В Екатеринбурге с 12 по 14 февраля 2021 года пройдет New/Open Showcase фестиваль. Уже в подзабытом офлайн-формате. Руководитель проекта New/Open Showcase , исполнительный директор фестиваля Ural Music Night Наталия Шмелькова рассказала «Культуромании» о том, что каждый коллектив может претендовать на сумму 500 тысяч рублей, участников поддержат стриминговые сервисы, а среди судей — самые знаковые фигуры музыкальной индустрии.
— Чем шоукейс-фестиваль New/Open Showcase будет отличаться от обычных музыкальных фестивалей?
— Шоукейс-фестиваль — это музыкальное событие, срез актуальной молодой музыки на сегодняшний день. На фестиваль приходят и приезжают не только обычные зрители, но и эксперты, представители музыкальной индустрии, которые заинтересованы в открытии новых артистов. Таким образом, обычный зритель присутствует на одном из первых выступлений будущих звезд.
— Кого ждете в качестве участников и когда заканчивается прием заявок?
— Мы ждем заявки от граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет, которые пишут свою авторскую музыку любого жанра и направления. Прием заявок заканчивается 19 декабря. Заявка достаточно сложная — здесь нужно не только прислать информацию о группе и музыку, но и поработать в роли проектного менеджера. Я советую открыть заявку и начать работу над ней прямо сейчас.
— Могут ли в фестивале поучаствовать состоявшиеся и популярные группы?
— Популярность — это очень относительное понятие. Мы ждем уже состоявшиеся коллективы и молодые команды. Самое главное, что бы их музыка находила отклик.
— Почему был выбран формат шоукейс-фестиваля?
— К сожалению, в России очень маленькое количество шоукейс-фестивалей вообще. Зато очень распространены «хедлайнерские». Но если не открывать новые имена, не работать с молодыми ребятами — они никогда не перейдут в раздел хедлайна. Мы сейчас говорим про независимую сцену. New/Open Showcase — это возможность для музыкантов не только выступить перед экспертами, послушать лекции и принять участие в дискуссиях, стать частью спиддейтинга (личное знакомство с экспертом), но и получить финансирование на свой проект.
— Правильно ли я понимаю, что музыканты, участвующие в фестивале, получат гранты? Речь идет о большой сумме?
— Каждый музыкант и музыкальный коллектив претендует на грант до 500 000 рублей на свой проект. Проектом может быть любое событие или действие, которое поможет коллективу сделать следующий шаг и продвинуться в музыкальном бизнесе, например: съемки клипа, выпуск альбома, тур, поездка на фестиваль, выпуск книги стихов и так далее. Общий грантовый фонд — 4 млн рублей.
— Вы упомянули лекции. Что можно будет услышать на них?
— На данный момент мы подготовили обширный онлайн-курс, который состоит из 10 лекций. Часть из них будет направлена на помощь музыкантам для заполнения заявки на фестиваль. Эта информация может быть полезной и в будущем, когда ребята будут заполнять заявки на другие гранты, например, гранты Федерального агентства по делам молодежи, которое тоже выдает средства физическим лицам на творческие проекты. Вторая часть онлайн-лекций —про музыкальную индустрию: как выбрать дистрибьютора, какие есть бесплатные возможности для продвижения музыкантов, как управлять проектом. На самом фестивале у нас будет лекторий, эксперты в своих направлениях поделятся собственным опытом с музыкантами, возможно будет поучаствовать в панельных дискуссиях.
— По какому принципу отбирали судей в совет представителей индустрии?
— На данный момент у нас два экспертных совета. Первый — представители индустрии: лейблы, организаторы концертов и фестивалей, арт-директора и тд. Они отсматривают заявки и проставляют баллы. Каждая заявка будет проверена как минимум двумя экспертами. По бальной системе составляется лонг-лист победителей, которых пригласят непосредственно к участию в шоукейс-фестивале 12-13-14 февраля в Екатеринбурге.
Второй экспертный совет — непосредственное жюри, которое оценивает музыку артистов и защиту проектов. Экспертный совет уже определяет победителей: кто из участников получает гранты. Помимо денежных средств эксперты могут пригласить наиболее интересных участников продолжить сотрудничество: подписать контракт с лейблом, пригласить выступить на фестивале, пригласить для обучения и другое.
Все представители экспертных советов — люди из музыкальной индустрии, профессионалы в своем деле. Я бы сказала, что это персоналии, которые на данный момент являются лидерами и определяют то, как будет выглядеть музыкальное лицо России. Например, заместитель главного редактора Яндекс.Музыки Олег Лузин, сооснователь агентства Music Development Russia Екатерина Бажанова, музыкальный редактор шоу «Вечерний Ургант» / LAB / On Air Сергей Мудрик.
— Отборочные туры будут в онлайн-формате. Он не надоел?
— Думаю, онлайн теперь останется с нами навсегда. Однако мы очень рады, что фестиваль new/open — все-таки офлайн-история. Это будут живые концерты, живые защиты проектов, лекторий и спиддейтинг, их невозможно провести онлайн. Ведь шоукейс-фестиваль это не только гранты и лекции, но и бесценные знакомства с экспертами и с другими участниками.
— Наталия, вы являетесь координатором проекта «Комитет музыкальной индустрии». Знаю, что комитет планировал провести исследования о том, с какими проблемами столкнулась музыкальная индустрия во время пандемии. Осуществили задумку?
— Да, исследование Комитета музыкальной индустрии было проведено и предоставлено в июле 2020 года. В большей степени оно отражает реальную картину и отвечает на вопрос: «А есть ли вообще музыкальная индустрия в Екатеринбурге?». Ответ однозначный: есть. В Свердловской области работает более чем 360 компаний, практически 95% горожан тратит на концерты около 5000 рублей в год, среди сотрудников музыкальных организаций огромное количество людей, переехавших из других городов и регионов. Однако, безусловно, есть слабые точки, сложности, с которыми нужно работать. Музыкальная индустрия — это не только экономика, но и повышение социального оптимизма, брендинг города, культурная среда и микроклимат в Екатеринбурге. Страшно, когда знаковые концертные площадки закрываются. Мы теряем места силы. Не только как возможность прекрасно провести время, но и как важную точку в городе, которая привлекает пассионариев и туристов.
— Нужны ли, на ваш взгляд, меры поддержки для музиндустрии? Можно ли считать New/Open Showcase такой поддержкой?
— Безусловно, всей музыкальной сфере нужна поддержка, особенно в кризис. Музыкальная отрасль пострадала от коронавируса сильнее, чем многие другие. Нас первыми «закрыли» и «откроют» в последнюю очередь. Важно помнить, что музыкальная индустрия — это не только музыканты, но и организаторы фестивалей, прокатчики оборудования, звукорежиссеры, видеоинженеры, PR-специалисты, координаторы, дизайнеры, менеджеры и директора групп. Это огромная сфера, в которой занято большое количество людей. Сейчас многие из них не могут полноценно работать и планировать свою деятельность. И да — New/Open Showcase — это поддержка молодых музыкантов.
— Что ждет креативную экономику и, в том числе музиндустрию, когда (и если) коронавирус будет побежден?
— Сложно что-либо прогнозировать, но будем надеяться на рост и увеличение внимания к сфере с разных сторон.
Елена Сердечнова