- Сергей, тема вашего выступления формально делится на две части: сложности и возможности. Начнем с первой: в чем заключаются сложности настоящего момента для представителей творческих профессий?
- Сложность заключается в том, что по некоторым направлениям творчества и креативного бизнеса необходимо начинать практически с чистого листа. Сложнее всего сделать первый шаг. Сложно принять решение, понимая, что не все может получиться, но надо решительно идти вперед. Это непросто, а для творческого человека вдвойне.
- В чем возможности?
- Наверное, в том же самом. Начать с чистого листа, расширять поле своей деятельности, занимать освободившиеся места. Возможности – создавать собственные фабрики грез, если говорить, например, о кинопроизводстве. Развивать свои бренды, если говорить об индустрии моды. Мне кажется, что это отличная возможность перестройки рынков.
За время пандемии «креативный» бизнес приобрел определенный потенциал компетенций, важно его не растратить, а в идеале – приумножить. Безусловно, есть компании, которые ушли с нашего рынка, но остались люди, которые понимают процессы, технологии, того или иного бизнеса. Крайне важно правильно распорядиться этими ресурсами.
- Вы говорили, что в арт-кластере «Таврида» этот сезон планируется посвятить в том числе теме возможностей. Как это будет выглядеть?
Да, в этом году мы хотели бы сконцентрироваться на принципах формирования команд и развитии креативной экономики в новых условиях. Образовательные заезды проектируются таким образом, что участники разных направлений объединятся. Заезды завершаются результатом работы этих проектных команд. Презентации будут проходить в формате концертов, спектаклей, выставок и других мероприятий для жителей и гостей Крыма. А эксперты и партнеры образовательной программы сфокусируются на темах, как ориентироваться в условиях меняющейся реальности и адаптировать тренды под свои продукт. Кроме этого, мы постараемся, чтобы каждый наш заезд превратился в своеобразный профессиональный market place, где представители институций, бизнеса смогут прямо на площадке отобрать себе креативных сотрудников.
Еще мы думаем над организацией фестивалей не реализованных до конца проектов. Например, молодой дизайнер не отшил коллекцию из-за того, что у него случился разрыв логистических цепочек. Отличная возможность для авторов таких проектов получить поддержку.
И это не все. Мы хотим в этом году сосредоточиться на теме нашего культурного наследия, поднять тему русского языка, шрифтового дизайна. Складывается ощущение, что наш язык более популярен у западных дизайнеров, чем у наших. Профессионалы объясняют это так: кириллица с точки зрения графики более сложна, с ней непросто работать. Но непросто не означает, что невозможно.
- Как идет работа над созданием Университета креативных индустрий, который должен открыться в Крыму в 2023 году?
- Мы сформировали рабочую группу, в которую вошли ректоры нескольких творческих вузов, там есть представители бизнес-проектов, связанных с креативными индустриями, руководители творческих институций и другие. Сейчас ведем работу над программой университета.
Мы не собираемся подменять существующие творческие вузы, мы планируем расширять креативную компетенцию у представителей различных отраслей.
- То есть это не университет с традиционным набором факультетов, а учебное заведение нового типа?
- Совершенно верно. Я могу назвать вам несколько принципов, на которых будет базироваться Университет креативных индустрий. Смешение аудиторий – разные аудитории развивают друг друга. Нестандартные форматы обучения – лекции будут перетекать в шоу и возвращаться обратно. Студенты получат возможность самостоятельно формировать учебные программы, выбирая темы, которые продолжают друг друга, а может быть и наоборот – противоречат.
Уникальность этого образовательного учреждения в том, что оно выросло из сообщества «Таврида.АРТ». Сначала это было просто событие, проходящее раз в год, без постоянной команды, но год за годом мы развивались и трансформировались. Сейчас, можно сказать, мы перешли к круглогодичному формату работы, расширили линейку проектов и не намерены на этом останавливаться.
- Давайте вернемся к сезону. Что будет происходить на площадке «Тавриды» этим летом?
- Традиционно пройдут образовательные заезды с мая по октябрь, которые объединят более 20 арт-школ по различным направлениям культуры, искусства и креативных индустрий. Мы рассчитываем, принять порядка 3500 творцов со всей России. Регистрация для участников и координаторов уже открыта на сайте tavrida.art. Часть образовательных форматов этого года будет промаркирована программами Университета креативных индустрий. Параллельно с заездами пройдет три трека школы лидеров креативной экономики «Меганомика». Также на площадке арт-кластера откроется «Лаборатория креативных и творческих исследований», в которой участники займутся изучением природы креативного мышления, разработают новые методики измерения креативности и способы ее развития.
Конечно, на площадке пройдет и фестиваль «Таврида.АРТ». Масштабные мероприятия главной сцены и другие события фестиваля будут раскрывать тему Года культурного наследия народов России и пройдут в формате коллабораций традиционной культуры и современного искусства.
Татьяна Филиппова
Фото предоставлено арт-кластером «Таврида»