Себастьян Фрост – первый в истории номинант премии «Тони» за лучший саунд-дизайн. Имя этого звукорежиссера известно почти каждому театральному арт-директору в Европе, а также в Вест-Энде и на Бродвее. Звуковая обработка по технологиям и методам Фроста становится полноценным дополнением каждого мюзикла. Кроме того, Себастьян Фрост приложил руку к организации крупнейших художественных инсталляций, крупномасштабных мероприятий, временных и постоянных выставок, масштабных рекламных акций, церемоний.
Себастьян Фрост – первый в истории номинант премии «Тони» за лучший саунд-дизайн. Имя этого звукорежиссера известно почти каждому театральному арт-директору в Европе, а также в Вест-Энде и на Бродвее. Звуковая обработка по технологиям и методам Фроста становится полноценным дополнением каждого мюзикла. Кроме того, Себастьян Фрост приложил руку к организации крупнейших художественных инсталляций, крупномасштабных мероприятий, временных и постоянных выставок, масштабных рекламных акций, церемоний. Он одним из первых применил технологию объектного дизайна в театральных постановках. О принципе её работы, а также о том, что необходимо делать для обеспечения качественного звука в искусстве, г-н Фрост рассказал «Культуромании» на Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
- В чём суть вашей технологии объектного дизайна?
- Это система управления звуком на живых концертах и представлениях на открытом воздухе. Она основана на том, что все зрители реагируют и воспринимают искусство на слух по-разному. Технология изначально была придумана для киноиндустрии, чтобы в фильме все говорили одинаково громко. А теперь мы применяем эту систему для открытых пространств и театра. Эта технология активно развивается в последние 2-3 года.
- Расскажите о том, как это работает.
- Мы начали использовать данную технологию на шоу-постановке в Эдинбурге под названием “Татуировка”. Мне удалось заставить все инструменты всех музыкантов играть вместе с одинаковым звуком в одно и то же время. Даже если они далеко друг от друга на большом пространстве.
Сложнее было организовать всё так, чтобы она срабатывала вовремя. Нам нужно было сделать звуки громче и чётче, создать интересные аранжировки, добавить больше эстетики, электроинструментов. И при этом иметь сколько угодно перемещающихся по территории зрителей. И нам это удалось.
- Как применяется эта система в театре?
- Я использовал её в работе над мюзиклом “Последний корабль”, который объехал всю Великобританию. И это устройство помогает сделать звук лучше. Оно размещается на микрофоне и начинает работать во время трансляции. Его размещают индивидуально, так, чтобы оно звучало из аудиосистемы как конкретная точка на сцене, где происходит выступление. Сейчас мы его используем уже на многих выступлениях.
- То есть звук получается таким, как если бы актёры говорили без микрофона, только намного громче?
- Всё верно, это способ усиления звука. И оно куда более незаметное для зрителей, чем старые методы. Зал замечает колонки и звук, идущий оттуда, гораздо реже, чем без этой технологии. И конечным результатом является то, что представление становится более реалистичным, чем если бы они слушали звук из колонок, находящихся близко к ним.
- А как вы размещаете систему в больших залах со специфической акустикой?
- В крупных помещениях мы используем другую конфигурацию колонок с теми же самыми приборами. Выставляем небольшой уровень звука без дополнительных усилений. Недавно мы применили эту систему на стадионе на 45 тысяч мест. И эффект всё равно остаётся таким же - он привязан к людям на сцене, а не к размеру зала, и исходит не из центральных колонок.
- Где ещё вы применяли эту систему?
- Мы используем её повсеместно - от Олимпийского комплекса в Макао в Китае до стадиона Олимпийских игр в Сиднее, в Австралии. В США мы ездили в турне со Стингом. Также начинаем использовать технологию, которая отслеживает расположение певцов, пока они ходят по сцене. Она работает так: артисты надевают на себя небольшой маячок. По всей сцене мы размещаем сенсоры, которые засекают его и передают информацию звуковой системе. Это позволяет нам автоматически настраивать все уровни звуковых каналов и время задержки.
- Вы работаете с современной музыкой, с творениями современных композиторов на мюзиклах. Какие виды музыки сложнее в постановках с точки зрения звукорежиссёра?
- Мы всегда стараемся делать музыку именно такой, какой она была написана изначально, без изменений. С помощью технологий она звучит намного более реалистично и правдиво. У нас есть достаточно много возможностей для распространения звука в помещении. Сейчас мы начинаем применять эту технологию и в опере. Микрофоны позволяют использовать её так, чтобы зрители вообще не замечали, что звуковая система присутствует.
- Что в работе звукорежиссёра вы считаете самым сложным?
- Сложность в настройке звука в основном заключается в количестве подготовительной работы. Нужно понять архитектуру здания, его акустику. Разработать план по расположению оборудования, чтобы сделать звуковую систему полностью сопоставимой с помещением. Но как только мы всё расположим правильно, то остальной процесс проходит быстро.
Задать конфигурацию системы можно на репетициях. И это мне нравится больше всего, ведь в это время у нас есть возможность заставить всё звучать лучше и интереснее. Но обычно на репетиции отводят совсем немного времени после установки систем. Хотя мы уже достаточно опытны для того, чтобы сделать звук и с первой минуты установки системы, и нам не приходится волноваться о том, где будет представление.
- Довелось ли вам бывать в российских театрах? Что скажете об их акустике?
- Как и в других театрах, в каждом из них своя собственная акустика. И для работы в них также нужна долгая предварительная настройка систем. Мне хотелось бы поработать в одном из них. В Москве мне пока довелось только настраивать звук для представления на Красной Площади, для шоу “Московская заря”. Хочется продолжить этот опыт работой в закрытых помещениях.
- Какое основное правило звукорежиссёра для успешной работы?
- Сотрудничать с музыкантами и актёрами. Без взаимодействия, совместной работы и планирования хорошего результата не выйдет.
Анна Маганет-Юрова