– Татьяна, «ПРОвзгляд» – один из тех немногих прокатчиков, которые концентрируются на работе с авторским и фестивальным кино, причем делают это весьма успешно. Но почему именно такой выбор? Почему именно авторское кино? И не было ли искушения свернуть с тропы?
– Коварный вопрос! (Смеется). Причина, на самом деле, проста: мы занимаемся только теми фильмами, которые нам самим интересны. Более того: когда мы только открывали нашу компанию, то с самого начала понимали, что хотим стать успешными именно на территории авторского кино, должны ориентироваться не только на уже имеющегося зрителя, но и заниматься преодолением сложившихся стереотипов, формировать новую аудиторию. Мы дорожим своей идентичностью и верим, что только так компания может быть не просто успешной и узнаваемой на рынке, но и останется живым подвижным организмом. К тому же, нам удается успешно монетизировать любимое дело.
– Если не ошибаюсь, компания «ПРОвзгляд» появилась в 2013-м. Вы с самого начала с ней?
– Идея открыть кинопрокатную компанию принадлежит Яне Макаровой (директор по кинопрокату, совладелица компании – прим редакции), я же присоединилась к Яне примерно через полгода. До этого я восемь лет проработала в офисах, в больших корпорациях, но постепенно начала понимать, что согласна тратить себя только на то, что захватывает сильнее всего. А таким интересом для меня было авторское кино. И я начала сотрудничать с фестивалями: в качестве волонтера, потом пиар-менеджером, например, на одном из славных петербургских фестивалей «Бок о бок». До кинопроката было рукой подать, я уже тогда наметила себе эту цель. До сих пор считаю, что нет ничего прекраснее, чем заниматься кино. Особенно тем, с которым работаем мы, в «бутиковой» компании, вроде нашей.
– А как чувствует себя «ПРОвзгляд» на рынке сегодня?
– У нас были разные периоды, в том числе и очень сложные. Но сейчас мы крепко стоим на ногах, и у нас четко выверенная стратегия развития и роста, в том числе по интенсивности выпуска фильмов: не менее фильма в месяц. В таком режиме мы работаем с 2017-го года. Ведь там, где не рост, там стагнация. И у нас уже достаточно фильмов в пакете, выпуском которых мы гордимся и которые вели нас вперед, становясь на рынке резонансными кейсами. Они дают нам запас прочности.
– Кстати, что это за релизы? Самые важные из них назовете?
–Во-первых, я бы вспомнила фильм «Он и она» Николя Бедоса – очень классную интеллектуальную комедию, Вуди Аллен по-французски. Во-вторых, конечно же, культовую на российском пространстве «Аритмию» Бориса Хлебникова. Потом был «Пылающий» Ли Чан-дона, работать с которым было настоящим счастьем: это тончайшее кино, снятое словно на цыпочках. После него мы поняли, что байки о массовом зрителе, который будто бы идет в кино только за развлечением – это досужие домыслы. Очень важными для нас оказались «Кислота» Саши Горчилина и абсолютно эпичный «Человек, который удивил всех», снятый Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым. Ну и великолепные «Синонимы» израильского режиссера Надава Лапида, фестивальный фаворит. Канонический успех «Паразитов» - само собой. Но это уже из летописи 2019-го.
– Татьяна, давайте теперь поговорим не только о вашей компании, но и о ситуации на рынке кинопроката в целом. С какими фильмами кинопрокатчику сложнее работать: с отечественными или с западными?
–Маркетинг российских проектов лежит целиком на прокатчике: постеры, трейлеры, концепция. Если при работе с иностранными релизами чаще всего мы занимаемся локализацией материалов, то с российскими мы должны разрабатывать все с нуля. Плюс прокатчик организует светские премьеры, интервью, отдельное время занимает коммуникация с продюсером и съемочной группой. Получается, что такие релизы более трудозатратны, чем иностранные. Это одна из причин, почему к отбору российского кино мы подходим более избирательно. Плюс есть определенный скепсис у зрителя относительно российского кино, который приходится преодолевать.
– А каким должен быть фильм, чтобы вы его точно взяли в прокат? Есть рецепт идеального релиза?
– Наверное, необычный или в чем-то новый по языку и форме. Хотя, конечно, гораздо проще прокатать кино со звездой или снятое режиссером, имя которого у всех на слуху. В этом случае все маркетинговые преимущества уже сформированы, надо лишь донести до зрителя, что картина выходит. А вот взять корейское кино, не самое типичное для нашего рынка, или израильские «Синонимы» – задача гораздо сложнее, амбициознее, а потому интереснее. Вот тут и нужна наша точечная проработка проектов. К тому же всегда хочется чем-нибудь зрителей удивить, что для меня тоже важно.
– Но наверняка есть какая-то специфика при работе с авторским кино именно в нашей стране...
–Я не буду говорить, что российская аудитория не готова к серьезному кино или что у нее недостаточная «насмотренность». Наоборот: по своей пытливости и по диапазону восприятия мы весьма подготовлены. Но у нас большая проблема с пиратством – это же просто беда! Мы все привыкли к тому, что любое кино можно просто скачать в интернете. Плюс экономическая составляющая сильно подкашивает регионы и существенно влияет на региональные сборы.
–Татьяна, а я вот о чем думаю. Моя мама приехала в Москву из микроскопического городка, где всего две улицы. Там даже клуба нет. Ближайший кинотеатр – в районном центре. Но, естественно, там много людей, которые не прочь раз в месяц сходить (точнее, съездить) в кино. Давайте даже представим некого условного дядю Васю, который не знает, как ему скоротать вечерок. Как вам кажется, можно ли приобщить этого дядю Васю к миру большого кино – и нужно ли это делать? Или пусть всю жизнь «Сватов» по телевизору смотрит? Другими словами, заинтересованы ли вы в подобной аудитории, и можно ли ее привлечь?
– Мне кажется, что вашему условному Дяде Васе нужно постепенное погружение. Например, можно начать со всеми вожделенного народного кино. С нами за пять лет случилось два народных фильма: «Аритмия» и «Паразиты». (Кстати, на этой же территории находится «Большая поэзия» Александра Лунгина, которую мы выпустим в ноябре). Так что бить обухом по голове дядю Васю не будем, ведь кино должно попадать на подготовленную почву. В один миг в новом мире мы не проснемся, но постепенно можно добиться результата.
–Татьяна, вы опередили мой следующий вопрос. По моим ощущениям, интерес к авторскому кино медленно, но верно растет….
– Интерес, безусловно, растет. Причем динамика ровная и последовательная. Прежде всего, это ежегодный рост кинотеатрального вала. А внутри него наблюдается прирост и в нише авторского кино. Если говорить о молодежи, то не только в столицах, но и в регионах ощущается желание смотреть что-то серьезное. Тренд на растущую элитарность фестивального кино нам на руку.
– Татьяна, а что надо сделать государству, чтобы прокатчику стало легче работать?
– Знаете, мы бы не хотели рассматривать государство включенным в этот цикл. Ведь, кроме выдачи прокатного удостоверения, мы от него никак не зависим. А между тем, до сих пор существует проблема цензуры. Из-за этого рискованно приобретать фильмы для проката, связанные с проблематикой ЛГБТ или с клерикальными вопросами. (Помните, как отодвинули премьеру «По воле божьей» Франсуа Озона?). Хотелось бы, чтобы никто этого не касался, и чтобы фильм мог идти к зрителю не опосредованно через цензуру, а напрямую.
А вот содействие площадок и кинотеатральных сетей нам очень важно. Важно, чтобы нам давали сеансы, чтобы в наши релизы верили. И чтобы тот невероятный перевес в сторону мейджорских проектов, который существует на рынке сейчас, потихоньку сглаживался. Ведь условно 90% репертуара сегодня – это блокбастеры. Поэтому иногда зрители даже не доходят до кинотеатров, не веря, что им могут показать что-то еще. Эту ситуацию нужно менять.
– Кинотеатры идут навстречу?
– Идут, хотя не всегда. Но тут важную роль играют крупные кассовые релизы, например, наш последний кейс с «Паразитами» Пон Чжун-Хо. Они оказываются очень весомым аргументом, мол, «вы не верили, но посмотрите, что сделало в прокате азиатское кино, какая наработка на копию». В таких случаях нам помогает не только успех наших собственных проектов, но и успех наших коллег, так называемых «конкурентов». В этом смысле мы все одна команда, которая наращивает репутацию, работает на увеличение совокупной доли авторского сегмента на рынке.
– Кстати, о «Паразитах». Этот фильм устроил в прокате что-то невероятное*. Как вам кажется, в чем секрет такого успеха?
– Во-первых, «Паразиты» – это типичный феномен народного кино, когда фильм работает на разные аудитории и воспринимается на разных уровнях. Он открывает столько смыслов, сколько человек готов увидеть и воспринять. Причем, если кто-то хочет просто развлечься, то и тут фильму нет равных.
Во-вторых, мы выпустили фильм очень быстро, на волне Каннского хайпа. И вся рекламная кампания, ее контент и методы были созвучны фильму, поэтому мы попали в нужную аудиторию и усилили возможности «сарафана».
И в-третьих… Понимаете, «Паразиты» – это территория кино социального. Территория болезненной для нас темы расслоения на бедных и богатых, причем и проблемы, и персонажи в нем узнаваемы. Так что фильм сработал на уровне менталитета. Кстати, спрогнозировать этот успех можно было еще на этапе сценария: мы же не в Швейцарии, для нас это актуально. Кстати, именно на этапе сценария мы этот фильм и купили.
–Татьяна, давайте немного поговорим о нашем кино. Понятно, что ему нужно помогать. Но в связи с этим то и дело начинаются разговоры о целительности введения квот, раздвижения релизов, обложения налогами иностранных фильмов и так далее. Подобные прелести радикального протекционизма могут быть как-то опасны для независимого прокатчика?
– Все, что может сказаться на количестве сеансов, для нас потенциальный риск. Другая неприятная ситуация – перенос даты выхода, причем не по решению прокатчика, а по решению сверху. Что бы по этому поводу ни говорили, это фактический срыв релиза. Ведь выйти на те охваты, которые закладывались изначально, уже не удастся. Поэтому мне и здесь кажется, что идеальный вариант – это когда государство находится в стороне. Что же касается российских фильмов… Любая борьба за зрителя должна быть честной, а методы этой борьбы – этичными. Прекрасное кино с интенсивным «сарафаном», вызывающее у людей отклик, всегда пробьет себе дорогу и соберет приличный бокс-офис. Но это должно быть естественно. Потому что любая искусственная поддержка – это своего рода костыль: ты никогда не научишься ходить, пока он у тебя есть. Костыль – это не лечение. Так что насильственные меры ситуацию не исправят – и сборы российского кино не увеличатся.
– Татьяна, и последний вопрос. Что готовит «ПРОвзгляд» для нашего проката? Есть ли у вас в планах что-нибудь интересное?
– У нас на очереди один из призеров «Кинотавра» – «Большая поэзия» Александра Лунгина, а также красивейшее эстетское и довольно провокационное кино (все как мы любим), которое мы привезли из основного конкурса Канн – «Портрет девушки в огне», режиссер Селин Скьямма. Еще мы закупили права на очень классную сатирическую комедию «Моя собака – идиот», снятую по знаковому мировому бестселлеру. Снял ее Иван Атталь, муж Шарлотты Генсбур, она же играет там главную роль. У этого проекта, кстати, тоже есть все шансы стать народным кино, так что мы его очень ждем.
Вера Алёнушкина
*Фильм «Паразиты» к этому моменту собрал в нашей стране почти 88 млн. рублей, он был в прокате в более чем 100 российских городах. При содействии «ПРОвзгляда» фильм вышел в Казахстане, в Беларуси, в Армении и в Грузии, где тоже показал прекрасные результаты. Также «Паразиты» вошли в топ зрительских симпатий Кинопоиска. Следует отметить, что в настоящий момент фильм «Паразиты» является второй картиной, вошедшей в Топ в 2019 году. До того последним фильмом, удостоенным зрительских симпатий, стала «Зеленая книга», обладатель премии «Оскар».