Танцы за валюту: как реализовать экспортный потенциал российской культуры
11 Июня 2019, 11:43
Поделиться
Экспортным возможностям российской культуры была посвящена специальная сессия петербургского экономического форума. Тема более чем актуальная: балет, живопись, музыку и кино можно продвигать на иностранных рынках даже тогда, когда исчерпаны возможности для межгосударственного диалога в политике и экономике
Диверсификация экспорта - самая модная тема для разговоров на ПМЭФ, который завершился на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Даже среди культурных людей. Экспортным возможностям российской культуры была посвящена специальная сессия экономического форума. Тема более чем актуальная: балет, живопись, музыку и кино можно продвигать на иностранных рынках даже тогда, когда исчерпаны возможности для межгосударственного диалога в политике и экономике.
Сезонный товар Вице-премьер российского правительства Ольга Голодец уверена, что спрос на российскую культуру за рубежом так велик, что речь надо вести о том, где найти силы на его удовлетворение.
У главы Минкульта Владимира Мединского силы есть. Например, проект «Русские сезоны», который проходит с 2017 года.
«Мы выбираем одну страну и методом «ковровой бомбардировки» пытаемся отправить туда максимальное количество наших культурных институций – выставки, концерты, кинофестивали», - отмечает Владимир Мединский.
В 2017 году культурной бомбардировке подверглась Япония: по словам директора АНО «Русские сезоны» Алексея Лебедева, за календарный год было проведено 250 мероприятий в 42 японских городах. В 2018-м бомбардировали Италию – 360 мероприятий в 73 городах страны. Сейчас «Русские сезоны» проходят в Германии, где запланировано чуть более 400 концертов и выставок в 82 городах. На очереди - две Кореи и Скандинавия.
Шлейф от такой активности длится месяцами. Например, во время «Русских сезонов» в Японии российский скрипач Вадим Репин подписал соглашение с компанией Dentsu о том, что Транссибирский арт-фестиваль будет происходить и на территории страны восходящего солнца. И проект получился.
При этом, как подчеркивает Алексей Лебедев, отличительной чертой «Русских сезонов» является то, что наряду с известными брендами - Большим театром или Мариинкой, за границу выезжают коллективы, которые ранее никогда не покидали Россию: не было опыта в организации гастролей, поиске площадок и продюсеров.
«Это создает хороший задел на будущее, потому что устанавливаются прямые отношения между нашими культурными учреждениями второй и третьей десятки и театрами, концертными площадками и учебными заведениями за рубежом, - отмечает Владимир Мединский. - При этом мы не финансируем вывоз – мы даем бюджетное плечо. Таким образом гастроли становятся для театра коммерчески интересными, он сам должен решить проблему пустых залов, которые бывают при любых официозных мероприятиях». Выставка для Папы Римского
В рамках «Русских сезонов» путешествуют по миру коллекции Третьяковской галереи. Практически каждая выставка становилась поводом для газетных заголовков. Проект «От Дионисия до Малевича» в Ватикане стал первым, который посетил папа Франциск I. Экспозиция в Катаре «Русский авангард. Пионеры и “наследники по прямой”» произвела сильнейшее впечатление на голландского архитектора и урбаниста Рэма Кулхаса (он сейчас работает над реконструкцией здания Третьяковской галереи на Крымском валу), который всерьез говорит о более масштабной версии этого проекта в Италии.
Рады выставкам Третьяковски во многих лондонских музеях. “Галерея Тейт, начиная с 2015 года, раз в два года делает выставку одного русского художника – был Малевич, Илья Кабаков, - подчеркивает гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. - На днях мы открыли в Лондоне блистательную выставку Натальи Гончаровой из 170 работ, 85 из которых - из нашего собрания”.
По наблюдениям Зельфиры Трегуловой, сегодня российские музеи начинают понимать важность своей миссии и проявляют активность.
“В последние годы контакты с немецкими музеями, которые были невероятны активны в 90-е и достаточно активными в 2000-х, сошли фактически на нет. Мы вышли с инициативой – в результате осенью следующего года показываем два масштабнейших проекта, в том числе выставку «Наша инициатива» совместно с государственными музеями Дрездена".
Этот проект - пример сотрудничества галереи, Минкульта и частного благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». В России, как замечает заместитель директора Фонда Фатима Мухомеджан, нет конкуренции за масштабные культурные проекты: очень немногие могут позволить себе такие капиталовложения, каких требует организация выставки прерафаэлитов в Пушкинском музее. Число поддерживаемых проектов ограничивается еще личными предпочтениями владельца фонда.
“Частные фонды реагируют на то, что нравится владельцу. Алишер Усманов, например, поддерживает классику, - утверждает Фатима Мухомеджан. - Всем, что остается за периметром частных интересов, должно заниматься государство”. Владимир Мединский на это возражает: “Государство не должно влезать везде, где только может: ресурсы ограничены, но создавать стимул для инвестиций бизнесменов в культуру – его обязанность”.
Министр напомнил, что около полугода назад Госдума после долгих размышлений приняла законопроект о поддержке меценатов в культуре. "Наконец первый в нашей стране закон о меценатстве обрел какое-то материальное воплощение: принятые поправки в налоговый кодекс в целом создают определенные приоритеты для тех, кто тратит деньги на поддержку культуры".
Однако представители бизнес-сообщества утверждают, что этот закон устраивает бизнес только как первый шаг. «Сказать, что мы ощутили эти перемены действительно сильно, не могу. Благотворительные деньги, в том числе, средства фондов не должны рассматриваться как инвестиции, они должны иметь другой статус и по-другому облагаться налогом”, - подчеркивает Фатима Мухомеджан. Страсти по мультфильмам
У иностранной публики есть интерес ко всем направлениям. Председатель правления “Киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева отмечает, что в целом на российскую культуру за рубежом есть некая мода.
“На всех культурных форумах к нашему стенду выстраивается очередь: всем интересно, что придумали русские, - рассказывает Юлиана Слащева. - Организаторы просят, привозите больше контента. Но у нас его пока мало, особенно в сравнении с тем, что делают мировые анимационные державы – Италия, Франция, Япония, США, Корея. Корейцы, кстати, за 12 лет с 37-го места в мировой иерархии поднялись в топ-5. Во многом благодаря госпрограмме поддержки креативных индустрий - мода, промышленный дизайн, театр, классическая музыка и анимация получили первоначальные бюджетные инвестиции. Направления стали популярны, появились успешные продукты – и в культуру пошел частный капитал, который смог вывести корейские мультфильмы на глобальный рынок. Этим же путем сейчас идет Китай”.
Юлианна Слащева высказала надежду, что и в России власти признают анимацию важным экспортным товаром и простимулируют на старте. Русская рулетка со страховкой
Русский балет в дополнительной рекламе не нуждается, однако зачастую коллективы вынуждены выступать на второсортных площадках: просто не успевают встроиться в расписание ведущих сцен.
“Если мы хотим взять Альберт Холл, который расписан на три года вперед, то надо попасть в его расписание. А это невозможно из-за малых горизонтов планирования зарубежных гастролей, - сетует продюсер Международного фестиваля балета Dance Open Екатерина Галанова. - Если бы мы знали, что на три года у нас есть гарантированная бюджетная история, мы представляли, что можем себе позволить, а что нет. Сейчас, чтобы заключить договор с Royal Ballet на 2021 год, мы должны поиграть в русскую рулетку – подписать и молиться, что наши финансовые возможности через три года будут такими, как оговорено в документах».
В рулетку играет и Зельфира Трегулова. Осенью будущего года Третьяковская галерея будут принимать немецкую выставку, которая претендует на звание крупнейшего события 2020-2021 годов. В связи с принятием нового закона о ввозе и вывозе культурных ценностей госгарантии о возврате экспонатов распространяются только на то, что принадлежит государственным и муниципальным музеям, однако в планируемой выставке половина работ принадлежит художникам ныне живущим, и на них госгарантии не распространяются.
Еще один вопрос о госгарантиях, который деятели культуры могут адресовать власти (и безуспешно это делают уже несколько лет) - это вопрос страхования.
“Отправляя нашу выставку за рубеж, мы вынуждены оплачивать коммерческую страховку. Это огромные суммы! Сейчас я уже могу озвучить страховую премию за выставку, которую мы возили в Ватикан, - она превышала 200 млн. долларов, - подчеркивает Зельфира Трегулова. - Сейчас Третьяковская галерея принимает выставку Эдварда Мунка в обмен на нашу экспозицию в Осло. Так, вот в обоих случаях норвежское государство через систему госгарантий обеспечило страхование. Мы сэкономили 60 млн рублей, которые я должна была найти у частных спонсоров, если бы не беспрецедентная история, что страна НАТО обеспечила отправку своего национального достояния за счет госгарантий. Если бы такая система существовала в России, государство экономило бы огромные суммы”.
По словам руководителя Третьяковской галереи, выставка Щукина в Пушкинском, Морозова - в Эрмитаже будут застрахованы российскими компаниями, но они берут на себя риски стоимостью не более 5 млн. долларов. Все остальное перестраховывается за рубежом и российские госденьги утекают за рубеж. А могли бы пойти на более важные проекты.
Такие важные нюансы - и есть цель диалога культурного сообщества и власти, который на сей раз прошел в рамках ПМЭФ.
Анна Орешкина, Санкт-Петербург
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Танцы за валюту: как реализовать экспортный потенциал российской культуры
<h2>Диверсификация экспорта - самая модная тема для разговоров на ПМЭФ, который завершился на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Даже среди культурных людей. Экспортным возможностям российской культуры была посвящена специальная сессия экономического форума. Тема более чем актуальная: балет, живопись, музыку и кино можно продвигать на иностранных рынках даже тогда, когда исчерпаны возможности для межгосударственного диалога в политике и экономике.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>Сезонный товар</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Вице-премьер российского правительства Ольга Голодец</b> уверена, что спрос на российскую культуру за рубежом так велик, что речь надо вести о том, где найти силы на его удовлетворение. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
У<b> главы Минкульта Владимира Мединского</b> силы есть. Например, проект «Русские сезоны», который проходит с 2017 года.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
«Мы выбираем одну страну и методом «ковровой бомбардировки» пытаемся отправить туда максимальное количество наших культурных институций – выставки, концерты, кинофестивали», - отмечает Владимир Мединский.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В 2017 году культурной бомбардировке подверглась Япония: по словам <b>директора АНО «Русские сезоны» Алексея Лебедева</b>, за календарный год было проведено 250 мероприятий в 42 японских городах. В 2018-м бомбардировали Италию – 360 мероприятий в 73 городах страны. Сейчас «Русские сезоны» проходят в Германии, где запланировано чуть более 400 концертов и выставок в 82 городах. На очереди - две Кореи и Скандинавия.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Шлейф от такой активности длится месяцами. Например, во время «Русских сезонов» в Японии российский скрипач Вадим Репин подписал соглашение с компанией Dentsu о том, что Транссибирский арт-фестиваль будет происходить и на территории страны восходящего солнца. И проект получился.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
При этом, как подчеркивает Алексей Лебедев, отличительной чертой «Русских сезонов» является то, что наряду с известными брендами - Большим театром или Мариинкой, за границу выезжают коллективы, которые ранее никогда не покидали Россию: не было опыта в организации гастролей, поиске площадок и продюсеров. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
«Это создает хороший задел на будущее, потому что устанавливаются прямые отношения между нашими культурными учреждениями второй и третьей десятки и театрами, концертными площадками и учебными заведениями за рубежом, - отмечает Владимир Мединский. - При этом мы не финансируем вывоз – мы даем бюджетное плечо. Таким образом гастроли становятся для театра коммерчески интересными, он сам должен решить проблему пустых залов, которые бывают при любых официозных мероприятиях». </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Выставка для Папы Римского</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В рамках «Русских сезонов» путешествуют по миру коллекции Третьяковской галереи. Практически каждая выставка становилась поводом для газетных заголовков. Проект «От Дионисия до Малевича» в Ватикане стал первым, который посетил папа Франциск I. Экспозиция в Катаре «Русский авангард. Пионеры и “наследники по прямой”» произвела сильнейшее впечатление на голландского архитектора и урбаниста Рэма Кулхаса (он сейчас работает над реконструкцией здания Третьяковской галереи на Крымском валу), который всерьез говорит о более масштабной версии этого проекта в Италии.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Рады выставкам Третьяковски во многих лондонских музеях. “Галерея Тейт, начиная с 2015 года, раз в два года делает выставку одного русского художника – был Малевич, Илья Кабаков, - подчеркивает <b>гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова</b>. - На днях мы открыли в Лондоне блистательную выставку Натальи Гончаровой из 170 работ, 85 из которых - из нашего собрания”.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По наблюдениям Зельфиры Трегуловой, сегодня российские музеи начинают понимать важность своей миссии и проявляют активность. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“В последние годы контакты с немецкими музеями, которые были невероятны активны в 90-е и достаточно активными в 2000-х, сошли фактически на нет. Мы вышли с инициативой – в результате осенью следующего года показываем два масштабнейших проекта, в том числе выставку «Наша инициатива» совместно с государственными музеями Дрездена". </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Этот проект - пример сотрудничества галереи, Минкульта и частного благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». В России, как замечает <b>заместитель директора Фонда Фатима Мухомеджан</b>, нет конкуренции за масштабные культурные проекты: очень немногие могут позволить себе такие капиталовложения, каких требует организация выставки прерафаэлитов в Пушкинском музее. Число поддерживаемых проектов ограничивается еще личными предпочтениями владельца фонда. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Частные фонды реагируют на то, что нравится владельцу. Алишер Усманов, например, поддерживает классику, - утверждает Фатима Мухомеджан. - Всем, что остается за периметром частных интересов, должно заниматься государство”. Владимир Мединский на это возражает: “Государство не должно влезать везде, где только может: ресурсы ограничены, но создавать стимул для инвестиций бизнесменов в культуру – его обязанность”. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Министр напомнил, что около полугода назад Госдума после долгих размышлений приняла законопроект о поддержке меценатов в культуре. "Наконец первый в нашей стране закон о меценатстве обрел какое-то материальное воплощение: принятые поправки в налоговый кодекс в целом создают определенные приоритеты для тех, кто тратит деньги на поддержку культуры". </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Однако представители бизнес-сообщества утверждают, что этот закон устраивает бизнес только как первый шаг. «Сказать, что мы ощутили эти перемены действительно сильно, не могу. Благотворительные деньги, в том числе, средства фондов не должны рассматриваться как инвестиции, они должны иметь другой статус и по-другому облагаться налогом”, - подчеркивает Фатима Мухомеджан.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Страсти по мультфильмам</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
У иностранной публики есть интерес ко всем направлениям. <b>Председатель правления “Киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева </b>отмечает, что в целом на российскую культуру за рубежом есть некая мода.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“На всех культурных форумах к нашему стенду выстраивается очередь: всем интересно, что придумали русские, - рассказывает Юлиана Слащева. - Организаторы просят, привозите больше контента. Но у нас его пока мало, особенно в сравнении с тем, что делают мировые анимационные державы – Италия, Франция, Япония, США, Корея. Корейцы, кстати, за 12 лет с 37-го места в мировой иерархии поднялись в топ-5. Во многом благодаря госпрограмме поддержки креативных индустрий - мода, промышленный дизайн, театр, классическая музыка и анимация получили первоначальные бюджетные инвестиции. Направления стали популярны, появились успешные продукты – и в культуру пошел частный капитал, который смог вывести корейские мультфильмы на глобальный рынок. Этим же путем сейчас идет Китай”. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Юлианна Слащева высказала надежду, что и в России власти признают анимацию важным экспортным товаром и простимулируют на старте.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Русская рулетка со страховкой</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Русский балет в дополнительной рекламе не нуждается, однако зачастую коллективы вынуждены выступать на второсортных площадках: просто не успевают встроиться в расписание ведущих сцен.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Если мы хотим взять Альберт Холл, который расписан на три года вперед, то надо попасть в его расписание. А это невозможно из-за малых горизонтов планирования зарубежных гастролей, - сетует <b>продюсер Международного фестиваля балета Dance Open Екатерина Галанова</b>. - Если бы мы знали, что на три года у нас есть гарантированная бюджетная история, мы представляли, что можем себе позволить, а что нет. Сейчас, чтобы заключить договор с Royal Ballet на 2021 год, мы должны поиграть в русскую рулетку – подписать и молиться, что наши финансовые возможности через три года будут такими, как оговорено в документах».</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В рулетку играет и Зельфира Трегулова. Осенью будущего года Третьяковская галерея будут принимать немецкую выставку, которая претендует на звание крупнейшего события 2020-2021 годов. В связи с принятием нового закона о ввозе и вывозе культурных ценностей госгарантии о возврате экспонатов распространяются только на то, что принадлежит государственным и муниципальным музеям, однако в планируемой выставке половина работ принадлежит художникам ныне живущим, и на них госгарантии не распространяются.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Еще один вопрос о госгарантиях, который деятели культуры могут адресовать власти (и безуспешно это делают уже несколько лет) - это вопрос страхования. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Отправляя нашу выставку за рубеж, мы вынуждены оплачивать коммерческую страховку. Это огромные суммы! Сейчас я уже могу озвучить страховую премию за выставку, которую мы возили в Ватикан, - она превышала 200 млн. долларов, - подчеркивает Зельфира Трегулова. - Сейчас Третьяковская галерея принимает выставку Эдварда Мунка в обмен на нашу экспозицию в Осло. Так, вот в обоих случаях норвежское государство через систему госгарантий обеспечило страхование. Мы сэкономили 60 млн рублей, которые я должна была найти у частных спонсоров, если бы не беспрецедентная история, что страна НАТО обеспечила отправку своего национального достояния за счет госгарантий. Если бы такая система существовала в России, государство экономило бы огромные суммы”. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По словам руководителя Третьяковской галереи, выставка Щукина в Пушкинском, Морозова - в Эрмитаже будут застрахованы российскими компаниями, но они берут на себя риски стоимостью не более 5 млн. долларов. Все остальное перестраховывается за рубежом и российские госденьги утекают за рубеж. А могли бы пойти на более важные проекты. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Такие важные нюансы - и есть цель диалога культурного сообщества и власти, который на сей раз прошел в рамках ПМЭФ.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>
Анна Орешкина, Санкт-Петербург </b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Танцы за валюту: как реализовать экспортный потенциал российской культуры
Танцы за валюту: как реализовать экспортный потенциал российской культуры
Танцы за валюту: как реализовать экспортный потенциал российской культуры