Современная система распределения государственной поддержки в области кинематографии появилась в России совсем недавно. Не так давно стали проводиться и питчинги – публичная защита режиссерами и продюсерами своих проектов перед экспертным советом. Так, впервые о них заговорили в марте 2011-го, когда на встрече с Дмитрием Медведевым (который на тот момент занимал пост президента) режиссер Александр Котт пожаловался на непрозрачность получения субсидий. Мол, экспертный совет собирается за закрытыми дверями и кулуарно решает, какому фильму быть, а какому нет.
Дмитрий Анатольевич пообещал ситуацию исправить, и уже в 2013-м, при содействии Владимира Мединского, состоялись первые питчинги кинематографистов.
В этом году на получение субсидий от Министерства культуры могли претендовать следующие проекты: фильмы для детей и подростков (включая музыкальные картины и фильмы-сказки для самых маленьких), авторские и экспериментальные фильмы, дебюты и телесериалы. Кстати, количество заявок увеличивается с каждым годом: в 2018-м их было 264, что на 30 проектов больше, чем в предыдущем. Растут и суммы, на которые могут рассчитывать кинематографисты: в категории «детское кино» она увеличилась до 60 млн рублей, а в категории «социально-значимые фильмы» – до 70. (В 2012-м максимально возможный размер субсидии ровнялся 30-ти миллионам).
Однако это всего лишь цифры. Что стоит за ними?
На деле, питчинг-2018 мало чем отличался от предыдущих. Правда, продюсеры и режиссеры с каждым годом презентуют свои проекты чуть более уверенно, и откровенных ляпов становится всё меньше. Тем не менее, основные тенденции никуда не делись: например, львиная доля фильмов связана со спортивной и военной тематикой (последних, правда, стало немного меньше). Такое впечатление, что финансовые успехи «Двадцати восьми панфиловцев» и «Движения вверх» вскружили продюсерам их светлые головы, и они перестали воспринимать всерьез какие-либо другие темы. Два проекта про боксера Валерия Попенченко – зачем? Первый предложен «Ленфильмом» («Инфайтер»), второй планирует снимать Артем Михалков («Mr. Нокаут»). Настораживает и проект «Ноги вверх» – о парнях, желающих всерьез заниматься синхронным плаванием.
Что касается военной тематики, то тут явно лидирует новый амбициозный блокбастер продюсера Игоря Угольникова – «Июньский рубеж» (о подвиге подольских курсантов). При этом не надо быть десяти пядей во лбу, чтобы догадаться, на какой именно фильм «Рубеж» ровняется. И дело даже не в том, что мы снова возвращаемся в 1941-ый (о нем можно говорить и снимать бесконечно), а в том, что вновь на повестке дня проверенные маркетинговые схемы: «Июньский рубеж» уже объявлен «народным проектом», на него собираются «народные деньги» и так далее – то есть в ход идут приемы, опробованные на «Двадцати восьми панфиловцах». При этом планируемый производственный бюджет у «народного кино» более чем солидный – 400 миллионов.
Не ослабевает и другая тенденция – среди кандидатов на получение субсидий много тех, кто приходит за государственной поддержкой во второй или даже в третий раз. Например, режиссер Валерий Тодоровский и продюсер Леонид Ярмольник снова пытаются получить финансирование для своей «Одессы» (в прошлом году им отказали). А это значит, что даже именитым профессионалам не так-то просто найти средства на свой проект – и громкие имена не являются авторитетом ни для экспертного совета, ни для спонсоров.
Настораживает и вот еще что: довольно большой процент продюсеров и компаний, пришедших за новыми субсидиями сразу после того, как их предыдущий фильм с грохотом провалился в прокате. Для примера вот вам хоть проект «Толерантность», представленный на питчинге продюсером «Танков» (их убыток после проката составляет примерно 90 миллионов рублей). Оставим сейчас в стороне качество «Танков» (впрочем, как и качество «Толерантности», речь в которой пойдет о загнивающей европейской провинции, которая захлебнулась от потока эмигрантов). Дело тут даже не в фильмах, а в том, что очень часто при помощи новых субсидий продюсеры пытаются залатать дыры в бюджете – то есть выплатить долги, которые достались в наследство от других проектов. Вот что сказал «Культуромании» заместитель генерального директора одной крупной кинокомпании, очень просивший не называть его имени: «Такая практика встречается сплошь и рядом. И я бы даже не стал называть ее исключением – это давно уже правило. Вы получаете финансирование на новый проект – и расплачиваетесь этими деньгами со спонсорами, которые ждут возврата своих денег от предыдущих фильмов. Ну или просто оплачиваете издержки других проектов, которые на данный момент у вас в работе и где деньги уже закончились… После чего идете за новой субсидией – ведь надо как-то отчитываться за те средства, которые вы получили; надо предъявить Минкульту хоть какой-нибудь фильм».
Кстати, предъявить хоть какой-нибудь фильм получается не у всех. Так, в середине апреля Минкульт направил запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить пять компаний, получивших государственное финансирование, но так ничего и не снявших. И среди этих компаний и киностудия «Чеченфильм», и Студия Сергея Соловьева.
Тем не менее, были на питчинге и очень интересные проекты. И среди них – экранизация романа Замятина «Мы» (режиссер Гамлет Дульян – это его дебют), «Доктор Лиза» Оксаны Карас (драма о Елизавете Глинке), «Цой» Алексея Рыбина, «Ресторан «Мечта» (экранизация пьесы Алексея Толстого «Касатка», режиссер Оксана Михеева), новый фильмы Александра Прошкина и Андрея Кончаловского и так далее.
Что касается самой системы питчингов, то отношение к ней разное, хотя большинство кинематографистов питчинги принимают. Например, вот что сказал «Культуромании» Петр Черенков, генеральный продюсер корпорации «Стартфильм Групп» (на прошедшем питчинге он представлял проект «Старый хулиган» с Александром Михайловым в главной роли): «Это реальный шанс для новых и постоянных игроков кинорынка получить финансирование на свои работы. И в настоящий момент система питчингов уже отточена и понятна. Из года в год я наблюдаю прирост участников, что радует и дает надежду российскому кинематографу».
Тем не менее, кое-какие пожелания есть и у Петра: «Я бы немного изменил систему отказов – и не просто возвращал документы, а объяснял и комментировал их, чтобы в следующий раз у участников была возможность подготовиться лучше. Также я бы уменьшил срок от подачи заявки до проведения питчинга, и от питчинга до решения – иногда это сильно затягивается. И думаю, что было бы полезно понизить вступительный взнос. Тем не менее, я уверен, что из года в год система будет совершенствоваться и становиться всё более эффективной».
Но есть и другое мнение. Несмотря на очевидные плюсы системы (соревновательный момент, прозрачность в распределении средств), в эффективность ее работы верят далеко не все. «Культуромания» задала пару вопросов молодому режиссеру Борису Куличенкову, потенциальному участнику питчинга, и вот что он ответил: «Я не хочу сказать, что это «вечеринка для своих», но режиссеру со стороны, за спиной которого нет уважаемого продюсера, всерьез рассчитывать на что-то, наверное, странно. Более того, все прекрасно знают, под какой проект можно получить деньги, а под какой точно ничего не дадут. В итоге даже продюсеры начинают заниматься релизами, которые им не очень-то интересны – зато они знают, что деньги под это будут. Поэтому у нас так много спортивных драм, такой вал патриотического кино и так далее. А я вот хотел снимать «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, но от меня открещивались, как от чумы: мол, там же инвалид, там же все депрессивно, с таком проектом на питчинге не победить. При этом если продюсер собирается приглашать на свой проект режиссера со стороны, то при прочих равных он всегда выберет дебютанта – ведь тогда фильм будет считаться дебютным, а в категории «дебютное кино» финансирование получить чуть проще»…
А вот мнение Сергея Лаврова, руководителя аналитического портала «Кинодата»: «К сожалению, назвать существующую систему питчинга очень эффективной я не могу. Ведь все студии "подстраиваются" под неё, чтобы получить деньги. И в первую очередь финансирование получают чьи-то протеже. Хотелось бы верить, что это как-то изменится».
Вера Аленушкина