Однако «костер войны», вместо того чтобы погаснуть, стал разгораться с новой силой. И будничный, в общем-то, факт (что особенного в получении разрешения на прокат?) опять оказался в центре внимания. Но почему? Откуда такой интерес к проекту, который еще никто не видел? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем оглянуться назад – и посмотреть (спокойно и без лишних эмоций) на то, как зарождался этот конфликт и на основные фазы его развития. Другими словами, перед вами хроника самого «долгоиграющего» скандала в новейшей истории отечественного кино.
2016-ый. НАЧАЛО
Когда проект «Матильда» только начинался, ничто не предвещало той бури, которая будет сопровождать появление фильма на свет. Идея пришла в голову продюсеру Владимиру Винокуру – его Фонд, поддерживающий культуру и искусство, напрямую связан с балетом. Винокур предложил Андрею Геласимову написать сценарий, который в итоге и был показан Алексею Учителю. И который Учителю не понравился.
Дело в том, что в первоначальном варианте в центре проекта должна была быть именно Матильда Кшесинская: фильм задумывался как ее биография. Однако режиссера такой подход не устраивал. Его притягивал Николай II. И тогда сценарий полностью переписали. И сделали ключевой фигурой будущего российского императора.
«Я хотел показать Николая II как человека противоречивого, выбирающего между долгом и любовью, - сообщил Алексей Учитель в начале года на специальной пресс-конференции. – Это поможет лучше его понять. И я не хотел упрощения: Николай многообразен и сложен. Если же лепить из него статую или бюст, который может замироточить, тогда беда… Кстати, я бы с удовольствием вернулся к его персоне, будь у меня такая возможность»…
Первый трейлер появился весной 2016-го. И почти сразу же активизировалось общественное движение «Царский крест», заявившее об «искажении исторической правды», о «провокации», а также «о поношении и клевете». К слову сказать, «Царский крест» до сих пор является ярым противником проекта. Так, например, в группе движения в одной из социальных сетей размещена просьба о «молитвенной поддержке», причем этот призыв обращен как к простым верующим, так и к священникам. Вот только две фразы из тех молитв, которые рекомендуется читать каждый день: «Не допусти, Господи, выход кощунственного фильма «Матильда», оскверняющего память Святых Царственных Мучеников, запрети его и вразуми всех создателей его. Положи печать запрета на показ кощунственного фильма «Матильда»» (орфография и пунктуация исправлены – прим.редакции).
«Царский крест» написал депутату Госдумы Наталье Поклонской. Та послала депутатский запрос в Генпрокуратуру. «Это моя работа, - объясняла СМИ Поклонская. - Ко мне обратились избиратели. А сказать людям, что они задают не тот вопрос, который я бы хотела рассматривать, я не могу. И делать так никогда не буду». В результате началась нескончаемая череда проверок (Генпрокуратура, Казначейство, МВД и т.д.), свалившаяся на студию Алексея Учителя «Рок».
По мнению Поклонской, фильм не только «глумится над чувствами верующих», но и является «подлинным кощунством».
Оскорбителен уже сам выбор исполнителя (которого она упорно называет «сатанистом» и порноактером, хотя Ларс Айдингер, играющий Николая, в подобных фильмах никогда не снимался; судя по всему, Наталья Поклонская имеет в виду картину Питера Гринуэйя и некоторые другие артхаусные проекты, с которыми сотрудничал актер). «Он играет не вымышленного персонажа. А православного святого мученика. Неужели создатели фильма не понимали, что его образ не устроит тех, кто приходит в церковь поклониться святым? К тому же, сама задумка, основана на грязных слухах. И вызывает неприятие каждого, кто хоть немного дорожит своей историей».
Между тем, уже в конце 2016-го, Алексей Учитель и его адвокат стали жаловаться на «веерную рассылку депутатских запросов, которые не позволяют нормально работать». «Это пошлая нервотрепка банально мешает доделать картину», - говорил режиссер на пресс-концеренции. Что касается Поклонской, то она с подобными обвинениями не согласна: «Всё в рамках закона. Проводятся рабочие проверки. Мер, ущемляющих авторов этого «фильма», не применяет никто».
2017-ый. РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА
В январе этого года стало известно, что в Общественный Совет при Министерстве культуры переданы подписи от граждан, протестующих против выхода фильма. Было заявлено, что всего таких подписей более 20 тысяч. Примерно столько же официальных обращений, поданных на ее имя, нашлось и у Натальи Поклонской (позднее эта цифра увеличится до 100 тысяч). Правда, первая же проверка сократила число подписей в несколько раз: часть из них была просто размножена на ксероксе. Тем не менее, «размер бедствия» все равно оказался впечатляющим.
Набирал оборот и электронный сбор подписей: петиция, требующая запретить «Матильду», объединила примерно 23 тысячи подписантов, а к октябрю (дата выхода фильма) организаторы (все тот же «Царский крест») надеются собрать на 5 тысяч больше.
Однако далеко не все протестующие оказались готовы ограничиваться подписями и запросами. В конце января директора кинозалов стали получать «письма счастья»: мол, если возьмете картину в прокат, «кинотеатры будут гореть». Организаторами акции значилась некое общество «Христианское государство – святая Русь». В ответ более 40 деятелей кино написали открытое письмо, протестуя против «новой цензуры», а Алексей Учитель обратился в Генпрокуратуру. Среагировала на акцию и Наталья Поклонская, подготовившая депутатские запросы и потребовавшая разобраться с «проявлением экстремизма». Правда, по ее заверению, «никаких признаков преступления правоохранительные органы не обнаружили».
А весной началась «битва экспертиз». Комиссия, собранная по инициативе всё той же Натальи Поклонской, изучив сценарий и два трейлера (никто из экспертов картины не видел), пришла к выводу, что «зрителю навязывается ложный, крайне оскорбительный взгляд на будущего императора». Признавать результаты той экспертизы режиссер отказался. И заказал экспертизу в СПбГУ. Полученное заключение многозначных трактовок не вызывает: «Созданные образы Николая II и членов его семьи не имеют негативного, порочащего характера». При этом эксперты отметили, что «имеют место расхождения между фактами исторической и художественной реальности», которые, впрочем, «сводятся к авторскому взгляду». То есть «намеренной фальсификации» в «Матильде» нет.
Тем не менее, в августе конфликт вышел на новый уровень. Православное движение «Сорок сороков» вместе с «Царским крестом» попросили верующих принять участие в молитвенных стояниях. Не остались в стороне и священники. Самым радикальным оказался призыв Всеволода Чаплина, заявившего, что «если «Матильду» покажут, то Россия погибнет, и это будет справедливо в очах Божьих».
Правда, акция оказалась не такой масштабной, как планировали организаторы: вместо тысячных толп, на стояния и митинги вышли десятки (исключением стала только Москва, собравшая несколько тысяч человек).
К слову сказать, далеко не все священнослужители акцию поддержали. Например, в Самаре митрополит Сергий митинг против «Матильды» не благословил, предложив верующим просто помолиться в церкви.
А еще неделю спустя на «полях сражений» появились новые участники. Рамзан Кадыров обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой не показывать фильм в Чечне, мотивируя это тем, что он получил информацию о «многотысячных заявлениях граждан», которую предоставила ему Наталья Поклонская. Чуть позже к Кадырову присоединились руководители Ингушетии и Дагестана.
Как бы то ни было, 10-го августа прокатное удостоверение фильм получил. И получил его с рейтингом 16+. (Напомню, что многие голливудские блокбастеры у нас выходят с пометкой 18+). А значит, в фильме нет даже намеков на какие-либо откровенные сцены. Фактически поддержал фильм и Владимир Путин, сказавший, что «о царской семье было снято много разных фильмов, в том числе и «более жестких», чем «Матильда».
И тем не менее, протестная волна приносит свои плоды. В Симферополе прокуратору запретила показывать перед началом сеансов трейлеры фильма. Единственный прокатчик в Ингушетии отказался показывать картину Алексея Учителя. А 14-го августа сеть кинотеатров «Центрфильм» ( 4 кинотеатра в Москве и области) заявила о том, что «закрывает доступ в свои кинозалы кощунственного фильма «Матильда», который оскверняет память о святом-страстотерпце». Более того, Алексей Бородин – руководитель «Центрфильма» призывает коллег последовать его примеру – и отказаться от показа «кинопасквиля».
МНЕНИЯ
Мнения людей (как о фильме, так и о ситуации в целом), конечно же, очень разные. Удивляет лишь то, что за полтора года равнодушных почти не осталось. Но это не значит, что зрители послушно выстроились по разные стороны баррикад. Вовсе нет. В большинстве своем люди относятся к «войне» за «Матильду» как к пиар-ходу.., который уже надоел. «Хватит меня матильдить!», «Я куплю билет, но на фильм не пойду, отстаньте уже от меня!» - такие фразы появляются в соцсетях всё чаще и чаще.
А шум все не умолкает. И всё больше и больше людей оказываются затянутыми в водоворот «Матильды». «Я девочка 13-ти лет. Я знаю о Царской семье больше, чем Алексей Учитель, который опорочил Царскую семью… Алексей Учитель, …я буду писать всем про ваши ужасные злодеяния», - путаясь в падежах и забывая про запятые, пишет на форуме юная противница фильма. (Орфография и пунктуация исправлены – прим.редакции). Ей вторят взрослые: «Пока в России есть молодые люди, любящие и чтущие святого Царя – Россия жива». Другие взрослые возражают, и возражения эти не всегда цензурны… Но вот вам вежливое: «я никогда не ходил на отечественное кино, зная его качество на уровне плинтуса, но на этот фильм пойду из принципа, голосуя рублем против накрывающей страну глупости» (пунктуация исправлена – прим.редакции).
А я всё вспоминаю слова Алексея Учителя, которые он сказал весной на пресс-коференции: «Знаете, я очень хочу, чтобы к «Матильде» перестали относиться как к скандалу, и чтобы она стала для всех художественным произведением. Надеюсь, что до октября время еще есть»… Так есть ли время? – Что-то я сомневаюсь…
Автор статьи: Вера Алёнушкина