Выставку ждали очень долго. О художественных сокровищах Нукуса знают искусствоведы, знатоки и любители, однако добраться до “Лувра в пустыне”, как окрестили нукусский музей, трудно, поэтому эти сокровища мало кто видел. Между тем, такой коллекции русского искусства 1910-х -1930-х годов нет больше нигде.
Выставка разместилась в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина, где в одном из залов собрана узбекская часть коллекции – самая яркая и представительная, а еще на трех этажах Музея личных коллекций - всего 250 произведений. Но даже эта своего рода презентация дает представлении о масштабности и величии коллекции нукусского музея. Вся коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан насчитывает порядка 100 тысяч экспонатов. Возникает вопрос - откуда же взялось такое огромное собрание в провинциальном среднеазиатском музее?
Музей в Нукусе неразрывно связан с именем его легендарного основателя — археолога, этнографа и художника Игоря Савицкого (1915–1984). Человек, которого часто называют “среднеазиатским Третьяковым”, собрал огромную и уникальную коллекцию современного искусства — и все это в условиях борьбы с космополитизмом и формализмом. Савицкий вывозил и тем самым часто спасал уникальные картины запрещённых и преследуемых художников со всего Советского Союза.
Он приехал в Каракалпакию из Москвы в 1950-х годах в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции и остался в Нукусе навсегда, занявшись коллекционированием. Сначала это были археологические памятники Хорезмского царства, потом ковры, резное дерево, утварь коренного народа, которые необходимо было спасать от полного исчезновения.
В 1966 году Савицкий добился открытия музея и уже директором взялся за собирание авангарда и поставангарда — работ 1910–1930-х годов. Его усилиями начала складываться коллекция ориенталистского искусства, называемого “туркестанским авангардом”. Также Савицкого привлекали работы художников, для которых пребывание в Азии становилось ярким, но эпизодическим явлением. Узбекистан был частым источником вдохновения для русских художников, которые приезжали сюда с «холодного севера» - многие остались здесь жить, работать и преподавать, многие провели годы эвакуации во время войны.
На выставке в Пушкинском музее представлены работы представителей “туркестанского авангарда” — А. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Карахана, А. Николаева (Усто Мумина), В. Уфимцева, которые стремились выработать свой особый художественный язык для передачи пафоса созидательных перемен в Средней Азии. Специально для выставки в Москве впервые покинула Нукус удивительная картина В. Лысенко “Бык”, ставшая символом музея.
Савицкий собирал также работы мастеров раннего авангарда - объединения “Бубновый валет” - Р. Фалька, В. Рождественского, А. Куприна. Позднее его внимание стали привлекать поставангардные направления, в том числе и творчество московских художников, остававшихся за границами официально признанного социалистического реализма, например, яркие и талантливые представители так называемого “вхутемасовского потерянного поколения”: Л. Бакулина, Б. Голополосов, А. Козлов, Д. Лопатников, Н. Григорьев, Н. Тарасов, Ю. Щукин. Это ученики и преподаватели ВХУТЕМАСА, которые ярко и самобытно проявили свой талант в 1920-х - 1930-х годах, но вскоре были уничтожены, репрессированы или жество вытеснены на самый край художественной жизни.
Савицкий объезжал московских и ленинградских художников и где-то забирал в дар, у кого-то покупал, где-то оставлял долговые расписки. После его смерти в 1984 году таковых расписок осталось на сумму более полутора миллиона рублей, и музею пришлось долго “отбиваться” от некоторых настойчивых “кредиторов”. Затем уже, в 1980-х годах, московские музеи спохватились, что большая и лучшая часть русского авангарда “уплыла” в какой-то Нукус, но было поздно.
Дополняют тему “потерянного поколения” творчество тончайшего живописца М. Соколова; примитивистские работы Е. Ермиловой-Платовой; ученицы П. Филонова А. Порет; участников группы “13” - А. Софроновой, Б. Рыбченкова — художников, стилистически довольно разных.
В графической части экспозиции представлены кубофутуристические эксперименты одной из амазонок русского авангарда Л. Поповой, супрематические композиции П. Соколова, антропоморфные построения Г. Ечеистова.
На выставке возникает своеобразный диалог между живописными произведениями, археологическими экспонатами и предметами декоративно-прикладного искусства. Тут можно увидеть ритуальные и бытовые предметы: оссуарии (костницы), связанные с обрядом погребения в зороастризме; хумы, хумчи и другие гончарные изделия и миниатюрные сосуды, полихромную керамику XIII-XIV веков, антропоморфную глиняную скульптуру, а также уникальные образцы народного искусства — женские костюмы, элементы убранства юрты.
Часть археологических экспонатов была найдена при раскопках в Хорезме — одном из древнейших цивилизационных и культурных центров на территории Узбекистана. Экспозиция дополнена некоторыми археологическими памятниками, хранящимися в Государственном музее Востока в Москве, также найденными в Хорезме. Выставка демонстрирует лишь небольшую часть уникального собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан, которое, как уже было сказано, сегодня насчитывает около 100 тысяч экспонатов.
Савицкий был не просто тонким ценителем и собирателем живописи, но и талантливым авангардистом, учившимся у Роберта Фалька, самое полное собрание которого, разумеется, тоже находится в Нукусе. Несколько работ самого Савицкого можно увидеть на выставке.
И. В. Савицкий умер в 1984 году в возрасте 69 лет от отравления формалином, использовавшимся для очищения археологических находок и оставил после себя музей, не имеющий себе равных. Собранная им великолепная коллекция русского и узбекского авангарда сделала Нукус одним из центров притяжения ведущих специалистов мира в области русского авангарда. Огромен его вклад и в исследовании истории региона. Все, к чему прикасался этот великий человек, превращалось в оазис, цветущий в пустыне.