Героическая комедия, детектив и апокриф – столичные театры откликаются на события сегодняшнего дня по-разному.
Театр Олега Табакова
«Табакерке» в этом году исполнилось 35 лет, свой день рождения театр отметил 1 марта, а 26-го собирается выпустить первую весеннюю премьеру – спектакль «Схватка» по комедии американского драматурга и сценариста Дэвида Линдси-Эбера Ripcord.
Вообще-то все пьесы Линдси-Эбера – комедии, даже если герои находятся в ситуации, которую иначе, как бедой, не назовешь. В одном из интервью автор объяснил, что юмор является частью механизма выживания. Если все действительно ужасно, это становится забавным – так мы справляемся со стрессом.
Самая известная пьеса Дэвида Линдси-Эбера – «Кроличья нора» – принесла ему Пулитцеровскую премию, в фильме с тем же названием главную роль сыграла Николь Кидман. В других его пьесах, которые идут по всему миру, были заняты Фрэнсис МакДорманд, Синтия Никсон и Сара Джессика Паркер.
Ripcord – одна из провокативных комедий Линдси-Эбера, в ней полно дурацких сцен, гэгов и шуточек. Хотя все начинается совсем не смешно: в комнате дома для престарелых. В одном углу жизнерадостная старушка Мэрилин, в другом – злючка Абби.
Ripcord переводится, как вытяжной трос, веревка, которая раскрывает парашют. «Это как в жизни – сначала тебя швыряют в полную неизвестность, ты в ужасе падаешь, уверенный в своей неминуемой гибели, а потом находишь кольцо и вытяжной трос, дергаешь, и вуаля. Медленно летишь и наслаждаешься видами», – говорит один из героев пьесы.
В переводе Михаила Барского комедия называется «Схватка», поставил спектакль в «Табакерке» худрук театра Владимир Машков, а роли сражающихся друг с другом старушек достались Алене Лаптевой и Яне Сексте. Зрителю это обещает массу положительных эмоций, потому что обе актрисы обладают незаурядным комическим дарованием, иначе говоря, могут быть уморительно смешными. В остальных ролях заняты студенты театральной школы Табакова, так что дом престарелых будет нескучным.
Школа драматического искусства
ШДИ в этом году тоже исполнилось 35, и весь сезон проходит под знаком молодой режиссуры. Осенью Гоша Мнацаканов, студент 5-го курса режиссерского факультета ГИТИСа мастерской Сергея Женовача, выпустил «Собаку с дамочкой» по Чехову, а в марте театр представляет работу его однокурсника Евгения Закирова. Полное название спектакля выглядит так: «Мятеж по пьесе А. Островского. «Гроза. Апокриф».
Название, сформировавшееся во время репетиций, режиссер объясняет так: «Под словом Апокриф мы имеем в виду «неканоническое прочтение канонического текста», непривычную трактовку или трактовку, отличающуюся от общепризнанной».Новое прочтение классики – это всегда интересно, тем более что Евгений Закиров и сам является автором нескольких пьес, в том числе отмеченных призами конкурсов современной драматургии. Поэтому он обещает обращаться с шедевром Островского с тем же добром и вниманием, которого заслуживают все жители города Калинова, в котором нравы жестокие, и луч солнца только один.
Московский Художественный Театр
Режиссер Егор Перегудов решил, что в нашей сегодняшней жизни не хватает романтики. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам! И читать стихи у них под балконами. В спектакле «Сирано де Бержерак» по пьесе Ростана все это будет: и стихи под балконом, и поэтическое восприятие мира, и музыка, и обмен уколами – словесными и настоящими, теми, которые наносят шпагой на поединке. То есть все, что любит публика, уставшая от теленовостей.
В роли поэта Сирано – недавно вернувшийся в МХТ Юрий Чурсин, в роли Роксаны – Паулина Андреева.
Театр Наций
В Новом пространстве – бывшем купеческом особнячке на Страстном бульваре, который был передан Театру Наций в 2011 году, в начале марта состоялась премьера спектакля Никиты Кобелева «Осень в Петербурге».
Спектакль только что вышел, но у него есть история. Театр Наций в год Достоевского (в прошлом году) открыл режиссерскую лабораторию «Достоевский 200»: семь режиссеров представили эскизы семи постановок, связанных с произведениями и личностью классика. Победитель – им стал Никита Кобелев – получил возможность доработать эскиз до репертуарного спектакля.
Чем режиссер покорил жюри, нетрудно догадаться: спектакль поставлен по роману южноафриканского писателя Джона Максвелла Кутзее, Нобелевского лауреата. Достоевский у него не канонический и очень живой, но сюжет повергает читателя (и зрителя) в растерянность: он выглядит документальным, но на самом деле полностью выдуман. В общем, книга хитрая, как говорит Никита Кобелев, сюжет почти детективный, связан с созданием романа «Бесы». В роли классика – Илья Исаев.
Российский Академический Молодежный театр
В основе спектакля «Эзоп», который в РАМТе сыграют 11 и 16 марта, пьеса бразильского драматурга Гильерме Фигейредо о легендарном древнегреческом баснописце. Пьеса была написана в начале 1950-х годов и прославила автора. В Советском Союзе она была впервые поставлена в 1957 году Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре. Главной линией в «Эзопе» Товстоногова был выбор между свободой и рабством: в пьесе Фигейредо баснописец, который, по легенде, был рабом, готов заплатить за свободу собственной жизнью, умереть как свободный человек, но не жить как раб. Напомним, что постановка совпала с началом оттепели: в телеспектакле 1981 года тема «свобода или смерть» была уже не такой острой.
В РАМТе «Эзопа» поставил Владимир Мирзоев, режиссер театра и кино. В длинном списке его киноработ – сериалы «Топи» и «Этюды о свободе», а также фильм «Борис Годунов», одно из самых интересных современных прочтений пушкинского текста. Персонажей исторической драмы Пушкина Мирзоев перенес в двадцать первый век. В какой эпохе живут Эзоп, Ксанф, Клея, Мелита и другие действующие лица «Эзопа» Гильерме Фигейредо в спектакле Владимира Мирзоева, узнаем через несколько дней. В роли баснописца – Евгений Редько.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено пресс-службой Школы драматического искусства.