В Kinolab принимают участие профессиональные кинематографисты, видеографы и любители кино из разных стран. В этом году собралось около сотни участников из Германии, Чехии, Израиля, Бельгии, Швейцарии, а также из разных городов России: от Сочи до Новосибирска.
Сюда приезжают снимать музыкальные клипы, короткометражные фильмы, социальные ролики - всё, что захочется участникам. Всё снимается и монтируется в 3 сессии: первая - 24 часа, вторая - 48 часов, третья - 72 часа. В конце каждой сессии проходит открытый показ работ - скрининг.
Здесь дают высказаться всем, вне зависимости от уровня мастерства. Во время Kinolab’а практически никто не спит, и все готовы помочь друг другу в любое время суток: сделать субтитры, “почистить” звук, сняться в маленькой роли, откорректировать цвет, подсказать сюжетный ход во время обеда. Организаторы рассказали «Культуромании», как проходят и зачем нужны фестивали подобного формата.
Валерия Сабирова, директор проекта Kinolab Russia
В Европе такие мероприятия называют “кинокабаре”, но мы решили придумать более понятное для русского уха название - кинолаборатория. Название Kinolab говорит само за себя: это место, где что-то изобретают, где постоянно что-то варится и движется.
Я ездила на кинокабаре за границу несколько лет, познакомилась с огромным количеством людей, сняла свой первый короткометражный фильм в таком формате. В России мне очень не хватало этой атмосферы открытости и поддержки, когда ты можешь постоянно находиться в каком-то творческом процессе. На кинокабаре можно просить о помощи кого угодно, и тебе всегда помогут. Это такое место, где невозможное возможно. Когда мне сказали: “Ты здесь можешь снять свой фильм”, - я подумала: “Как это, я возьму сейчас и сниму фильм? Я не представляю, как это делается!” А потом через три дня вдруг оказалось, что у меня есть своя картина.
И у меня появилась мечта: сделать такое в Москве. Одна я, конечно, осуществить свою мечту не могла. Но совершенно счастливым образом появилась Инна [продюсер Kinolab], с которой мы уже вдвоём стали собирать большую команду и делать первую кинолабораторию в Москве.
Нас поддержало Министерство культуры. Плюс мы тогда сотрудничали с “Москино”: благодаря им мы сделали лабораторию в старинном кинотеатре “Круговая кинопанорама”, памятнике конструктивизма на ВДНХ. Тогда же у нас был первый контакт и с администрацией ВДНХ. Нас никто не знал, нужно было рассказать, кто мы и что собираемся делать. Обычно на ВДНХ берут деньги за съёмки, и деньги немалые. Но мы же некоммерческий проект, у нас денег нет. Они сказали нам: “Хорошо, допустим, мы станем партнёрами, и вы будете снимать бесплатно. Но скажите хоть, какой у вас сценарий?” А у нас и сценария нет. Мы не можем сказать время и место съёмок, какое количество людей будет задействовано. У нас такой формат, что мы не знаем ничего заранее, и никто из участников не знает.
Kinolab - это импровизация. Сценарии чаще всего придумываются на месте. Ребята приехали, посмотрели, вдохновились и сняли. Если не получилось - поехали снимать в другое место. Это было очень сложно объяснить такой серьёзной организации как ВДНХ. Но у нас получилось, они нам доверились. И потом парк ВДНХ очень нас благодарил за то, что всё было чётко и хорошо.
В 2015 и 2016 годах у нас было разрешение на съёмку на всей территории парка ВДНХ. Это почти целый город. А в этом году у нас действительно целый город был в распоряжении. Участникам можно снимать на улицах в исторической части Коломны, можно в отдельных локациях. Например, в музее пастилы замечательный дворик в стиле XIX века, в нём можно снимать костюмированные фильмы. А на заводе “Текстильмаш” сохранились некоторые цеха с советских времён. Напротив кемпинга, где разместился Kinolab, - огромный конькобежный центр, очень минималистичный. Там длинные коридоры, лестницы, конструктивистский стиль. Также рядом с Kinolab находится Олений вражек: поле, лес, очень фактурная природа.
Мы решили провести Kinolab в Коломне, во-первых, потому что Коломна прекрасна. А во-вторых, мы хотели выбраться из Москвы. В Европе очень много мест, где проводятся кинокабаре. Во Франции несколько городов, в Италии тоже. Все города очень разные, и фактура разная. В маленьких городах обычно больше возможностей и больше воздуха, и это для самого города становится заметно после подобных мероприятий. Мы сейчас в Коломне всех на уши поставили. Везде ходим, что-то снимаем, местные приходят к нам на показы. Некоторые из них подходили после скринингов и предлагали волонтёрскую помощь. Людям интересно, они хотят побыть в этом с нами.
Конечно, хочется, чтобы Kinolab был не только в Москве. Мы хотим, чтобы интересные события и возможности были и в других регионах. Мы уже думали о Владивостоке, есть идеи про Казань, Санкт-Петербург. Нужны просто ресурсы, силы и время.
Инна Аренс, продюсер проекта Kinolab Russia
Я сижу в технической комнате. Отсюда ребята забирают оборудование. У нас есть всё: штативы, пушки, накамерные микрофоны, свет, флешки, объективы. Всё самое необходимое для того, чтобы идти сразу “в поля”.
После питчингов команды регистрируют свои фильмы. Они заполняют заявку: записывают название фильма, состав команды и какое оборудование им нужно. Есть еще отдельный лист со списком аппаратуры. Там они отмечают все позиции, которые мы им предоставляем. Они прописывают запрос, а я пишу, что я могу им выдать. Плюс мы записываем, кто отвечает за оборудование.
Снимают они бесконечно, круглосуточно. Две ночи подряд команда Kinolab дежурила постоянно: мы сменялись каждые 3-4 часа, потому что кто-то приходил, кто-то уходил, их нужно было встречать, провожать, помогать, решать вопросы, принимать технику, сдавать технику. Ты уже без сил сидишь, а они всё приходят и приходят.
Фильмы выложим на https://vimeo.com/kinolab . У нас нет лимита по количеству работ. Если сорок фильмов готовы к фестивальному показу - мы показываем все сорок.
Автор статьи: Надежда Хацкевич