Иллюзия, данная нам в ощущениях, становится реальностью. Режиссеры накрывают на сцене столы и дразнят зрителя соблазнительными сценами
«Дядя Жорж» в Театре Сатиры. 9, 10, 23 июня
А.П. Чехов, «Дядя Жорж». Не удивляйтесь: этот дядя вам давно знаком. Сергей Газаров, худрук Театра Сатиры, соединил в одной постановке две чеховские пьесы: «Леший» и «Дядя Ваня». «Леший» на семь лет старше: Чехов передал эту пьесу в цензурный комитет осенью 1889-го, после того как цензор прошелся по ней карандашом (вычеркнув реплику «я помогаю богу создавать организм»), немного переделал, и в декабре того же года пьесу впервые сыграли в московском частном театре Марии Абрамовой, жены прозаика и драматурга Мамина-Сибиряка.
Спектакль выдержал пять вечеров, потом его сняли. Публике пьеса не понравилась: большинство ожидали увидеть на сцене настоящего лешего и были разочарованы тем, что это всего лишь прозвище провинциального врача. Критики писали, что пьеса скучная: люди едят и разговаривают, никакого драматизма, все как в жизни. Чехов в результате своего «Лешего» возненавидел и постарался забыть о нем, а в 1897 году выпустил «Дядю Ваню», куда из «Лешего» перекочевали и врач, увлеченный разведением лесов, и капризный профессор с молодой женой, и брат его покойной супруги, но теперь уже не Егор, а Иван. Два года спустя «Дядю Ваню» поставили отцы-основатели Московского Художественного театра, Станиславский сыграл Астрова, Ольга Книппер – Елену Андреевну, и успех был невероятный. Публика прозрела и увидела в обычных, скучных людях себя со своими страстями и несчастьями.
Сергей Газаров вернул в постановку и Жоржа Войницкого (это роль досталась Федору Лаврову, недавно принятому в труппу Театра Сатиры), и роковой выстрел дяди Жоржа, обострил отношения между героями с учетом накала сегодняшнего дня, а вот атмосферу дворянской усадьбы с красивой старой мебелью, кружевными скатертями и неспешными разговорами за накрытым столом постарался сохранить. Художник спектакля – Александр Боровский, композитор - Алексей Айги.
«Опасные связи» в Мастерской Петра Фоменко. 22 и 23 июня
Дуэт режиссера Егора Перегудова и сценографа Владимира Арефьева обещает чувственные ощущения. От спектакля «Месяц в деревне» на сцене МХТ, который создали эти два человека, в памяти навсегда застрял дурманящий запах свежескошенной травы и дождь, который тоже, кажется имел какой-то особенный запах. Всегда считалось, что переиграть детей и животных невозможно, но оказалось, что переиграть дождь и запахи лета еще сложнее.
В «Опасных связях» Шодерло де Лакло герои, как в детском стихотворении Корнея Чуковского, «кушают друг друга», поэтому режиссер и художник придумали для постановки соответствующий образ. Зрителя приглашают на дегустацию с антрактом, в роли шеф-повара выступает Егор Перегудов, в роли су-шефа – помощник режиссера Маша Козяр, за фуд-арт отвечает Владимир Арефьев.
Все остальные персонажи будут съедены к концу трехчасового спектакля. На закуску пойдут юные Сесиль де Воланж и шевалье Дансени (Дарья Коныжева и Рифат Аляутдинов), которые в программке обозначены как аппетайзеры, в качестве основных блюд – маркиза де Мертей, виконт де Вальмон и президентша де Турвель (Полина Кутепова, Томас Моцкус и Серафима Огарева). Героев второго плана, мадам де Воланж и служанку Жюли, съедят на десерт. Стол пышно сервирован, все семьдесят зрителей смогут насладиться его видами и запахами и подумать о том, изменились ли люди за два с половиной века. Один из героев романа, кстати, мучился этим вопросом, и получил ответ: «Да, в худшую сторону».
«Театральный роман» в МХТ имени Чехова. 29 июня
В этом спектакле нет накрытого стола – хотя кто знает, может быть, он и возникнет в какой-то момент, сгустится в воздухе, ведь это же Булгаков, в его пространстве все возможно. «Театральный роман» – одна из его автобиографических вещей, в нем писатель рассказал о своей страсти к театру – причем именно к этому, Московскому Художественному, где были впервые поставлены его пьесы. Спектакль-бродилка режиссера Марины Брусникиной – это оммаж мастеру и в то же время путешествие по местам, описанным в его книге. Он начинается в 22 часа у входа на Малую сцену, откуда зрители – всего тридцать человек – начнут свое странствие по внутренностям Московского Художественного театра. Зрителю в данном случае предлагается изысканное, сложное и многокомпонентное блюдо, о котором все не попавшие на премьеру будут мечтать до осени.
«Следующим номером» в Центре драматургии и режиссуры, 29 и 30 июня
Следующим номером в списке июньских премьер идет спектакль, поставленный в ЦДР учениками любимого всеми и ушедшего от нас в прошлом году артиста и театрального педагога Валерия Гаркалина. Павел и Данила Рассомахины придумали историю, которая позволяет зрителям совершить путешествие в советские семидесятые – эпоху двойных стандартов, когда короткая оттепель начала постепенно «замораживаться», советскому человеку пришлось расстаться с надеждами на лучшее будущее и встретить суровую реальность с незамутненным взглядом и фигой в кармане.
«Смехом заглушали страхи, – объясняют авторы спектакля, – поэтому наш главный герой – это артист цирка, клоун». Сюжет знакомый: гениальный цирковой артист Александр Теплов узнает, что его поездка на международный конкурс в Монте-Карло не состоится из-за анонимного доноса, и пытается найти его автора. А вокруг – настоящий цирк: клоунада, парная акробатика, жонглирование, эстрадная миниатюра, эстрадный монолог и просто жизнь, в которой присутствуют все жанры. Если вы любите цирк и великое искусство клоунады, – вам сюда.
Татьяна Филиппова
Фото предоставлено пресс-службой ЦДР