Для начала придется сделать маленькую оговорку. Подсчитать зарубежную кассу какого-либо фильма крайне проблематично: многие исследовательские компании предоставляют данные лишь по определенным странам, поэтому общая сумма сборов в разных источниках бывает иногда очень уж разной. Тем не менее, кое-какие выводы все-таки сделать можно.
И выводы эти довольно радужные: нет, мы не совершили кассового прорыва в зарубежных кинотеатрах, но интерес к нашим релизам постепенно увеличивается. Так, например, в 2017-м году иностранный прокат штурмовали 38 российских картин: 28 игровых и 10 анимационных, тогда как в 2015-х таких «счастливчиков» было 24, а в 2016-м – всего 20. Не стоит на месте и сумма сборов: за 2016-ый она увеличилась почти вдвое (с $17 миллионов в 2015-м до $34 миллионов), а за прошлый год сумела сделать и еще один шаг вперед – выросла до $37.6 миллионов (по данным портала Kinodata.pro). Возможно, не так уж оглушительно в рамках земного шара, однако сумма вполне серьезная, да и тенденция к росту видна.
Конечно, прорываться на мировые рынки мы пытаемся далеко не первый год. Несмотря на рост рынка национального, своего собственного потенциала нам хватает далеко не всегда, чтобы окупить картины даже со средним бюджетом. Что уж говорить о прибыли! Поэтому зарубежная аудитория в такой ситуации будет не лишней. Более того, для некоторых проектов иностранный прокат – единственное спасение.
За примерами ходить далеко не надо. Возьмем кинокомикс Сарика Адреасяна, с треском провалившийся в наших кинотеатрах в феврале прошлого года. У нас он собрал всего $4,7 миллионов. В мире (выйдя в прокат в 28 странах) – почти в 2 раза больше (около $8 миллионов). Кстати, это лидер нашей кинопродукции за рубежом, в чем нет ничего удивительного. Во-первых, потому что «Защитникам» удалось «захватить» Мексику и Китай, а китайский рынок – один из самых привлекательных в мире (к примеру, «Экипаж» собрал здесь $4,4 миллиона). Во-вторых, наши так называемые «блокбастеры» по сравнению с голливудскими очень дешевы, качество же вполне сопоставимо с американскими фильмами, имеющими средний и малый бюджет. Поэтому работать с нашей продукцией иностранным дистрибьюторам выгодно. Поэтому дело за малым – научиться этой выгодой пользоваться. Кстати, финальные точки над «И» в деле «Защитников» еще не поставлены: на днях фильм выходит в прокат в Японии.
Серьезные успехи есть и у нашего «Притяжения»: в копилке фильма почти $1,7 миллиона (без учетов сборов в Китае, где фильм стартовал только 31 декабря). Неделю назад он вышел и в Великобритании (не самая простая страна для наших релизов), установив там своего рода рекорд: картина получила больше 30 экранов IMAX (такого количества у не англоязычных релизов не было никогда). И вот как объясняют это зарубежные партнеры картины: «нас поразила комбинация бюджета и качества фильма: создание блокбастера такого уровня с таким мизерным финансированием заслуживает отдельного изучения».
Традиционно хорошо чувствует себя за границей и наш арт-хаус. Лидерство принадлежит работам Андрея Звягенцева: номинированная на «Оскар» «Нелюбовь» уже заработала почти $1,9 миллионов всего в четырех странах, а планируется еще девять, в том числе и США. Удачно прокатывались за рубежом и другие его картины: дебютное «Возвращение» в 2003-м собрало $5,5 миллионов при бюджете в $400 тысяч (!). Звягенцев вообще очень интересен иностранцам: зарубежный прокат обеспечивает ему от 30 до 90% сборов.
Еще одна золотая жила – наша анимация, хотя, конечно, не вся. Понятно, что, например, «Богатыри» - сугубо национальный продукт, рассчитанный на наш местный рынок, поэтому зарубежные успехи франшизы не велики. А вот «Снежная королева» воронежской студии Wizart совершила настоящее чудо: к концу 2017-го в ее копилке оказалось более $11 миллионов и сумма продолжает расти. Фильмы франшизы неплохо заработали в Китае, Южной Корее, Испании и т.д. Впереди Франция и другие страны. И этот успех тоже объясняется весьма просто: фантастическое сочетание цена-качество.
А вот российские комедии иностранцев не интересуют совсем – слишком сильна родная специфика. Чего, кстати, не сказать о хоррорах: ужастик «Невеста» отлично выстрелил в Латинской Америке. Если же говорить, о максимально больших сборах, то здесь лидерство принадлежит картине десятилетней давности – «Монголу» Сергея Бодрова-младшего. Фильм собрал за пределами нашей страны более $20 миллионов, из них почти четверть – в США. И окупился он именно благодаря прокату за рубежом.
Но, к сожалению, большая часть картин пока не использует свой кассовый зарубежный потенциал. Причина банальна – нехватка средств для продвижения фильмов на рынке. Чтобы изменить это, с 2018-го года Фонд Кино разрешает продюсерам вкладывать деньги, полученные через государственное финансирование, в «раскрутку» фильма на зарубежной арене. (Раньше их можно было тратить только в России). Кстати, речь идет не об авторских картинах (для этого есть фестивали), а именно о мейнстриме. А чтобы как-то проконтролировать вложенные средства, вводится и новый показатель эффективности (KPI): он будет учитывать число билетов, проданных за границей на каждый наш фильм. Правда, как именно будет работать данная мера, пока не очень ясно. Тем не менее, авторы инициативы надеются, что с ее помощью можно будет решить вопрос окупаемости наших фильмов. Что ж, поживем – увидим.
Вера Алёнушкина