Рассмотрение бездны человеческого сердца и души заменило сериалу единый сюжет, бездна стала и единственной сквозной и главной героиней этого необычного сериала — все остальные роли второстепенны. Но, кстати, об артистах, второсортной игры вы не увидите ни в одной серии.
Таким образом «Черное зеркало» существует вне круга коммерческих жанров, представляя собой подборку короткометражных фильмов. Сам Чарли Брукер определяет его жанр как, прежде всего, очередной опыт социальной сатиры, в которой английская литература традиционно сильна и может похвалиться широкой мировой известностью. Вы можете составить себе некоторое представление о характере и колорите «Черного зеркала», припомнив хорошо известную тетралогию Стивенсона, где во всех подробностях рассматривается человеческое ничтожество, а человеческое величие и сопутствующие ему недостатки рассматриваются при помощи безжалостной и мощной лупы.
Только не надо думать, что это что-то поучительное и скучное или, тем более, детское. Жесткие сцены насилия, присутствуют практически в каждой серии, встречаются и сцены сексуального насилия. Нецензурная лексика, которую используют герои короткометражек, также не поддается смягчению в ходе перевода. “Фак”, ставший рутинным междометием для англоязычного кинематографа, звучит в контексте этих сюжетов как полноценный загиб Петра Великого.
Авторский девиз Брукера: «Не на словах, а на деле!» Хватит болтать, давай посмотрим, на твой реальный выбор, на твой реальный поступок и на его последствия. Увильнуть не удастся, придется выбрать — или или.
Итак. Что на твой взгляд дороже — жизнь человека или его честь? Стоит ли оставить в покое дорогих покойников или мы будем упрямиться и спорить со смертью до посинения? Затем разочарования. Ты думаешь, что на вершине социальной лестницы у тебя будет больше личной свободы, чем в самом ее низу? Ошибаешься и сейчас ты в этом убедишься. Ты думаешь, что твои мелкие грешки останутся безнаказанными? Не тут-то было — ты получишь по заслугам, сполна и за все.
Вполне логично, что автор снова и снова возвращается к ужасам, порожденным техническим прогрессом, особенно дороги его суровому сердцу информационные компьютерные технологии. Еще бы. Два изобретения ХХ века необратимо изменили жизнь человечества - это ядерное оружие и микропроцессор. Но если атомная бомба создана для того, чтобы никогда ее не применять, то компьютерный джин выпущен на волю для все более широкого, глубокого и изощренного применения. Чарли Брукер доходчиво разъяснит вам и наглядно продемонстрирует, что удобства и могущество, порожденные развитием вычислительной техники, уже сегодня приносят несовершенным людям лишь несчастья и тотальную беззащитность. А завтра (автор охотно заглядывает и в недалекий завтрашний день) принесут их еще больше.
Поговорка о мартышке с гранатой слишком бледно отражает авторский взгляд на положение человечества — любой человек носит в себе настоящую бездну и в отличие от обезьяны, заглянув в “Черное зеркало”, вы увидите в нем именно свое отражение.