Театры начинают борьбу с  билетной мафией

Государство и культура

Театры начинают борьбу с билетной мафией
30 Августа 2019, 10:01

С 1 сентября в России вводятся новые правила продажи и возврата театральных билетов. Вместе с билетом покупатель получит кассовый чек, который рекомендуется сохранять до конца спектакля. Многие московские театры уже вывесили на своих сайтах соответствующее предупреждение

С 1 сентября в России вводятся новые правила продажи и возврата театральных билетов. Вместе с билетом покупатель получит кассовый чек, который рекомендуется сохранять до конца спектакля. Многие московские театры уже вывесили на своих сайтах соответствующее предупреждение.

Вернуть билет можно только с этим чеком, который подтверждает, что зритель приобрел его в кассе театра, а не у спекулянтов. Причем вернуть деньги, потраченные на покупку, возможно только в том случае, если вы возвращаете билет больше чем за 10 дней до спектакля. Если до спектакля осталось от 5 до 10 дней, получите половину его стоимости, если только 3 дня – треть. Если меньше 72 часов, деньги за билет вообще не возвращаются.

Кроме того, театры получают право выпускать «невозвратные» билеты – проданные в рамках той или иной акции. Вернуть их в кассу будет невозможно.

Рассчитывать на «лишний билетик», который традиционно спрашивают возле театра перед началом спектакля, пока можно – продажа билетов с рук законом не воспрещается, но только по номиналу. Но если – внимание! – вы купили билет, на котором цена заклеена стикером, в театр с ним вы не войдете.

Законопроект во многом появился благодаря усилиям Комитета Госдумы по культуре, нижняя палата пардамента одобрила его в конце июня. Директора театров, участвовавшие в разработке новых правил продажи и возврата билетов, пообщались с «Культуроманией» и рассказали о том, пожет ли закон «перекрыть кислород» спекулянтам, перепродающим билеты на дефицитные спектакли по двойной цене.

Мария Ревякина, директор Театра наций и фестиваля «Золотая Маска»:

- Мы несколько лет, с 2016-го или 2017-го года пытались «пробить» этот закон, потому что справиться с театральными перекупщиками сами не можем. За день до спектакля они приходят в кассу и вываливают непроданные билеты, которые мы обязаны у них принять. Теперь такой возможности у них не будет.

Есть возможность возвращения билетов в связи с болезнью, ее будет регулировать подзаконный акт, подписанный который сейчас разрабатывается. Все остальное вступает в силу с 1 сентября. Продавать билеты отныне могут только организации, с которыми у театра или у фестиваля есть официальный договор.

Второй закон, который позволит бороться с зеркальными сайтами, сайтами- клонами, мы уже начали обсуждать с Роскомнадзором. Когда он выйдет, прекратить их деятельность будет очень просто. Театр делает запрос в Роскомнадзор и предупреждает: есть сайт, который продает наши билеты, но договора у нас с ним нет. Вот и все.

Сейчас этих сайтов, которые продают билеты с наценкой, огромное количество. Зритель не обращает внимания на то, что там мелко написано: «не является официальным сайтом театра», думает, что это мы продали ему такой дорогой билет. Мы несем репутационные потери. Кроме того, это просто воровство: театр подготовил премьеру, вложил деньги, в том числе и государственные, а наживаются на этом люди, которые ничего не сделали. В прошлом сезоне, как мы подсчитали, только на билетах в Театр наций они заработали примерно 22 миллиона.

Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:

- Мы бы не стали поднимать эту проблему на уровень государственной важности, если бы она не приняла такой масштаб. В прошлом сезоне, когда нам приходилось отменять спектакли и принимать билеты к возврату – это было, например, когда болел Владимир Абрамович Этуш - около 20 процентов билетов, которые нам приносили, были с заклеенной ценой.

Приходит человек в кассу сдавать билет – мы его проверяем через сканер и видим его реальную цену. Говорим: мы вам вернем только три тысячи. Он возмущен: «Почему? Я же заплатил шесть с половиной». Мы отклеиваем стикер, показываем ему реальную цену, он удивляется: «Как же так? Я покупал этот билет на вашем сайте!»

Новый закон позволяет нам с этим серьезно бороться.

Как только мы увидим, что какой-то сайт перепродает наши билеты, я тут же пишу претензию в прокуратуру, они будут делать прокурорскую проверку и возбуждать уголовное дело за незаконное предпринимательство.

Думаю, что на какие-то спектакли мы будем вводить именные билеты, на какие-то объявлять акции и эти билеты заранее объявлять как невозвратные. Это будет достаточно серьезный удар по спекулянтам.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:

- Мы не планируем вводить именные билеты, потому что это очень сложно, я пока не очень понимаю, как этот механизм может работать. Закон о защите персональных данных еще никто не отменял, его надо исполнять, что делать с такой огромной базой данных и как ее охранять и защищать, непонятно.

Но у нас нет таких бешеных проблем со спекулянтами, потому что мы нашли свои способы – во-первых, заранее выпускаем билеты в продажу, и все, кто хочет купить билеты, успевают их приобрести по той цене, по какой им нужно. Во-вторых, у нас есть процент билетов с запретительным ценообразованием, то есть очень дорогих. Билетов, которые остаются в кассе практически до дня спектакля. А когда в кассе есть билеты, необходимости пользоваться услугами спекулянтов нет.

Есть такое понятие - программа динамического ценоообразования, она используется, например, в «Аэрофлоте». Чем меньше билетов остается, тем выше – автоматически – становится их цена. Чем больше билетов не продано, тем меньше их цена. Мы так не работаем, но мы следим за уровнем интереса, спроса, и ничто нам не мешает регулировать распоясовки, то есть менять их от месяца к месяцу и от сезона к сезону.

Мы стараемся сделать так, чтобы было очень много разной цены билетов для людей с разными финансовыми возможностями, и обязательно какой-то процент очень дорогих. Главная задача – чтобы не было 100 % аншлага. Если у меня на спектакль проданы все билеты, это говорит о двух вещах. Во-первых, я неправильно определил цены на билеты. А во-вторых, проторговался, не заработал для театра такое количество денег, какое мог бы заработать. Продешевил. Когда у меня нет 100 % продаж ни на один спектакль, у спекулянтов нет возможности работать.

Но тем не менее те новые правила, которые вводятся с 1 сентября, я безусловно поддерживаю – они создавались с участием большого количества театральных директоров, кто-то был более активен, кто-то был сочувствующим, но в любом случае мы все с ними полностью согласны, считаем, что тот набор административных инструментов, который у нас на сегодняшний день есть, недостаточен для того, чтобы бороться со спекулянтами, которые совсем уже нагло подняли голову. Я надеюсь, что новые правила продажи и возврата билетов будут работать, а в дальнейшем, посмотрев на результат их применения, мы сможем их подкорректировать, подрегулировать и сделать еще лучше.

Как будет наказываться спекуляция театральными билетами

Главный удар по спекулянтам будет нанесен после того, как Государственная Дума одобрит законопроект об административных штрафах за перепродажу театральных билетов. Гражданин, перепродающий билеты с наценкой более 10 процентов, будет оштрафован на сумму от 100 до 300 тысяч рублей. Для индивидуального предпринимателя штраф составит от 200 до 500 тысяч, для организации – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.

Интересно, что спекуляция театральными билетами рассматривалась как государственная проблема еще 140 лет назад. В 1879 году вышел именной указ Александра II «О запрещении публичной перепродажи театральных билетов в Императорские театры». Государь Император Высочайше повелеть соизволил: «воспретить публичную перепродажу входных билетов в Императорские Театры со взысканием с уличенных в этом проступке штрафа в количестве пятидесяти рублей за каждый раз в пользу инвалидов».

Татьяна Филиппова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Театры начинают борьбу с билетной мафией

<h2> С 1 сентября в России вводятся новые правила продажи и возврата театральных билетов. Вместе с билетом покупатель получит кассовый чек, который рекомендуется сохранять до конца спектакля. Многие московские театры уже вывесили на своих сайтах соответствующее предупреждение. </h2> <p> Вернуть билет можно только с этим чеком, который подтверждает, что зритель приобрел его в кассе театра, а не у спекулянтов. Причем вернуть деньги, потраченные на покупку, возможно только в том случае, если вы возвращаете билет больше чем за 10 дней до спектакля. Если до спектакля осталось от 5 до 10 дней, получите половину его стоимости, если только 3 дня – треть. Если меньше 72 часов, деньги за билет вообще не возвращаются. </p> <p> Кроме того, театры получают право выпускать «невозвратные» билеты – проданные в рамках той или иной акции. Вернуть их в кассу будет невозможно. </p> <p> Рассчитывать на «лишний билетик», который традиционно спрашивают возле театра перед началом спектакля, пока можно – продажа билетов с рук законом не воспрещается, но только по номиналу. Но если – внимание! – вы купили билет, на котором цена заклеена стикером, в театр с ним вы не войдете. </p> <p> Законопроект во многом появился благодаря усилиям Комитета Госдумы по культуре, нижняя палата пардамента одобрила его в конце июня. Директора театров, участвовавшие в разработке новых правил продажи и возврата билетов, пообщались с «Культуроманией» и рассказали о том, пожет ли закон «перекрыть кислород» спекулянтам, перепродающим билеты на дефицитные спектакли по двойной цене. </p> <p> <b>Мария Ревякина, директор Театра наций и фестиваля «Золотая Маска»:</b> </p> <p> - Мы несколько лет, с 2016-го или 2017-го года пытались «пробить» этот закон, потому что справиться с театральными перекупщиками сами не можем. За день до спектакля они приходят в кассу и вываливают непроданные билеты, которые мы обязаны у них принять. Теперь такой возможности у них не будет. </p> <p> Есть возможность возвращения билетов в связи с болезнью, ее будет регулировать подзаконный акт, подписанный который сейчас разрабатывается. Все остальное вступает в силу с 1 сентября. Продавать билеты отныне могут только организации, с которыми у театра или у фестиваля есть официальный договор. </p> <p> Второй закон, который позволит бороться с зеркальными сайтами, сайтами- клонами, мы уже начали обсуждать с Роскомнадзором. Когда он выйдет, прекратить их деятельность будет очень просто. Театр делает запрос в Роскомнадзор и предупреждает: есть сайт, который продает наши билеты, но договора у нас с ним нет. Вот и все. </p> <p> Сейчас этих сайтов, которые продают билеты с наценкой, огромное количество. Зритель не обращает внимания на то, что там мелко написано: «не является официальным сайтом театра», думает, что это мы продали ему такой дорогой билет. Мы несем репутационные потери. Кроме того, это просто воровство: театр подготовил премьеру, вложил деньги, в том числе и государственные, а наживаются на этом люди, которые ничего не сделали. В прошлом сезоне, как мы подсчитали, только на билетах в Театр наций они заработали примерно 22 миллиона. </p> <p> <b>Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:</b> </p> <p> <b>- </b>Мы бы не стали поднимать эту проблему на уровень государственной важности, если бы она не приняла такой масштаб. В прошлом сезоне, когда нам приходилось отменять спектакли и принимать билеты к возврату – это было, например, когда болел Владимир Абрамович Этуш - около 20 процентов билетов, которые нам приносили, были с заклеенной ценой. </p> <p> Приходит человек в кассу сдавать билет – мы его проверяем через сканер и видим его реальную цену. Говорим: мы вам вернем только три тысячи. Он возмущен: «Почему? Я же заплатил шесть с половиной». Мы отклеиваем стикер, показываем ему реальную цену, он удивляется: «Как же так? Я покупал этот билет на вашем сайте!» </p> <p> Новый закон позволяет нам с этим серьезно бороться. </p> <p> Как только мы увидим, что какой-то сайт перепродает наши билеты, я тут же пишу претензию в прокуратуру, они будут делать прокурорскую проверку и возбуждать уголовное дело за незаконное предпринимательство. </p> <p> Думаю, что на какие-то спектакли мы будем вводить именные билеты, на какие-то объявлять акции и эти билеты заранее объявлять как невозвратные. Это будет достаточно серьезный удар по спекулянтам. </p> <p> <b>Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:</b> </p> <p> - Мы не планируем вводить именные билеты, потому что это очень сложно, я пока не очень понимаю, как этот механизм может работать. Закон о защите персональных данных еще никто не отменял, его надо исполнять, что делать с такой огромной базой данных и как ее охранять и защищать, непонятно. </p> <p> Но у нас нет таких бешеных проблем со спекулянтами, потому что мы нашли свои способы – во-первых, заранее выпускаем билеты в продажу, и все, кто хочет купить билеты, успевают их приобрести по той цене, по какой им нужно. Во-вторых, у нас есть процент билетов с запретительным ценообразованием, то есть очень дорогих. Билетов, которые остаются в кассе практически до дня спектакля. А когда в кассе есть билеты, необходимости пользоваться услугами спекулянтов нет. </p> <p> Есть такое понятие - программа динамического ценоообразования, она используется, например, в «Аэрофлоте». Чем меньше билетов остается, тем выше – автоматически – становится их цена. Чем больше билетов не продано, тем меньше их цена. Мы так не работаем, но мы следим за уровнем интереса, спроса, и ничто нам не мешает регулировать распоясовки, то есть менять их от месяца к месяцу и от сезона к сезону. </p> <p> Мы стараемся сделать так, чтобы было очень много разной цены билетов для людей с разными финансовыми возможностями, и обязательно какой-то процент очень дорогих. Главная задача – чтобы не было 100 % аншлага. Если у меня на спектакль проданы все билеты, это говорит о двух вещах. Во-первых, я неправильно определил цены на билеты. А во-вторых, проторговался, не заработал для театра такое количество денег, какое мог бы заработать. Продешевил. Когда у меня нет 100 % продаж ни на один спектакль, у спекулянтов нет возможности работать. </p> <p> Но тем не менее те новые правила, которые вводятся с 1 сентября, я безусловно поддерживаю – они создавались с участием большого количества театральных директоров, кто-то был более активен, кто-то был сочувствующим, но в любом случае мы все с ними полностью согласны, считаем, что тот набор административных инструментов, который у нас на сегодняшний день есть, недостаточен для того, чтобы бороться со спекулянтами, которые совсем уже нагло подняли голову. Я надеюсь, что новые правила продажи и возврата билетов будут работать, а в дальнейшем, посмотрев на результат их применения, мы сможем их подкорректировать, подрегулировать и сделать еще лучше. </p> <p> <b>Как будет наказываться спекуляция театральными билетами</b> </p> <p> Главный удар по спекулянтам будет нанесен после того, как Государственная Дума одобрит законопроект об административных штрафах за перепродажу театральных билетов. Гражданин, перепродающий билеты с наценкой более 10 процентов, будет оштрафован на сумму от 100 до 300 тысяч рублей. Для индивидуального предпринимателя штраф составит от 200 до 500 тысяч, для организации – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. </p> <p> Интересно, что спекуляция театральными билетами рассматривалась как государственная проблема еще 140 лет назад. В 1879 году вышел именной указ Александра II «О запрещении публичной перепродажи театральных билетов в Императорские театры». Государь Император Высочайше повелеть соизволил: «воспретить публичную перепродажу входных билетов в Императорские Театры со взысканием с уличенных в этом проступке штрафа в количестве пятидесяти рублей за каждый раз в пользу инвалидов». </p> <p> <b>Татьяна Филиппова</b> </p>

Театры начинают борьбу с  билетной мафией

Театры начинают борьбу с билетной мафией

Театры начинают борьбу с билетной мафией

Театры начинают борьбу с билетной мафией