- Сергей, мы с вами разговаривали четыре года назад, когда компания Wizart выделила в отдельное направление разработку программ с дополненной реальностью. Вы были уверены, что эта технология будет развиваться семимильными шагами. Оправдался ли ваш прогноз?
- Технология развивается, но, конечно, не так быстро, как хотелось бы. Основная причина – неготовность оборудования и слабая информированность о технологии и ее возможностях. Мы рассчитываем, что очки, которые Apple собирается презентовать, покажут широкой публике, что такое дополненная реальность и как с ней взаимодействовать. Очки Google Glass, выпущенные несколько лет назад, по ряду параметров оказались неудачными - и заряд держали плохо, и программных продуктов для них было мало. Apple же еще несколько лет назад сделала дополненную реальность одним из приоритетных направлений и последовательно решает одну задачу за другой. В новые телефоны Apple интегрированы программные модули дополненной реальности. То есть ведущий производитель софта придает этой технологии огромное значение, и я думаю, что новые очки откроют для нее новые сферы практического применения. Сейчас она воспринимается по большей части как развлекательная, но с выходом очков дополненной реальности появится много прикладных вещей. Они и сейчас есть.
- Можно пример?
- Несколько лет назад я был на конференции, где рассказывал о дополненной реальности, говорил, что эту технологию можно применять в любых областях, и заключил пари с аудиторией. Мы договорились, что после окончания моего выступления каждый из присутствующих может ко мне подойти, в двух словах рассказать про свою компанию и отрасль, а я, в свою очередь, экспромтом скажу ему, как в этой отрасли и его компании может использоваться технология дополненной реальности. Пари я выиграл. Более того, один из подошедших был представителем компании PepsiCo, и я предложил варианты решения той задачи, которая стояла перед компанией, с использованием дополненной реальности. Решение задачи показалось изящным и эффектным, и нам было предложено реализовать его, воплотив идею в жизнь. Мы делали интеграцию дополненной реальности в новый продукт компании, сок J7 в серии «Фрукты целиком». Нужно было показать в игровой форме, что сок натуральный, только вода и фрукты, и я придумал им шутливую игровую механику: технологический процесс, конвейер, где еноты моют яблоки и готовят из них сок.
Получился маленький анимационный фильм, который можно посмотреть в дополненной реальности, если скачать на смартфон специальное приложение и навести камеру на пакет с соком. И не только посмотреть, но и поиграть, помогая енотам.
Эта технология пригодится не только в ритейле и рекламе, но может быть использована практически повсеместно. И в здравоохранении, и в науке или обучении. Можно визуализировать какие-то процессы, связанные со сложными технологическими циклами, – на атомной электростанции, например. Студентам медицинских вузов можно демонстрировать анатомию человека, раскладывать на составляющие человеческий организм.
- Я представляю онлайн-ресурс, рассказывающий в том числе и о новых технологиях. Где моя компания могла бы применить дополненную реальность с пользой для себя?
- Вы привлекаете своих клиентов интересной информацией, это продукт, который вы предлагаете. Можно устроить считывание этой информации в необычной форме на любых носителях. Приведу в пример наш проект с одним из крупнейших российских банков. У банка есть различные услуги, которые они продвигают, в том числе новыми, инновационными способами. Мы разработали проект, позволяющий получить информацию об этих услугах с различных носителей. Наводишь телефон – и можешь узнать часы работы отделения, телефон, спецпредложения. В том числе персональные.
Можно нанести информацию на сторублевую купюру, и при наведении на нее телефона будет появляться информация о вашем ресурсе – новостная лента или что-то еще. Это шутка, но в каждой шутке есть доля правды.
- То есть информационный поток в ближайшее время станет еще более плотным: каждая поверхность будет с тобой разговаривать.
- Да, информация может исходить почти из любого обьекта. Как вы знаете, компания Wizart производит детские анимационные фильмы. Перед выходом «Снежной королевы» мы договорились с московским метрополитеном, и, когда у нас выходил очередной мультфильм, наносили на разовые проездные билетики картинку с персонажами, запрограммировав ее так, чтобы при наведении телефона на проездной билет персонаж оживал. Снежная королева поздравляла пассажиров от метрополитена и от лица компании с Новым годом.
- Можно ли ожидать, что в ближайшее время начнется конкурентная борьба между виртуальной и дополненной реальностью?
- Конкурировать они не будут, потому что у них разное применение. Дополненная реальность дополняет то, что вы видите, какой-либо цифровой информацией. Виртуальная реальность полностью заменяет собой реальный мир. Ты надеваешь шлем виртуальной реальности, и дальше ты либо развлекаешься, играя, либо работаешь, используя обучающие приложения, которые уже и в настоящий момент есть в ряде крупных компаний. Сотрудников с их помощью обучают отработке каких-либо навыков, это виртуальные тренажеры.
- Четыре месяца мы провели в самоизоляции, погрузившись в онлайн-пространство. Современное искусство, театр и кино уже отреагировали на эту новую реальность, появились разработанные в условиях карантина форматы, которые очень быстро развиваются. Есть ли движение в области технологий?
- Если мы говорим о сервисах, да, это колоссальный толчок для сервисных услуг. С точки зрения дополненной и виртуальной реальности прошло слишком мало времени для рывка. Хотя сейчас все ждут выхода очков Apple, все надеются, что они выведут технологию на новый уровень повседневного использования. Конечно, очки будут не дешевые, но я думаю, что если они хорошо себя проявят, тут же появится огромное количество аналогов от других компаний, в том числе китайских, которые будут дешевле, хотя, может быть, менее функциональны.
- Появление айфона изменило нашу жизнь. Могут ли очки дополненной реальности произвести такой же эффект?
- Айфон – это все-таки новый уникальный продукт, и массовый, как оказалось. Если очки дадут какой-то уникальный и простой функционал, станут самостоятельным гаджетом, а не приложением, они могут стать новым витком в развитии. Я не думаю, что будет колоссальный качественный рывок, но серьезный шаг в развитии этой технологии – безусловно. И в демонстрации ее возможностей для массового потребителя.
Сейчас все-таки нужно рассказывать потребителю, что это такое. Самый первый вопрос, который задают представители компаний мне или другим специалистам: а как потребитель узнает об этом сервисе? Как мы ему донесем, что в продукте есть еще и такие возможности? Приведу пример: в продажах недвижимости уже используют дополненную или виртуальную реальность для повышения вовлеченности в покупку. Человек, войдя в неотремонтированное помещение, может посмотреть при помощи гаджета, как оно будет выглядеть после ремонта, как его можно обставить, и выбрать какие-то опции. Но в этом случае он заранее знает, что такая возможность существует.
- Как вы отвечаете на вопрос, который вам все задают?
- В каждом случае можно найти инструменты, позволяющие донести информацию до потребителя, но пока это действительно задача, которую необходимо решать. Но я думаю, что она решится сама собой, когда люди все больше и больше будут узнавать об этой технологии и она войдет в повседневность.
Значок дополненной реальности должен стать таким же привычным, как значок WiFi, который является международным: видя его, люди понимают, что здесь есть интернет. Нужно будет постепенно приучать потребителя, что в этом месте, или в этом продукте, или в этой услуге можно получить еще и дополненную реальность. Нужно максимально популяризировать технологию. Это уже происходит, но поступательно, не революционно.
- Есть ли уже такой значок, понятный всем без объяснений?
- Есть используемое сокращение «AR». Но пока оно мало о чем говорит массовому потребителю.
Татьяна Филиппова