К. Давайте сначала разберемся в понятиях. Еще с советских времен мы привыкли, что фольклор - это когда одинаково одетые девушки в стилизованных кокошниках поют поставленными сценическим голосами «что-то народное». Сейчас в обиходе появилось новое понятие - нематериальное культурное наследие. Чем одно от другого отличается и что же нам надо поддерживать и сохранять?
Дело в том, что русский фольклор - это совсем не то, что люди привыкли видеть по телевизору. Авторское творчество современных работников культуры никакого отношения к фольклору, как правило, не имеет. Сценические постановки, не основанные на народной культуре, ни в коем случае нельзя называть фольклором. Фольклор - он вообще другой. Как и традиционный танец - это не то, что вы видите, когда кружатся, задрав юбки. У нас в Центре есть специалисты по народному костюму. Традиционный русский костюм - он тоже совсем другой - не такой как мы видим на участниках так называемой народной самодеятельности. Поэтому я считаю, что нужно законодательно разделить традиционную культуру и досуговую самодеятельность - так называемое народное творчество. Это совершенно разные явления, которые, к сожалению, сейчас объединены одним понятием - фольклор. И если первые поддерживаются государством и региональными властями, то вторые - фольклорные коллективы, работающие на аутентичном материале - как правило, являются любительскими и никакой поддержки не получают. Если посмотреть на те суммы, которые выделяются на фестивали народного творчества и фестивали фольклорные - это совершенно разные суммы.
К. Так что же такое традиционная культура, фольклор и нужен ли он современному человеку?
Фольклор - это язык и образ жизни нашего народа. Он несет в себе абсолютно положительный заряд, отражает мировоззрение нашего народа, его вековую мудрость, в конце концов, это наша национальная идентичность. Каждый человек, даже не подозревая, является носителем традиционной культуры - каких-то ее форм - это и представление о мире, и пословицы, поговорки, какие-то народные песни, колыбельные. Все это обогащает нашу жизнь. В наш век глобализации это особенно актуально. Между тем, традиционная культура - это наиболее ранимая часть русской культуры. В советский период она подвергалась всяческим негативным воздействиям и без защиты она может просто уйти - переродится. Человек, потеряв национальную идентичность, просто растворится в современном мире, исчезнет как индивид, принадлежавший русской культуре. Зачем нам нужен Эрмитаж или Русский музей? Затем же нам нужно сохранять и нематериальное наследие, все это - многообразие русской культуры.
К. Интересуется ли сегодня молодежь фольклором?
Молодежь всегда чувствует подлинное и сейчас очень много молодых людей вовлечено в неформальное фольклорное движение. В Москве существуют десятка полтора фольклорных коллективов, совершенно не привязанных к какому-то культурному или учебному центру. Целый пласт молодежи задействован в этом движении, но они не видят никакой поддержки государства. А им нужна помощь, например, репетиционные базы. Кстати, в Институте природного и культурного наследия им. Лихачева проводятся репетиции нескольких фольклорных коллективов - это хорошая поддержка для них. Неуклонный рост интереса молодежи к традиционной культуре во многом связан с тем, что с развитием интернета и социальных сетей появилось большое количество качественного видео, фотографий с подлинным костюмом, записей песенного фольклора. Раньше все это лежало на полках и стеллажах в музеях, в консерваториях и академических учреждениях и было недоступно, а сейчас постепенно оцифровывается и выкладывается в сеть. Но все равно - без государственной поддержки - это капля в море. И множество молодых людей, не получив вовремя нужную информацию, в итоге не находят опоры в собственной культуре. В результате, они отходят от своих корней. Одно только движение кельтов в Москве настолько мощное, что насчитывает в десятки раз больше кельтских музыкальных коллективов, чем русских. А сколько молодых увлечены индийской культурой, да какой угодно, только не своей. А ведь своя культура настолько богата и разнообразна, что это просто немыслимо. Фольклор необходимо поддерживать и защищать на государственном уровне. А на телеэкранах нет ни одной передачи, посвященной непосредственно традиционной культуре; фольклорные коллективы практически не имеют возможностей выступать, потому что фестивали аутентичного фольклора поддерживаются государством по остаточному принципу.
К. На что же надо обратить главное внимание в сфере поддержки нематериального культурного наследия?
Механизмы защиты нематериального культурного наследия должны быть выработаны на государственном уровне. В обсуждаемом законе эти механизмы должны быть четко прописаны. Прежде всего в поддержке нуждаются центры традиционной культуры и специалисты, которые в них работают. В некоторых регионах центров традиционной культуры вообще нет. А ведь именно они должны заниматься изучением и актуализацией традиционной культуры своего региона. Это, пожалуй, самое главное. И еще проблема - к сожалению, в большинстве региональных центров отсутствуют специалисты в области нематериального наследия - музыковеды, филологи, этнографы. Необходимы курсы по переподготовке специалистов с учетом региональной специфики. Это большая, серьезная работа, но результат того стоит - не только центры традиционной культуры, но и сеть домов народного творчества, которая расположена по всей стране, получат квалифицированных специалистов в области традиционной культуры.