Кто из отечественных актеров умер «при исполнении»
-- …О, как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балдахином
И всечасно умирать!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином!..
Это написал Денис Давыдов, верный своему призванию солдат:
-- …То ли дело средь мечей!
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!..
Артисты, как правило, люди мирные. Но, если это настоящие, всецело посвятившие себя своему делу артисты, профессия становится их предназначением, а затем и судьбой -- как и у воинов прошлого. Великий Мольер почувствовал себя дурно на сцене, во время четвертого представления «Мнимого больного», одной из самых веселых своих комедий. Его перенесли домой, и он скончался, не успев совершить покаяние, которое актеры должны были приносить на смертном одре. Из-за этого его запретили хоронить. После того, как вмешался король, похоронный обряд совершили ночью, за оградой кладбища, там, где хоронили самоубийц.
В смерти Мольера отражается тот сакральный смысл, который, безусловно, есть в актерской профессии. В своих лучших, высоких проявлениях это не работа, а служение, и смерть на сцене, во время спектакля, становится его высшим проявлением, своего рода знаком избранности.
Случалось ли такое в истории отечественных исполнительских искусств?
Да, и это завершало путь в легенду.
Николай Хмелев, смерть в гриме Ивана Грозного
Николай Хмелев был одним из самых значительных артистов «второго поколения» МХАТа. И дело не в трех Сталинских премиях и не в том, что в 1943-1945 он был художественным руководителем театра. Великолепный, возможно, великий актер, он соединял Художественный театр времен Станиславского и Немировича-Данченко с другим МХАТом, вступающим в полосу упадка и безвременья. Этого Хмелев не увидел: 1 ноября 1945, во время репетиции спектакля «Трудные годы» по пьесе «красного графа» Алексея Толстого (Хмелев играл Ивана Грозного), он умер.
Заканчивался грандиозный театр, отлетал его дух, наступало время плохих спектаклей, поставленных по плохим пьесам, время коллективного руководства и огромной, трудноуправляемой, слабой труппы.
Смерть Хмелева подытожила второй после Станиславского и Немировича-Данченко, промежуточный период в жизни МХАТа. Впереди было новое и недоброе театральное время.
«Царь Федор» и последняя реплика Бориса Добронравова
Артист МХАТа Борис Добронравов был из тех, на ком держалась труппа. Народный артист СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, -- официальное признание он получил сполна. Экзамены в Художественный театр студент физико-математического факультета Московского университета сдал шутки ради, приняли его только потому, что он был очень хорош собой. То, что Добронравов большой артист и он, и Станиславский с Немировичем-Данченко поняли позднее.
Добронравов не раз говорил, что больше всего хотел бы умереть на сцене. Так и вышло: 27 октября 1949, в 51-ю годовщину МХАТа, играя главную роль в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К.Толстого, он скончался от паралича сердца. Его унесли со сцены и положили на кожаный диван, тот самый, на котором умер Хмелев. Так исполнилась мечта Бориса Добронравова. Художественного театра пятидесятых годов, с его репертуарным, режиссерским, да и нравственным кризисами, он не увидел.
Андрей Миронов, смерть во время комедии
14 августа 1987, на гастролях в Риге, играя главную роль в спектакле театра Сатиры «Женитьба Фигаро», Андрей Миронов потерял сознание. В нейрохирургическом отделении местной больницы обнаружили обширное кровоизлияние в мозг. Через два дня он умер.
В 1987 Миронов был в расцвете сил, на пике славы – три года назад он сыграл едва ли не лучшую свою кинороль в фильме «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, в 1987 вышел «Человек с бульвара Капуцинов». Ему было только 46 лет -- сколько еще он успел бы сделать!
Но при этом его временем не стала новая эпоха, которая в 1987 была не за горами: суетная эпоха кооперативного кино, сделанных на коленке сериалов и фильмов-однодневок. Миронов остался великим артистом великого театрального и кино-времени. Мифом, легендой, напоминанием о том, как надо работать в кино и на сцене. Его смерть стала частью этой легенды.
Виталий Соломин,-- «Свадьба Кречинского», профессиональный долг и гипертония
Виталий Соломин был не слишком здоровым человеком. У него была сильная гипертония, 24 апреля 2002 он чувствовал себя неважно. Человек другой профессии, возможно, отпросился бы с работы, но у актеров есть свой кодекс профессиональной чести. Соломин вышел на сцену в спектакле «Свадьба Кречинского», а со сцены его увезли в больницу. Там диагностировали инсульт, и через месяц его не стало.
Ирина Асмус, смерть под куполом цирка
Мы часто забываем о том, как опасны профессии цирковых артистов. Пот и кровь из зрительного зала не видны, а трагедии забываются. Дрессировщика Вальтера Запашного покалечила тигрица, Мстислав Запашный, в свою бытность акробатом, сломал позвоночник. В 2014 Аскольду Запашному вставили в позвоночник металлическую конструкцию. Но гибель циркового артиста на арене явление редкое. В марте 1986 это случилось с клоунессой Ириной Асмус.
Судьба ходит за человеком по пятам: после циркового училища Асмус работала эквилибристкой. Тогда она едва не разбилась, долго восстанавливалась и ушла из профессии. И стала драматической актрисой: получила еще одно образование, играла в ленинградском ТЮЗе. Потом она перешла в театр имени В.Ф.Комиссаржевской, там у нее были большие роли, в том числе она играла и Джульетту. Ее профессиональная судьба складывалась благополучно, она снималась в кино…
А затем Ирина Асмус отказалась от карьеры драматической актрисы, и вернулась в цирк.
Она сменила амплуа, стала первой советской клоунессой. 8 лет снималась в телепередаче «АБВГДейка» -- так клоунесса Ириска стала всесоюзной знаменитостью.
15 марта 1986, на гастролях в гомельском цирке, когда Асмус выполняла трюк «Старушка на абажуре», под куполом цирка сломалась машинка вращения, и актриса рухнула с 12-метровой высоты.
В нашей стране у всех короткая память, своих легенд у отечественного цирка нет – а то бы история Ирины Асмус заняла среди них достойное место.
Алексей Филиппов
Фото: Елена Власова