На этой неделе в Москве прошел Молодежный форум «Наследие», посвященный сохранению исторических объектов и модернизации архитектурного облика российских городов.
Организаторы представили программу, которая охватывает широкий круг вопросов, связанных с сохранением культурного наследия, урбанистической теорией и подготовкой специалистов в сфере градостроительства и промышленной архитектуры. Участвовать в работе форума в качестве зрителей было предложено всем желающим – выступления и круглые столы шли в режиме прямой трансляции.
Один из круглых столов был посвящен волонтерской работе на памятниках истории и культуры. Модератором дискуссии выступил член Общественной палаты Москвы, главный редактор журнала «Московское наследие», известный краевед и экскурсовод Филипп Смирнов, а предметом обсуждения стало современное волонтерское движение. Эксперты говорили о том, чем волонтеры могут помочь специалистам, которые отвечают за сохранение культурного наследия, как выстраивается их работа и что требуется, чтобы вступить в их ряды.
Не все знают, что человек, радеющий за сохранение памятника, который ветшает и гибнет у него на глазах, не может произвести над ним какие-то действия без получения специального разрешения.
Филипп Смирнов объяснил «Культуромании», что волонтерская деятельность сегодня строго регламентирована.
- В отношении объектов культурного наследия есть очень строгий регламент. Нельзя пригласить волонтеров, чтобы они покрасили ограду, взятую государством под охрану, это запрещено. Максимум, что они могут сделать, это почистить территорию и перед приходом реставраторов произвести первичную расчистку. Если речь, допустим, идет о кладбище, то на кладбище можно почистить дорожки, прилегающую к месту захоронения территорию очистить от листвы, а дальше волонтеры вынуждены отойти в сторону и предоставить работу непосредственно реставраторам.
Но есть и другие активности, которые сегодня очень нужны. Волонтер может рассказывать об объекте культурного наследия в ходе разработанного экскурсионного маршрута. Он может собирать сведения об объекте культурного наследия из открытых источников и поставлять эти сведения градозащитным организациям, чтобы те могли написать историческую справку или заявку о постановке на учет того или иного объекта. Это тоже весьма серьезная деятельность. Элементарное составление фотограмм улиц – это тоже может стать волонтерской работой.
Юлия Логинова, заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, в своем выступлении на круглом столе вспомнила нашумевшую историю, которая произошла чуть больше года назад, когда житель Чистых прудов опубликовал на своей страничке в фейсбуке фотографию горельефов с женскими фигурами на доходном доме Константинова в Сверчковом переулке. Одну из фигур отреставрировали так, что она полностью потеряла свой облик.
- Напомню историю именно этой скульптуры. Около семи лет назад в этом доме, который не является объектом культурного наследия, был произведен ремонт, и у одной из кариатид голова, которая была утрачена, была временно или постоянно заменена вот таким…. художеством. На публикацию в соцсетях откликнулись профессиональные реставраторы – это тот случай, когда не только волонтеры, но и профессионалы выступают с помощью городу.
Научный руководитель «Школы волонтеров наследия» Дмитрий Тузов согласен с тем, что волонтерская деятельность – это не только практическая работа на памятниках.
- Очень важным делом является и популяризация культурного наследия. Если бы у нас все-таки было общее понимание ценности памятников, не было бы и сносов, и поджогов, и других проблем, которые волонтерам приходится решать уже на стадии оперативного вмешательства. Этого ничего не происходило бы, если бы мы все одинаково понимали ценность объектов культурного наследия.
Именно этим процессам, мне кажется, призвана помогать «Школа волонтеров наследия», проект, который последние три года реализуется при поддержке федерального министерства культуры в рамках нацпроекта «Культура». Проект уже идет во многих регионах и должен дать ту образовательную основу, которая необходима, чтобы волонтеры, начиная работать с объектами культурного наследия, не причинили вреда памятникам и не попали в какие-то сложные нормативно-правовые ситуации.
Программа «Школы волонтеров наследия» не столько практическая, сколько популяризаторская. Мы видим в этой программе возможность не только помочь памятнику, но и развить человека, желающего работать в данном направлении, направить его в эту действительно очень благодатную, полезную образовательную область. Потому что взаимодействие с памятником – это всегда образовательная история. Человек приходит, видит какой-то артефакт, какое-то здание, которое было создано несколько столетий назад, естественно, он целый пласт истории начинает поднимать.
Дмитрий Тузов предлагает распространить волонтерские практики в общеобразовательных учреждениях: это позволит школьникам, студентам увидеть возможности своей деятельности в области охраны культурного наследия, найти себя в качестве экскурсоводов или профессиональных реставраторов. Напомним, что волонтерское движение за полтора года реализации нацпроекта «Культура» превратилось в реальную силу: в ряды волонтеров культуры записались уже более 59 000 человек.
Татьяна Филиппова