Сине-зеленые кошечки и летающие огурцы: что происходит в отечественной анимации
28 Марта 2018, 09:15
Поделиться
В середине марта прошел ХХIII Открытый Российский фестиваль анимационного кино. Анализируя показанные фильмы можно сделать вывод: по количественным показателям подъем очевиден. А вот по качественным – увы
Март – месяц для наших аниматоров особенный. Каждый март все они съезжаются в Суздаль – на Открытый Российский фестиваль анимационного кино. Здесь, как на перекрестке дорог, можно встретить художника любой школы и студии, корифея и второкурсника, живую легенду и экспериментатора-аутсайдера. Здесь «сталкиваются лбами» все течения и тенденции, которые господствуют (или только намечаются) в отечественной анимации. Поэтому предлагаю на этом «перекрестке» немножечко постоять: он многое вам расскажет о нашем анимационном кино.
Кстати, в этом году фестиваль проходил уже в 23-й раз. И анализируя его фильмы (конкурсные и внеконкурсные) действительно можно сделать анализ всей ситуации в целом. Например, сегодня много разговоров о том, что наша анимация на подъеме, однако, на самом деле, всё не так уж и однозначно. Точнее, так: по количественным показателям подъем очевиден. А вот по качественным – увы.
Конечно, по сравнению с 2000-ми (не говоря уж о катастрофе 90-х) аниматоры сделали мощный рывок вперед. Если, к примеру, нарисовать график, то кривая количества фильмов будет уверенно «смотреть вверх». Это знают и организаторы фестиваля: с каждым годом заявок на участие становится все больше и больше. В 2018-м их число снова стало рекордным – более трехсот двадцати. А количество сериалов и вовсе утроилось.
Кстати, сериальное «нашествие» – разговор особый. Связано оно, во-первых, с тем, что на фестиваль стали приезжать проекты, которых раньше здесь не было: их авторы и продюсеры раньше не считали важным участвовать в каких-то там конкурсах. «Сегодня аниматоры стали понимать, что важно быть внутри индустрии, важно, чтобы тебя замечали», – так сказала об этом «Культуромании» Юлиана Слащева – председатель правления «Союзмультфильма». Что тоже, конечно, тенденция неплохая: она свидетельствует о зрелости профессионального сообщества.
Вторая причина сериального «бума» – смена политики ТВ-каналов. Их заинтересованность в анимационном контенте заметно выросла – выросло и предложение. Некоторые каналы и вовсе пытаются снимать сериалы своими силами (например, «Карусель», СТС и ВГТРК). А это значит, что студии получают большой заказ (и стабильное финансирование) как минимум на несколько лет.
Еще один фактор, важный для нашей анимации в целом: существенное увеличение господдержки. Почти каждая фестивальная короткометражка (за исключением учебных работ) начинается с титра: «при поддержке Министерства Культуры». Что же касается полного метра, то их финансировал Фонд кино (на возвратной или безвозвратной основе): на девять анимационных проектов, которые вышли в прокат в прошлом году, он выделил 550 миллионов рублей.
Другая положительная тенденция: рост количества анимационных студий и школ. Например, много работ на фестиваль в этом году прислала Школа дизайна Высшей школ экономики (факультет анимации) – совершенно новое заведение на анимационной карте России. Правда, в конкурс прорвалась только картина Екатерины Михеевой «Дача, пришельцы, огурцы», зато как прорвалась! «Свежесть рисунка и непосредственность формы» отметил даже Юрий Норштейн, а в профессиональном рейтинге эта хулиганская история о победе над инопланетным разумом с помощью «летающего» огурца стала седьмой. Ей же вручили диплом в категории «Лучший студенческий фильм».
Интересно и то, что сообщество аниматоров стремительно молодеет. Как сказал с фестивальной сцены ведущий Вадим Жук, самым юным аниматорам – участникам конкурса – всего по шестнадцать лет. А самому старшему – семьдесят девять. Таким образом, разница в возрасте составляет шестьдесят три года. То есть между корифеями и молодой порослью не одно поколение – несколько. А вместе с новичками в мир нашей анимации врывается не только новая форма или новый рисунок, но и новое сознание и мироощущение. Фильм Екатерины Михеевой, а также несколько других студенческих работ –тому подтверждение.
Однако есть факторы, которые радужными точно не назовешь. Несмотря на сериальное «нашествие» качество некоторых работ остается запредельно низким. Особенно это касается проектов для самых маленьких. Найдутся среди них и такие, где хромает без исключения всё: сюжет, сценарий, музыкальное оформление, рисунок и так далее. В таких случаях авторы (или продюсеры), как правило, стараются идти проторенным путем безопасных шаблонов: традиционный набор персонажей (котики, собачки и слоники), примитивные цвета (лишь бы поярче), примитивный рисунок (лишь бы глазки побольше), примитивные мелодии (лишь бы пободрее, а голосок потоньше). И никто из авторов не задается вопросом, а почему, например, кошечка в мультфильме зеленая, а собачка синяя – а не наоборот? Не задается, потому что многое в этих проектах случайно: начиная от персонажей и заканчивая сюжетом.
Почему так происходит, сказать сложно. С одной стороны, причина проста: финансирование-то есть, и оно растет, но для качественного (не количественного!) рывка его всё равно не хватает. Большинству проектов (включая сериалы) катастрофически не хватает денег – это чувствуется. С другой стороны, когда появляется бюджет, авторская смелость и желание рисковать сразу же улетучиваются: студии гораздо охотнее возьмут в работу традиционную историю про слоненка (с соблюдением всех реверансов в сторону классической советской анимации), чем согласятся на какие-либо эксперименты. Вот авторы и жонглирует штампами и шаблонами из фильма в фильм, из сериала в сериал.
Правда, есть сериалы, которые скроены по совершенно иному принципу. Создающие их студии (типа «Аннимакорд» и «Wizart») ориентированы на международный рынок (и часто привлекают как зарубежных специалистов, так и зарубежное финансирование). Такие проекты как «Джинглики», «Фееринки», «Герои Энвелла» – проекты современные и своевременные, созданные для насмотренной и придирчивой аудитории (чаще всего, для подростков). Поэтому здесь и картинка на порядок повыше, и герои нестандартные, и сюжетные ситуации отлично разработаны.
То, что такой подход срабатывает, убедиться не так уж и сложно. Например, сериал «Герои Энвелла» (чьи герои попадают внутрь компьютерной игры) прорвался на престижную выставку в Каннах, где занял 20-е место среди 1500 мультпроектов. А третья часть «Снежной королевы» (полный метр, студия «Wizart»), тоже показанная на фестивале, собрала в зарубежном прокате $12.45 миллионов. Сумма рекордная для нашей анимации за всю историю её существования.
Наравне с ориентацией на зарубежного зрителя и зарубежные стандарты, много лет не сдает своих позиций тенденция прямо противоположная – использование фольклорных и околофольклорных мотивов. Такие проекты ориентированы исключительно на рынок внутренний. В лидерах здесь, конечно, «Мельница» со своими «Богатырями», но в прошлом году к ним присоединилась Кинокомпания «Вверх», снявшая «Сказ о Петре и Февронии» (его тоже показывали на фестивале). Однако и «Сказ», и последние «Богатыри» – это, скорее, шаг назад, чем в каком-либо ином направлении. Особенно это заметно на фоне бойкого мультфильма Галины Голубевой «А как наши космонавты» (победитель в конкурсе студенческих работ). Здесь ощущается и юмор, и смелость, и темперамент, и нестандартный подход. Тогда как в «Богатырях» и «Сказе» – эксплуатация всё тех же принципов и приемов, от которых аудитория начала уставать еще лет 5-7 назад.
В общем, если говорить о ситуации в целом, то анимация наша, конечно, идет вперед – но пока не так уж уверенно и бодро, как бы она могла и как нам того бы хотелось. И в этом движении вверх пока слишком много разнонаправленных тенденций и слишком много проблем, серьезно тормозящих развитие индустрии. Вера Алёнушкина
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Сине-зеленые кошечки и летающие огурцы: что происходит в отечественной анимации
<h2>Март – месяц для наших аниматоров особенный. Каждый март все они съезжаются в Суздаль – на Открытый Российский фестиваль анимационного кино. Здесь, как на перекрестке дорог, можно встретить художника любой школы и студии, корифея и второкурсника, живую легенду и экспериментатора-аутсайдера. Здесь «сталкиваются лбами» все течения и тенденции, которые господствуют (или только намечаются) в отечественной анимации. Поэтому предлагаю на этом «перекрестке» немножечко постоять: он многое вам расскажет о нашем анимационном кино. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Кстати, в этом году фестиваль проходил уже в 23-й раз. И анализируя его фильмы (конкурсные и внеконкурсные) действительно можно сделать анализ всей ситуации в целом. Например, сегодня много разговоров о том, что наша анимация на подъеме, однако, на самом деле, всё не так уж и однозначно. Точнее, так: по количественным показателям подъем очевиден. А вот по качественным – увы. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Конечно, по сравнению с 2000-ми (не говоря уж о катастрофе 90-х) аниматоры сделали мощный рывок вперед. Если, к примеру, нарисовать график, то кривая количества фильмов будет уверенно «смотреть вверх». Это знают и организаторы фестиваля: с каждым годом заявок на участие становится все больше и больше. В 2018-м их число снова стало рекордным – более трехсот двадцати. А количество сериалов и вовсе утроилось. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кстати, сериальное «нашествие» – разговор особый. Связано оно, во-первых, с тем, что на фестиваль стали приезжать проекты, которых раньше здесь не было: их авторы и продюсеры раньше не считали важным участвовать в каких-то там конкурсах. «Сегодня аниматоры стали понимать, что важно быть внутри индустрии, важно, чтобы тебя замечали», – так сказала об этом «Культуромании» Юлиана Слащева – председатель правления «Союзмультфильма». Что тоже, конечно, тенденция неплохая: она свидетельствует о зрелости профессионального сообщества.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Вторая причина сериального «бума» – смена политики ТВ-каналов. Их заинтересованность в анимационном контенте заметно выросла – выросло и предложение. Некоторые каналы и вовсе пытаются снимать сериалы своими силами (например, «Карусель», СТС и ВГТРК). А это значит, что студии получают большой заказ (и стабильное финансирование) как минимум на несколько лет. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Еще один фактор, важный для нашей анимации в целом: существенное увеличение господдержки. Почти каждая фестивальная короткометражка (за исключением учебных работ) начинается с титра: «при поддержке Министерства Культуры». Что же касается полного метра, то их финансировал Фонд кино (на возвратной или безвозвратной основе): на девять анимационных проектов, которые вышли в прокат в прошлом году, он выделил 550 миллионов рублей. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Другая положительная тенденция: рост количества анимационных студий и школ. Например, много работ на фестиваль в этом году прислала Школа дизайна Высшей школ экономики (факультет анимации) – совершенно новое заведение на анимационной карте России. Правда, в конкурс прорвалась только картина Екатерины Михеевой «Дача, пришельцы, огурцы», зато как прорвалась! «Свежесть рисунка и непосредственность формы» отметил даже Юрий Норштейн, а в профессиональном рейтинге эта хулиганская история о победе над инопланетным разумом с помощью «летающего» огурца стала седьмой. Ей же вручили диплом в категории «Лучший студенческий фильм». </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Интересно и то, что сообщество аниматоров стремительно молодеет. Как сказал с фестивальной сцены ведущий Вадим Жук, самым юным аниматорам – участникам конкурса – всего по шестнадцать лет. А самому старшему – семьдесят девять. Таким образом, разница в возрасте составляет шестьдесят три года. То есть между корифеями и молодой порослью не одно поколение – несколько. А вместе с новичками в мир нашей анимации врывается не только новая форма или новый рисунок, но и новое сознание и мироощущение. Фильм Екатерины Михеевой, а также несколько других студенческих работ –тому подтверждение. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Однако есть факторы, которые радужными точно не назовешь. Несмотря на сериальное «нашествие» качество некоторых работ остается запредельно низким. Особенно это касается проектов для самых маленьких. Найдутся среди них и такие, где хромает без исключения всё: сюжет, сценарий, музыкальное оформление, рисунок и так далее. В таких случаях авторы (или продюсеры), как правило, стараются идти проторенным путем безопасных шаблонов: традиционный набор персонажей (котики, собачки и слоники), примитивные цвета (лишь бы поярче), примитивный рисунок (лишь бы глазки побольше), примитивные мелодии (лишь бы пободрее, а голосок потоньше). И никто из авторов не задается вопросом, а почему, например, кошечка в мультфильме зеленая, а собачка синяя – а не наоборот? Не задается, потому что многое в этих проектах случайно: начиная от персонажей и заканчивая сюжетом. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Почему так происходит, сказать сложно. С одной стороны, причина проста: финансирование-то есть, и оно растет, но для качественного (не количественного!) рывка его всё равно не хватает. Большинству проектов (включая сериалы) катастрофически не хватает денег – это чувствуется. С другой стороны, когда появляется бюджет, авторская смелость и желание рисковать сразу же улетучиваются: студии гораздо охотнее возьмут в работу традиционную историю про слоненка (с соблюдением всех реверансов в сторону классической советской анимации), чем согласятся на какие-либо эксперименты. Вот авторы и жонглирует штампами и шаблонами из фильма в фильм, из сериала в сериал. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Правда, есть сериалы, которые скроены по совершенно иному принципу. Создающие их студии (типа «Аннимакорд» и «Wizart») ориентированы на международный рынок (и часто привлекают как зарубежных специалистов, так и зарубежное финансирование). Такие проекты как «Джинглики», «Фееринки», «Герои Энвелла» – проекты современные и своевременные, созданные для насмотренной и придирчивой аудитории (чаще всего, для подростков). Поэтому здесь и картинка на порядок повыше, и герои нестандартные, и сюжетные ситуации отлично разработаны. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
То, что такой подход срабатывает, убедиться не так уж и сложно. Например, сериал «Герои Энвелла» (чьи герои попадают внутрь компьютерной игры) прорвался на престижную выставку в Каннах, где занял 20-е место среди 1500 мультпроектов. А третья часть «Снежной королевы» (полный метр, студия «Wizart»), тоже показанная на фестивале, собрала в зарубежном прокате $12.45 миллионов. Сумма рекордная для нашей анимации за всю историю её существования. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Наравне с ориентацией на зарубежного зрителя и зарубежные стандарты, много лет не сдает своих позиций тенденция прямо противоположная – использование фольклорных и околофольклорных мотивов. Такие проекты ориентированы исключительно на рынок внутренний. В лидерах здесь, конечно, «Мельница» со своими «Богатырями», но в прошлом году к ним присоединилась Кинокомпания «Вверх», снявшая «Сказ о Петре и Февронии» (его тоже показывали на фестивале). Однако и «Сказ», и последние «Богатыри» – это, скорее, шаг назад, чем в каком-либо ином направлении. Особенно это заметно на фоне бойкого мультфильма Галины Голубевой «А как наши космонавты» (победитель в конкурсе студенческих работ). Здесь ощущается и юмор, и смелость, и темперамент, и нестандартный подход. Тогда как в «Богатырях» и «Сказе» – эксплуатация всё тех же принципов и приемов, от которых аудитория начала уставать еще лет 5-7 назад. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В общем, если говорить о ситуации в целом, то анимация наша, конечно, идет вперед – но пока не так уж уверенно и бодро, как бы она могла и как нам того бы хотелось. И в этом движении вверх пока слишком много разнонаправленных тенденций и слишком много проблем, серьезно тормозящих развитие индустрии. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Вера Алёнушкина </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span>
<p>
</p>
<br>
https://kulturomania.ru
Сине-зеленые кошечки и летающие огурцы: что происходит в отечественной анимации
Сине-зеленые кошечки и летающие огурцы: что происходит в отечественной анимации
Сине-зеленые кошечки и летающие огурцы: что происходит в отечественной анимации