Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: "Культура – это тоже капитал"

Государство и культура

Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: "Культура – это тоже капитал"
16 Октября 2018, 10:42
Интервью с главой Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексеем Кыласовым

18 октября в Российском НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева пройдет круглый стол «Социально-экономический мониторинг эффективности государственной культурной политики России». Как соединить вместе понятия культура и экономика рассказывает руководитель центра экономики культуры – Алексей Валерьевич Кыласов.


- Какие цели и задачи ставят перед собой организаторы круглого стола?

- Сегодня так сложилось, что в России нет единого базового центра, где бы занимались вопросами экономики всей культуры в целом. Все дело в том, что современная культура очень мозаична и многие её сектора никак не связаны между собой. Однако в рамках государственной культурной политики всю эту мозаику можно собрать воедино, если она будет выполнять какую-то чётко поставленную задачу.

Мы не являемся первопроходцами. Можно вспомнить культурную политику Китая, нацистской Германии, коммунистического проекта в СССР или США времён маккартизма. Нельзя утверждать, что культурная политика – это признак тоталитарных режимов. Подобная политика сегодня работает в ЕС, в Индии, в Австралии. Должна быть чёткая определённость целей, на которые направлена государственная культурная политика. Здесь экономика играет едва ли не решающую роль, потому что экономика – это не только финансы или данные, связанные с монетизацией услуг, экономика включает в себя ещё и процессы управления, в том числе государственного управления и менеджмента. Мы можем говорить о менеджменте общественных организаций, менеджменте хозрасчётных организаций и взаимодействии этих организаций с государственными органами исполнительной власти. Также речь идёт о маркетинге. Это, собственно, и есть культурная коммуникация. Культура, будучи сама по себе коммуникативной, нуждается в том, чтобы определённые тренды продвигались с использованием экономических знаний. Например, это может быть апелляция к широкой публике, чтобы продвинуть хороший спектакль, фильм или выставку, чтобы продвинуть любое большое культурное явление. Для этого мы всё равно используем рекламу и различные инструменты того самого маркетинга, который имеет отношение к экономике гораздо в большей степени, чем к культуре.

Наконец, есть такая вещь, как big data, объемы большой информации. Эти объемы информации основаны на статистике. Возникает вопрос с тем, какого рода информацию собирать, каким образом собирать и обрабатывать, как выявлять эффективность того, что происходит в отрасли, и в данном случае, статистика является одним из ключевых показателей реальной деятельности в той или иной сфере.

- Круглый стол пройдет на базе недавно созданного отделения Института культурного и природного наследия – Центра экономики культуры. Что нового собирается привнести центр в дискуссию?

- Прежде всего, задачей Центра является создание постоянно действующей междисциплинарной площадки, на которой бы разрабатывались и состыковывались исследования в области культуры и экономики, с приглашением специалистов из смежных отраслей и из подведомственных учреждений министерства культуры. Сегодня существует целый ряд учреждений, где изучается экономика культуры, но эти исследования носят разрозненный характер. Наш Центр существует, чтобы наладить общение между теми, кто имеет отношение к исследованию различных секторов культуры. Наша цель – наладить живой диалог, который позволит выработать инструменты государственной культурной политики, общие подходы к тому, как выстроить экономику культуры.

- Каковы основные проблемы мониторинга эффективности государственной культурной политики?

- Проблемы в том, что сегодня ключевые государственные программы в области культуры опираются на статистические данные, количественные показатели. Но сегодня экономика шагнула вперед и инструментарий этих программ отстаёт от экономической науки. За бортом остаётся такая общепризнанная вещь, как экономика впечатлений, такой широко распространенный в социальной среде и в медицине инструментарий, как измерение готовности платить. Это понятие более широкое, чем может показаться. Дело в том, что человек не платит только деньги. Есть такая вещь, как ресурсная экономика, и те или иные виды деятельности могут стать ресурсом. Например, волонтёры. Если человек участвует в реализации какого-либо культурного тренда и приходит, чтобы принять в нем участие – он приносит вклад. Он жертвует временем и силами, создаёт среду, в которой этот культурный феномен живёт. Или сборы средств. Есть пришедшее к нам с Запада явление – открытые библиотеки. Устраиваются кафе, в которые любой человек может принести свои книги, чтобы другие люди могли взять их, почитать и, возможно, оставить свои книги. В данном случае – это тоже ресурс, и подобных ресурсов очень много.

Все эти примеры должны скорректировать представление о том, что экономика – это исключительно денежные расчёты - на самом деле она гораздо шире. Культура тоже сама по себе является капиталом. Даже с точки зрения бизнеса, определённую территорию оценивают по наличию нематериальных ресурсов. Материальные ресурсы культуры, объекты культурного наследия тоже сами по себе представляют собой плюс в инвестиционном плане территории. Соответственно, наличие нематериальных трендов, таких как «Атмановские кулачки» в Тамбове или «Праздник огурца» в Суздале, тоже влияет на экономический рейтинг региона. Речь идёт о том, чтобы собрать всю палитру того, что имеет отношение к экономике культуры, чтобы междисциплинарный сектор сформировался и стал более заметным явлением в общей экономике России. Возможно, именно здесь родятся какие-то новые идеи и новые подходы к тому, чтобы пересмотреть развитие экономики нашей страны.

Алексей Бахревский


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: "Культура – это тоже капитал"

<h2>18 октября в Российском НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева пройдет круглый стол «Социально-экономический мониторинг эффективности государственной культурной политики России». Как соединить вместе понятия культура и экономика рассказывает руководитель центра экономики культуры – Алексей Валерьевич Кыласов.</h2> <br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>- Какие цели и задачи ставят перед собой организаторы круглого стола?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Сегодня так сложилось, что в России нет единого базового центра, где бы занимались вопросами экономики всей культуры в целом. Все дело в том, что современная культура очень мозаична и многие её сектора никак не связаны между собой. Однако в рамках государственной культурной политики всю эту мозаику можно собрать воедино, если она будет выполнять какую-то чётко поставленную задачу. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мы не являемся первопроходцами. Можно вспомнить культурную политику Китая, нацистской Германии, коммунистического проекта в СССР или США времён маккартизма. Нельзя утверждать, что культурная политика – это признак тоталитарных режимов. Подобная политика сегодня работает в ЕС, в Индии, в Австралии. Должна быть чёткая определённость целей, на которые направлена государственная культурная политика. Здесь экономика играет едва ли не решающую роль, потому что экономика – это не только финансы или данные, связанные с монетизацией услуг, экономика включает в себя ещё и процессы управления, в том числе государственного управления и менеджмента. Мы можем говорить о менеджменте общественных организаций, менеджменте хозрасчётных организаций и взаимодействии этих организаций с государственными органами исполнительной власти. Также речь идёт о маркетинге. Это, собственно, и есть культурная коммуникация. Культура, будучи сама по себе коммуникативной, нуждается в том, чтобы определённые тренды продвигались с использованием экономических знаний. Например, это может быть апелляция к широкой публике, чтобы продвинуть хороший спектакль, фильм или выставку, чтобы продвинуть любое большое культурное явление. Для этого мы всё равно используем рекламу и различные инструменты того самого маркетинга, который имеет отношение к экономике гораздо в большей степени, чем к культуре. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Наконец, есть такая вещь, как big data, объемы большой информации. Эти объемы информации основаны на статистике. Возникает вопрос с тем, какого рода информацию собирать, каким образом собирать и обрабатывать, как выявлять эффективность того, что происходит в отрасли, и в данном случае, статистика является одним из ключевых показателей реальной деятельности в той или иной сфере.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Круглый стол пройдет на базе недавно созданного отделения Института культурного и природного наследия – Центра экономики культуры. Что нового собирается привнести центр в дискуссию? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Прежде всего, задачей Центра является создание постоянно действующей междисциплинарной площадки, на которой бы разрабатывались и состыковывались исследования в области культуры и экономики, с приглашением специалистов из смежных отраслей и из подведомственных учреждений министерства культуры. Сегодня существует целый ряд учреждений, где изучается экономика культуры, но эти исследования носят разрозненный характер. Наш Центр существует, чтобы наладить общение между теми, кто имеет отношение к исследованию различных секторов культуры. Наша цель – наладить живой диалог, который позволит выработать инструменты государственной культурной политики, общие подходы к тому, как выстроить экономику культуры.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Каковы основные проблемы мониторинга эффективности государственной культурной политики?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Проблемы в том, что сегодня ключевые государственные программы в области культуры опираются на статистические данные, количественные показатели. Но сегодня экономика шагнула вперед и инструментарий этих программ отстаёт от экономической науки. За бортом остаётся такая общепризнанная вещь, как экономика впечатлений, такой широко распространенный в социальной среде и в медицине инструментарий, как измерение готовности платить. Это понятие более широкое, чем может показаться. Дело в том, что человек не платит только деньги. Есть такая вещь, как ресурсная экономика, и те или иные виды деятельности могут стать ресурсом. Например, волонтёры. Если человек участвует в реализации какого-либо культурного тренда и приходит, чтобы принять в нем участие – он приносит вклад. Он жертвует временем и силами, создаёт среду, в которой этот культурный феномен живёт. Или сборы средств. Есть пришедшее к нам с Запада явление – открытые библиотеки. Устраиваются кафе, в которые любой человек может принести свои книги, чтобы другие люди могли взять их, почитать и, возможно, оставить свои книги. В данном случае – это тоже ресурс, и подобных ресурсов очень много. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Все эти примеры должны скорректировать представление о том, что экономика – это исключительно денежные расчёты - на самом деле она гораздо шире. Культура тоже сама по себе является капиталом. Даже с точки зрения бизнеса, определённую территорию оценивают по наличию нематериальных ресурсов. Материальные ресурсы культуры, объекты культурного наследия тоже сами по себе представляют собой плюс в инвестиционном плане территории. Соответственно, наличие нематериальных трендов, таких как «Атмановские кулачки» в Тамбове или «Праздник огурца» в Суздале, тоже влияет на экономический рейтинг региона. Речь идёт о том, чтобы собрать всю палитру того, что имеет отношение к экономике культуры, чтобы междисциплинарный сектор сформировался и стал более заметным явлением в общей экономике России. Возможно, именно здесь родятся какие-то новые идеи и новые подходы к тому, чтобы пересмотреть развитие экономики нашей страны.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Алексей Бахревский</b></span> <p> </p> <br>

Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: &amp;quot;Культура – это тоже капитал&amp;quot;

Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: &amp;quot;Культура – это тоже капитал&amp;quot;

Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: &amp;quot;Культура – это тоже капитал&amp;quot;

Руководитель Центра экономики культуры НИИ Наследия Алексей Кыласов: &amp;quot;Культура – это тоже капитал&amp;quot;