», если через три шага впрягаешься в сани сам?! Мелочи, конечно? Но из-за нагромождения таких мелочей и рождается ощущение фальши, которое и актерской игрой не закрыть, и жанром «фэнтези» оправдать не получится.
Кстати, о «фэнтези». Как я уже говорила, далеко по этой жанровой тропинке авторы не пошли. Они сделали пару шагов и застряли. Да, в фильме есть момент, когда вьюга «заступается» за славного русича и сдувает «ворогов» с родной земли. Да, имеется в наличии большой благородный медведь, который бьется с татарвой и не трогает русичей. Но на этом и всё. Больше признаков «фэнтезийности» в фильме нет, если, конечно, не брать в расчет специфическую картинку (действительно «слизанную» с «300 спартанцев») и хореографию боев с эффектными полетами и боевыми «фуэте».
В итоге, «фэнтези» получилось какое-то половинчатое: фильм застрял между жанрами и не смог выбраться из сценарного тупика. Что же касается визуального ряда… Тут тоже не всё так просто. Да, с технической точки зрения, это, наверное, шаг вперед: «Коловрат» полностью снимался на фоне зеленого экрана (хромокея), поэтому большая часть фильма попросту нарисована (все пейзажи, княжеские палаты и т.д.). Получилось эффектно, продвинуто… и очень театрально: все время возникают ассоциации то с детскими телефильмами 60-х-70-х, то со «Старыми песнями о главном», которые Джаник Файзиев сам же и снимал много лет назад. И это не то чтобы плохо… Просто местами как-то уж очень нелепо. Особенно, когда герои в кадре пытаются закрыться рукавами от ветродуя, изображая «неравную битву с ветром»: подобные приемы устарели ещё полвека назад…
Конечно, если рассматривать «Легенду о Коловрате» как эксперимент, то всё не так уж и плохо: мы пытаемся осваивать новый жанр (это здорово), мы учимся снимать блокбастеры (что тоже отлично), мы работаем с компьютерной графикой, с визуальными эффектами, снимаем эффектные экшен-сцены (драки и бои иногда просто великолепны), мы сделали красивую картинку… Но, мы забыли вложить в эту красоту хоть какое-то необычное содержание. Мы упростили историю так, что она превратилась в детский комикс в лубочных декорациях: платья шикарны, а персонажи шаблонны; мотивации их банальны, поведение предсказуемо…
Да, и вот ещё, что. Я не думаю, что в жанре «исторического фэнтези» есть какая-то крамола: пусть будет у подростков красочная экшен-игрушка, почему бы и нет?! Но, тут ведь важно вовремя остановиться. А то в истории государства Российского много событий чудных… Глядишь, через год Мишка Косолапый из «Коловрата» будет уже Ивана Сусанина на своей горбяке катать…