Театр хотят проверить на «востребованность»

Государство и культура

Театр хотят проверить на «востребованность»
12 Марта 2019, 11:49
Творческое сообщество активно обсуждает законодательную инициативу, которая, как кажется многим, может поставить их в крайне уязвимое положение перед работодателями. Новация о проверке востребованности сотрудников культурных госучреждений, разрабатываемая Министерством культуры РФ, особенно взбудоражила театры.

Творческое сообщество активно обсуждает законодательную инициативу, которая, как кажется многим, может поставить их в крайне уязвимое положение перед работодателями. Новация о проверке востребованности сотрудников культурных госучреждений, разрабатываемая Министерством культуры РФ, особенно взбудоражила театры. Сейчас законопроект проходит обсуждение, и 25 февраля уже получил отрицательный отзыв членов Общественной палаты РФ. Принципиальное решение о том, будет вводиться новый порядок или нет, может быть принято уже в конце марта. В причинах инициативы, а также в том, стоит ли бояться возможного нововведения артистам, разбиралась “Культуромания”.

Идея с введением «проверки», экзамена для актеров, не нова. Говорят, что подобное предложение еще в восьмидесятые положил в стол тогдашний директор Малого театра Михаил Царев. Ввести аттестацию предлагали и несколько лет назад, но тогда театрам удалось “отбиться”. Однако в конце августа 2018 года вице-премьер Ольга Голодец дала прямое поручение Министерству культуры РФ разработать документ, который бы помогал определять востребованность творческих работников. За несколько месяцев ведомство создало законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс РФ.

29 января проект ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников» появился на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

“Оценка востребованности призвана помочь артисту”

Оказалось, что новаций будет несколько, в том числе и создание должности президента в театре, но главная заключается в том, что в государственных и муниципальных учреждениях культуры каждые три года специальная комиссия должна проверять востребованность творческих работников. И если, например, у актера занятость в спектаклях маленькая, то его увольняют, выплатив зарплату за 3 месяца.

В пресс-службе Министерства культуры РФ заверили “Культуроманию”, что критерии оценки востребованности будут тщательно проработаны как с профессиональным сообществом, так и с профсоюзами в сфере культуры.

- Положение об оценке востребованности творческих работников и перечень должностей творческих работников, в отношении которых проводится такая оценка, будет утверждаться Минкультуры России. Одним из критериев может быть одно-два участия актера в спектаклях в течение 3-х лет. Но ни в коем случае речь не пойдет о каком-либо результате работы творческого работника, - пояснили в ведомстве.

Министерство культуры предлагает заранее не паниковать, уверяя, что цель нововведения благая, и нельзя рассматривать предлагаемую оценку востребованности как вероятное заключение о профнепригодности, которое повлечет за собой трудности с устройством на новую работу.

- Совсем наоборот, оценка востребованности призвана помочь артисту и должна восприниматься исключительно как “сокращение”, с предусмотренными законопроектом выплатами (не ниже трехкратного среднего месячного заработка).

Кроме того, у невостребованного артиста отсутствует возможность воплотить свой потенциал и талант в творческой деятельности определенного учреждения культуры. Ожидая своего участия в постановках, творческий работник не решается сменить театр, коллектив, - объясняют в пресс-службе Минкульта.

“Пребываем в оторопи”

Собеседники “Культуромании” в актерской среде явно не ожидали такой заботы со стороны государства о своем таланте и совершенно по-другому видят данную инициативу.

- Узнали и пребываем в оторопи. Конечно, мы недовольны и категорически не согласны с введением такой процедуры. Ее следствием станет ликвидация репертуарного театра, - делится своим мнением актриса театра им. М.Н. Ермоловой Василиса Пьявко. - Я не говорю сейчас об антрепризе. Освободят бюджетные ставки, пригласят скорее всего на них звезд, чтобы они делали кассу. А касса подразумевает отказ от классики, создание спектаклей на потребу зрителей. Между тем репертуарный русский театр - бренд России. Пусть у такой модели есть недостатки, но это определенная структура, которая складывалась веками. По словам (художественного руководителя Государственного академического Малого театра России. - Ред.) Юрия Соломина, русский репертуарный театр возник за 30 лет до открытия Америки. Самая главная функция русского театра - не развлекательная, а образовательная, воспитательная. В определенном смысле это социальная нагрузка государства - образовывать публику, зрителя. Исчезнет и понятие театральной школы. Какая школа, если идет постоянная смена актерского состава?

По словам актрисы, коллектив в государственных театрах складывается годами. Набирали молодых артистов, которых воспитывали и учили в рамках той или иной театральной школы.

- Прежде чем актера берут в штат, он работает три года в театре по договору, а еще ранее выдерживает огромный конкурс в театральный вуз. Труппа - очень сложный механизм. Например, в молодости актер может играть много, в среднем возрасте мало, а в пожилом - снова много. Но мы можем просто не довести актера к этому моменту, когда он будет снова востребован. И человек потеряет профессию, а в театре нужны все, не только звезды. Я считаю, что в социальном отношении это будет катастрофа. Люди в 40 лет окажутся на улице, потеряв профессию актера. Потому что сейчас найти в этом возрасте работу в театре в Москве очень трудно, а в провинции - невозможно. И чем уволенные артисты профессионально хуже вновь набранных? Потому что средний актер среднестатический труппы может в профессиональном плане всё, - говорит собеседница “Культуромании”.

Василиса Пьявко уверена, что цели у предлагаемой Минкультом проверки другие.

- Причиной же происходящего я считаю не заботу о профессиональном росте актера, а желание отказаться от репертуарного театра в угоду кассовым сборам. Либо этот проект проталкивает лобби, которое видит государственный театр как антрепризу, - отметила актриса.

Член профкома театра им. М.Н. Ермоловой Наталья Громова поделилась размышлениями по поводу планируемых нововведений, подчеркнув, что это ее частное мнение, а не мнение профкома или профсоюза. По ее словам, инициатива несправедлива, поскольку актеры могут лишиться работы незаслуженно.

- Артисты - люди зависимые, сегодня у тебя есть работа, завтра - нет. От политики руководителя много зависит. Когда приходит новый, то как правило, снимает большинство старых спектаклей, актеры оказываются не у дел. Например, так произошло и у нас в театре. Все-таки режиссер, приходя в театр, должен иметь обязанности перед коллективом. Несправедливо было бы увольнять людей. Тем более в Москве сложно с работой, а на периферии - вообще ее невозможно найти. Куда пойдут уволенные артисты? Уповать на беспристрастность комиссии, которая должна будет осуществлять проверку, я бы не стала. Ведь она создается с подачи руководителя. И хотя законопроект предусматривает присутствие членов профкома в ней, я всерьез не рассчитываю, что они смогут повлиять на результат.

По словам Громовой, у каждого члена профессионального комитета есть позиция по поводу введения проверки на востребованность, при этом ее театр об инициативе официально пока не оповещали.

- Объединенный комитет театров, конечно, проинформирован, он прислал в профком бумагу. В ней сообщается, что аппарат Общественной палаты РФ занимается рассмотрением данной инициативы и профсоюзу предлагается принять участие в обсуждении. Профсоюз выразил готовность присоединиться к нему. Но также в его ответе содержится негативная оценка предлагаемых новелл, которые существенно ухудшают права творческих работников по сравнению с существующим трудовым законодательством. 14 марта в Доме актеров пройдет большая конференция работников культуры, возможно, там мы услышим что-то обнадеживающее, - рассказала Наталья Громова “Культуромании”.

“Положение об оценке востребованности артистов не окончательное”

Между тем член комитета Госдумы по культуре Наталия Пилюс считает, что всерьез инициативу Минкульта по проверке востребованности творческих работников пока рано обсуждать, поскольку как законопроект она не вносилась на рассмотрение нижней палаты парламента.

- Пока законопроект о проверке востребованности творческих работников не видела. Он в Государственную Думу не поступал. Когда эти документы будут внесены, тогда можно комментировать предметнее. Рассматривая каждую инициативу в Госдуме, мы всегда устраиваем большое обсуждение, привлекаем к нему профессиональные сообщества. Лишь тогда можно будет говорить о реальном мнении по данному вопросу. Сейчас СМИ широко обсуждают эту инициативу, поэтому я написала письмо министру культуры Владимиру Мединскому, чтобы он разъяснил ситуацию с данной инициативой. Уверена, что скоро получу ответ от него, - сообщила “Культуромании” депутат.

Наталия Пилюс считает, что вопрос с увольнением актера, связанный именно с его невостребованностью - вопрос сложный, оценочный и необъективный.

- Мы понимаем, какой сложный путь проходят артисты, поступая в театр на работу, начиная с огромного конкурса в учебные заведения. Только в ГИТИС он составляет 450 человек на место. Затем 5 лет обучения, когда они ходят на учебу с 8 до 12 ночи, посвящая все свое время постижению профессии. Каждый артист, приходящий на работу в театр, надеется, что он будет максимально востребован. Но так получается не всегда, и не всегда в этом виноват актер. Руководство театра, режиссер должны иметь ответственность перед труппой и стараться, чтобы все артисты были задействованы в репертуаре. Если же речь идет о контрактах, срочных трудовых договорах, что тоже возможно, то понятно, что можно заключить контракт на конкретную роль, произведение. Но, как правило, в наших театрах актеры приняты в штат, и рабочие моменты регулирует Трудовой кодекс, - говорит парламентарий.

В Минкультуры подчеркивают, что положение законопроекта об оценке востребованности артистов - не окончательное.

- Оно (положение. - Ред. ) может быть исключено из документа, дополнено или переработано по итогам обсуждения, которое ведется в настоящее время. Предполагается, что обсуждение завершится в конце марта, тогда же будет принято решение о целесообразности или нецелесообразности введения оценки востребованности, - пояснили “Культуромании” в пресс-службе министерства.

Елена Сердечнова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Театр хотят проверить на «востребованность»

<h2> Творческое сообщество активно обсуждает законодательную инициативу, которая, как кажется многим, может поставить их в крайне уязвимое положение перед работодателями. Новация о проверке востребованности сотрудников культурных госучреждений, разрабатываемая Министерством культуры РФ, особенно взбудоражила театры. Сейчас законопроект проходит обсуждение, и 25 февраля уже получил отрицательный отзыв членов Общественной палаты РФ. Принципиальное решение о том, будет вводиться новый порядок или нет, может быть принято уже в конце марта. В причинах инициативы, а также в том, стоит ли бояться возможного нововведения артистам, разбиралась “Культуромания”. </h2> <p> </p> <p> Идея с введением «проверки», экзамена для актеров, не нова. Говорят, что подобное предложение еще в восьмидесятые положил в стол тогдашний директор Малого театра Михаил Царев. Ввести аттестацию предлагали и несколько лет назад, но тогда театрам удалось “отбиться”. Однако в конце августа 2018 года вице-премьер Ольга Голодец дала прямое поручение Министерству культуры РФ разработать документ, который бы помогал определять востребованность творческих работников. За несколько месяцев ведомство создало законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс РФ. </p> <p> </p> <p> 29 января<b> </b>проект ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников» <a href="https://regulation.gov.ru/projects#npa=84547">появился</a> на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. </p> <p> </p> <p> <b>“Оценка востребованности призвана помочь артисту”</b> </p> Оказалось, что новаций будет несколько, в том числе и создание должности президента в театре, но главная заключается в том, что в государственных и муниципальных учреждениях культуры каждые три года специальная комиссия должна проверять востребованность творческих работников. И если, например, у актера занятость в спектаклях маленькая, то его увольняют, выплатив зарплату за 3 месяца. <p> </p> <p> В <b>пресс-службе Министерства культуры РФ </b>заверили “Культуроманию”, что критерии оценки востребованности будут тщательно проработаны как с профессиональным сообществом, так и с профсоюзами в сфере культуры. </p> <p> </p> <p> - Положение об оценке востребованности творческих работников и перечень должностей творческих работников, в отношении которых проводится такая оценка, будет утверждаться Минкультуры России. Одним из критериев может быть одно-два участия актера в спектаклях в течение 3-х лет. Но ни в коем случае речь не пойдет о каком-либо результате работы творческого работника, - пояснили в ведомстве. </p> <p> <b> </b> </p> <p> Министерство культуры предлагает заранее не паниковать, уверяя, что цель нововведения благая, и нельзя рассматривать предлагаемую оценку востребованности как вероятное заключение о профнепригодности, которое повлечет за собой трудности с устройством на новую работу. </p> <p> </p> <p> - Совсем наоборот, оценка востребованности призвана помочь артисту и должна восприниматься исключительно как “сокращение”, с предусмотренными законопроектом выплатами (не ниже трехкратного среднего месячного заработка). </p> <p> Кроме того, у невостребованного артиста отсутствует возможность воплотить свой потенциал и талант в творческой деятельности определенного учреждения культуры. Ожидая своего участия в постановках, творческий работник не решается сменить театр, коллектив, - объясняют в пресс-службе Минкульта. </p> <p> </p> <p> <b>“Пребываем в оторопи”</b> </p> <p> </p> <p> Собеседники “Культуромании” в актерской среде явно не ожидали такой заботы со стороны государства о своем таланте и совершенно по-другому видят данную инициативу. </p> <p> <b> </b> </p> <p> - Узнали и пребываем в оторопи. Конечно, мы недовольны и категорически не согласны с введением такой процедуры. Ее следствием станет ликвидация репертуарного театра, - делится своим мнением <b>актриса театра им. М.Н. Ермоловой Василиса Пьявко</b>. -<b> </b>Я не говорю сейчас об антрепризе. Освободят бюджетные ставки, пригласят скорее всего на них звезд, чтобы они делали кассу. А касса подразумевает отказ от классики, создание спектаклей на потребу зрителей. Между тем репертуарный русский театр - бренд России. Пусть у такой модели есть недостатки, но это определенная структура, которая складывалась веками. По словам (художественного руководителя Государственного академического Малого театра России. - Ред.) Юрия Соломина, русский репертуарный театр возник за 30 лет до открытия Америки. Самая главная функция русского театра - не развлекательная, а образовательная, воспитательная. В определенном смысле это социальная нагрузка государства - образовывать публику, зрителя. Исчезнет и понятие театральной школы. Какая школа, если идет постоянная смена актерского состава? </p> <p> </p> <p> По словам актрисы, коллектив в государственных театрах складывается годами. Набирали молодых артистов, которых воспитывали и учили в рамках той или иной театральной школы. </p> <p> </p> <p> - Прежде чем актера берут в штат, он работает три года в театре по договору, а еще ранее выдерживает огромный конкурс в театральный вуз. Труппа - очень сложный механизм. Например, в молодости актер может играть много, в среднем возрасте мало, а в пожилом - снова много. Но мы можем просто не довести актера к этому моменту, когда он будет снова востребован. И человек потеряет профессию, а в театре нужны все, не только звезды. Я считаю, что в социальном отношении это будет катастрофа. Люди в 40 лет окажутся на улице, потеряв профессию актера. Потому что сейчас найти в этом возрасте работу в театре в Москве очень трудно, а в провинции - невозможно. И чем уволенные артисты профессионально хуже вновь набранных? Потому что средний актер среднестатический труппы может в профессиональном плане всё, - говорит собеседница “Культуромании”. </p> <p> </p> <p> Василиса Пьявко уверена, что цели у предлагаемой Минкультом проверки другие. </p> <p> </p> <p> - Причиной же происходящего я считаю не заботу о профессиональном росте актера, а желание отказаться от репертуарного театра в угоду кассовым сборам. Либо этот проект проталкивает лобби, которое видит государственный театр как антрепризу, - отметила актриса. </p> <p> </p> <p> <b>Член профкома театра им. М.Н. Ермоловой Наталья Громова </b>поделилась размышлениями по поводу планируемых нововведений, подчеркнув, что это ее частное мнение, а не мнение профкома или профсоюза. По ее словам, инициатива несправедлива, поскольку актеры могут лишиться работы незаслуженно. </p> <p> </p> <p> - Артисты - люди зависимые, сегодня у тебя есть работа, завтра - нет. От политики руководителя много зависит. Когда приходит новый, то как правило, снимает большинство старых спектаклей, актеры оказываются не у дел. Например, так произошло и у нас в театре. Все-таки режиссер, приходя в театр, должен иметь обязанности перед коллективом. Несправедливо было бы увольнять людей. Тем более в Москве сложно с работой, а на периферии - вообще ее невозможно найти. Куда пойдут уволенные артисты? Уповать на беспристрастность комиссии, которая должна будет осуществлять проверку, я бы не стала. Ведь она создается с подачи руководителя. И хотя законопроект предусматривает присутствие членов профкома в ней, я всерьез не рассчитываю, что они смогут повлиять на результат. </p> <p> </p> <p> По словам Громовой, у каждого члена профессионального комитета есть позиция по поводу введения проверки на востребованность, при этом ее театр об инициативе официально пока не оповещали. </p> <p> </p> <p> - Объединенный комитет театров, конечно, проинформирован, он прислал в профком бумагу. В ней сообщается, что аппарат Общественной палаты РФ занимается рассмотрением данной инициативы и профсоюзу предлагается принять участие в обсуждении. Профсоюз выразил готовность присоединиться к нему. Но также в его ответе содержится негативная оценка предлагаемых новелл, которые существенно ухудшают права творческих работников по сравнению с существующим трудовым законодательством. 14 марта в Доме актеров пройдет большая конференция работников культуры, возможно, там мы услышим что-то обнадеживающее, - рассказала Наталья Громова “Культуромании”. </p> <p> </p> <p> <b>“Положение об оценке востребованности артистов не окончательное” </b> </p> <p> <b> </b> </p> <p> Между тем<b> член комитета Госдумы по культуре Наталия Пилюс </b>считает, что всерьез инициативу Минкульта по проверке востребованности творческих работников пока рано обсуждать, поскольку как законопроект она не вносилась на рассмотрение нижней палаты парламента. </p> <p> </p> <p> - Пока законопроект о проверке востребованности творческих работников не видела. Он в Государственную Думу не поступал. Когда эти документы будут внесены, тогда можно комментировать предметнее. Рассматривая каждую инициативу в Госдуме, мы всегда устраиваем большое обсуждение, привлекаем к нему профессиональные сообщества. Лишь тогда можно будет говорить о реальном мнении по данному вопросу. Сейчас СМИ широко обсуждают эту инициативу, поэтому я написала письмо министру культуры Владимиру Мединскому, чтобы он разъяснил ситуацию с данной инициативой. Уверена, что скоро получу ответ от него, - сообщила “Культуромании” депутат. </p> <p> </p> <p> Наталия Пилюс считает, что вопрос с увольнением актера, связанный именно с его невостребованностью - вопрос сложный, оценочный и необъективный. </p> <p> </p> <p> - Мы понимаем, какой сложный путь проходят артисты, поступая в театр на работу, начиная с огромного конкурса в учебные заведения. Только в ГИТИС он составляет 450 человек на место. Затем 5 лет обучения, когда они ходят на учебу с 8 до 12 ночи, посвящая все свое время постижению профессии. Каждый артист, приходящий на работу в театр, надеется, что он будет максимально востребован. Но так получается не всегда, и не всегда в этом виноват актер. Руководство театра, режиссер должны иметь ответственность перед труппой и стараться, чтобы все артисты были задействованы в репертуаре. Если же речь идет о контрактах, срочных трудовых договорах, что тоже возможно, то понятно, что можно заключить контракт на конкретную роль, произведение. Но, как правило, в наших театрах актеры приняты в штат, и рабочие моменты регулирует Трудовой кодекс, - говорит парламентарий. </p> <p> </p> <p> В Минкультуры подчеркивают, что положение законопроекта об оценке востребованности артистов - не окончательное. </p> <p> </p> <p> - Оно (положение. - Ред. ) может быть исключено из документа, дополнено или переработано по итогам обсуждения, которое ведется в настоящее время. Предполагается, что обсуждение завершится в конце марта, тогда же будет принято решение о целесообразности или нецелесообразности введения оценки востребованности, - пояснили “Культуромании” в пресс-службе министерства. </p> <p> </p> <p> <b>Елена Сердечнова</b> </p>

Театр хотят проверить на «востребованность»

Театр хотят проверить на «востребованность»

Театр хотят проверить на «востребованность»

Театр хотят проверить на «востребованность»

Интересное по теме

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56

Коллекционирование/Арт-рынок

Подделок на 200 млн евро
15 ноября 2024, 14:02